Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 14:39, дипломная работа

Краткое описание

Цель нашего исследования: Показать зависимость качества детского рисунка от уровня освоения изобразительных умений и навыков.
Объект исследования: Обучение дошкольников предметному рисованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста.
1.1.Материалы для рисования и способы их использования………………….7
1.2.Техника рисования и ее роль в создании изображения……………………14
1.3.Формирование двигательных навыков и умений………………………….19
1.4.Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения………………………………………………………………………22
1.5.Обущение графическим навыкам и умениям………………………………30
1.6.Характеристика детского рисунка………………………………………….36
1.7.Показатели, характеризирующие качество продукции детской художественной деятельности…………………………………………………..40
2.Опытно-практическая работа.
2.1.Краткое описание хода исследования………………………………………..43
2.2.Констатирующий эксперимент………………………………………………44
2.3.Формирующий эксперимент…………………………………………………48
2.4.контрольный эксперимент…………………………………………………...51
Заключение…………………………………………………………………53
Литература………………………………………………………………....54
Приложение.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Оренбургской области.doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

 Какие же особенности развития изобразительных действий можно наметить в пределах дошкольного возраста?

 Изобразительные действия становятся более точными, уверенными и смешными. Достигается это не только упражнением, но и повышающийся осознанностью, целесообразностью этих действий, растущей произвольностью всех психических процессов, совершенствованием их регулирующей функции. Вследствие этого у ребенка изобразительные действия все более подчиняются замыслу. Особая роль принадлежит развитию действия восприятия. Именно восприятия создает представление о предмете, явлении. На это представление ориентируется ребенок в процессе изображения. Восприятия позволяет выполнить любое изображение (разных форм, строения, разнообразного сочетания предметов и т.п.).

Изобразительные действия становятся более самостоятельными и обобщенными, т.е. ребенок постепенно получается на основе сравнения особенностей изображаемых  предметов с сенсорными этанолами, а затем и между собой находить общее между ними  переносить цветные ему и подходящие для этого изображения в новых условиях, на изображения относительно новых предметов из ряда подобных (сходных по форме и строению). Это дает ребенку свободу и самостоятельность  в изображении любого предмета, явления, а следовательно, дает относительную свободу для развития замысла и его реализации.

Дошкольник проявляет  активность, инициативу и самостоятельность  в обогащении способов изображения, дополняя цветные образы деталями на основе свежих впечатлений, свободного комбинирования, варьирования способов изображения, смелого и свободного применения техники.

Все это рождает у  ребенка смелость и уверенность, творчество в поиске новых, оригинальных способов изображения, в создании разнообразных сюжетных рисунков.

Поддерживая и стимулируя стремление ребенка и выражению своих мыслей и чувств, необходимо обращать внимание на зависимость воздействия рисунка на других людей от его художественной формы (качества изображения), тогда формируется стремление (мотив) быть понятным и принятым детским сообществом и взрослым будет закрепляется и стимулировать изобразительную тенденцию в деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Формирование двигательных навыков и умений.

Навыки и умения, составляющие технику рисования, имеют двигательный характер. Закономерности из формирования и развития те же, что и любых других двигательных навыков. Поэтому обучение техническими навыкам и умениям рисования будет успешным лишь в том случае, если не дают учтет физиологические и психологические особенности, условия и пути их образования.

Проблемы развития моторики (движений) ребенка издавна привлекали исследователей, так как это необходимо для осуществления любой деятельности. Как показывают исследования, движения составляют основу формирования представлений о форме, величине, пространстве и т.д.

 Правильность узнавания  фигуры находиться в тесной  зависимости  от составления  особенностям фигуры движений, которые  производит рука или глаз ребенка  в процессе предшествующего ознакомления с ней.

Для развития моторики человека большое значение имеет созревание нервно – мышечного аппарата и  усвоение исторически сложившегося опыта предшествующих поколений. Освоение движений ребенком осуществляется под  влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями.

Особенно важным для  развития техники ребенка является овладение движениями рук. Уже к  трем годам движения руки ребенка  достигают значительного развития. Но  рука еще недостаточно ловка, подвижна. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Они развиваются  в процессе деятельности, путем систематического обучения и постоянных упражнений ребенка.

 Переход к более сложным формам деятельности предъявляет новые требования к моторике ребенка, принуждает его овладевать новыми двигательными  навыками и умениями. Так ребенок  - дошкольник  овладевает  сложными и только дифференцированными навыками. Рука ребенка должна действовать в зависимости от особенностей карандаша, кисти, которыми он овладевает на основе познания их специфики под руководством воспитателя.

Особенности изобразительной  деятельности заключаются в том, что для ее осуществления важно  не просто развития руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающиеся изображения и направляет его. Детей нужно учить и осуществлению движения, и его качеством: силе, длительности, направленности и др.

Техника рисования включает и движения, и восприятия их, т.е. движения под контролем зрения и двигательных (осязательных и кинестетических) ощущений.

Изобразительное движение руки при рисовании связанно с  мышечно – двигательными, восприятием  самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение.

Подчеркивая это, И.П. Павлов писал: «Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете  кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите».

В соответствии с образовавшимися  у ребенка зрительными и кинестетическими представлениями производится нужное движение и по ходу его выполнения корректируется. В связи с этим первый момент показа движения педагогам (показ формообразующего движения, технического приема) очень важен, так как он кладет начало изображению. Ведь в результате восприятия движения и формируется представление о нем, на основе которого осуществляется движение.

Передача пространственных свойств предмета (формы, величины, строения) требует постоянного зрительного контроля за движением. С образованием двигательных  представлений, накоплением опыта рисовальные движения становятся более свободными, уверенными, увеличивается производительность регуляции движений по направленности, размаху, длительности и т.д.

Регуляция изобразительного движения через двигательные ощущения возможна в том случае, если сформировано представление о движении. Это  происходит на основе опыта движений. Ребенок начинает приобретать его уже  в процессе обследования, когда включается движение руки по контору предмета и ребенок ощущает, как движется его рука: в каком направлении, каково движение по размаху, по продолжительности и т.д.

Включение в обследование предмета движения руки организует зрительное и кинестезическое восприятие детей, способствует уточнению зрительных и двигательных представлений о форме предмета и его конфигурации.

Ориентировочно –  исследовательская деятельность при  предварительном подробном обследовании предмета приводит к возникновению целесообразного образа того, что и как должно быть  нарисовано. Необходимо единство зрительной и моторной координации для осуществления процесса изображения и выработки технических навыков.

В результате многократных повторений движений и восприятия получающегося изображения под руководством педагога у детей формируется обобщенные представления движений, заключающиеся в том, что изображение предметов одинаковой формы требует одних и тех же движений.  Ощущения представления связаны с обобщенными умениями. Это очень важный момент в обучении движением: без наличия такого обобщенного представления ребенок не сможет перейти к самостоятельному изображению предметов и явлений окружающего мира.

Автоматизированное выполнения действия не есть бессознательное. Сознательный контроль остается в любой степени автоматизации. На эту особенность автоматизированного действия указывал еще И.М. Сеченов. «Чем заученнее движение, тем легче оно получается воле».

Технические навыки рисования носят сенсомоторный характер. В каждом из них есть двигательная часть – выполнение рукой рисовального движения и сенсорная – восприятие движением и осуществление контроля за ним.

В процессе выполнения движения импульсы поступают в кинестезический (двигательный) анализатор. Их анализ позволяет сличать  выполнимое движение с имеющимся представлением о нем и корригировать ею до полного уподобления.

Необходимо четко различать  понятия навыка и умения. Навык  определяется как часть более  общего понятия. Умение характеризуется  как способность использовать знания и навыки для решения разнообразных практических задач.

Важно не только научить  детей правильно держать карандаш, но и отработать более сложное и пластическое умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Для этого нужен не только навык, но и знание той или иной изобразительной задачи.

В это умение входит ряд  навыков: правильно держать инструмент (исходное положение), положение руки с инструментом при рисовании  вертикальных и горизонтальных линий, положение руки с кистью при рисовании широких полос и тонких линий и др.

Овладев всеми этими  навыками и зная, какой способ действия должен применятся в том или ином случае, дети приобретают умение свободно владеть карандашом и кистью при  различных приемах рисования. Тонким образом, ПЕРВАЯ ГРУППА нашей классификации включает не только навыки, но  и умения.

ВТОРАЯ ГРУППА классификации  включает навыки, отработка которых  приведет к образованию умения регулировать рисовальные движения в отношении  силы нажима, скорости, размаха, равномерности, слитности, плавности в соответствии с задачами изображения.

Каждое из названных  качеств движения отрабатывается как  навык.

Навыки владен6ия в  ТРЕТЬЮ ГРУППУ, перерастают в сенсомоторные  умения, обуславливающие  создание изображения: умения подчинять движение передаче любой формы, ее конфигурации, положения в пространстве, относительной величины, пропорции, что требует умение соразмерять, подчинять движения контролю взора. Эти относительно сложные умения требуют усвоения определенных знаний  и овладение входящими в них навыками: произвольное прекращение движений в нужной точке, легкое, без излишнего напряжения движения, удержание направленности движения (по прямой, по окружности и т.д.), изменение направления движения. Эти навыки обеспечивают передачу относительной величины и пропорций форм предметов.

Так, для того чтобы  произвести формообразующее рисовальное  движение, нужно ощутить  и определить, каким должно быть это движение, соотнося его с формой изображаемого  предмета. При направленных действиях формообразующее движение может быть произведено неточно, а следовательно, и форма предмета искажена.

 Умение нарисовать предмет требует отработки не одного, а нескольких навыков и может быть окончательно сформировано тогда, когда навыки, входящие в его состав, отработаны. Кроме того, это умение применяется сознательно: оно требует такого умственного действия, как представление формы, величины, пропорций изображаемого предмета и соотнесение с ним рисовального движения. Умения, направленные на передачу формы предметов, ее пространственного положения, величины отношений формируется в соответствии с овладением навыками и усложнением изобразительных задач.

Такая последовательность определяется тем, что умение, как  говорилось выше, могут быть приобретены тогда, когда отработаны входящее в них навыки и усвоены знания о материалах и инструментах, используемых в рисовании.

1.4. Последовательность отработки техники рисования в зависимости от задач изображения.

Эффективно освоение технических навыков и умений возможно лишь при установлении последовательности овладения детьми техникой рисования, распределения задач по каждой группе детского сада с учетом возрастных особенностей развития изобразительной деятельности.

Обучая технике рисования  малыша, необходимо  учитывать, что движения руки ребенка, которые обуславливают изображение, только начинают развиваться. И этому процессу необходимо уделить особое внимание.

Всему этому ребенок  учится постепенно на занятиях в процессе создания изображения. От занятия к занятию на протяжении пребывания в детском саду у ребенка формируется необходимые технические навыки и умения. По мере овладения движениями руки ребенок все более легко и свободно изображает предметы и явления окружающей жизни, выражает в рисунке свой замысел.

Первые штрихи, которые  ребенок наносит на бумагу, большей частью прерывающиеся: карандаш то касается бумаги, то проносится по воздуху. Но довольно быстро, обычно после нескольких проб, рука ребенка крепнет, движения делаются более энергичными, многократно повторяющимся: ребенок двигает рукой туда – обратно, не отрывая карандаша от бумаги. В результате получаются пучки дугообразных штрихов, по длине соответствующие размаху руки ребенка.

В это же время маленькие  дети, ударяя карандашом по бумаге, получают точки и короткие штрихи.

Постепенно ребенок  начинает изменять направления штрихов, располагая их по – разному на листе бумаги, изменяется характер движения (прямолинейные, дугообразные, вращательные). Дети осваивают пространство листа.

 Если непрерывное дугообразное движение обратно идет не только по тому же пути, а загибаясь в другую сторону, то получается вращательное движение. Благодаря совершенствованию этого движения,  форма изображении все более и более округляется. Вращательное движение может сосредотачиваться на одном месте, и тогда получаются мотки, может  распространятся по всему листу – в этом случае образуется спирали. От непрерывного движения ребенок переходит к раздельным движениям.  Отдельные линии приобретают се более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом (появляются зигзаги), перекрещиваются.

Информация о работе Психолого-педагогические основы обучения рисованию детей – дошкольного возраста