Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижная игра –незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Содержание

Введение……………………………..……………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.2 Значение подвижных игр для развития личности ребенка…………...…..11
1.3 Особенности организации русских подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………..………16
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста……….24
2.3 Программа, направленная на совершенствование психофизических……25 качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр……..27
2.4 Контрольный эксперимент…………………………….……………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………36

Вложенные файлы: 1 файл

НасырьяноваРадина.docx

— 76.92 Кб (Скачать файл)

 

         Перейдем к описанию результатов, полученных при анализе проведенных исследований.

          Тестирование было направлено на выявление уровня развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации) детей старшей группы и определения подвижной игры как средства развития данных качеств.

         Проведенное исследование позволило условно разделить старших дошкольников на три группы - с высокими, средними и низкими показателями развития физических качеств (силы, выносливости, быстроты, координации), таблица 2.1.

Таблица 2.1 Анализ проведенной работы

 

Уровень

Количество детей/ %

 

III уровень/ низкий

4/ 40%

 

II уровень/ средний

4/ 40%

 

I уровень/ высокий

2/ 20%

 
     

2 детей - Миша Б. и Саша  К. - показали высокие показатели  физической подготовленности. Миша  Б. выполнил на высоком уровне  бег на 30м, челночный бег, прыжок  в длину с места выполнил  на высоком уровне, показал средний  уровень выносливости. Саша К. выполнил  на высоком уровне бег на 30м, челночный бег, прыжок в длину  с места выполнил на среднем  уровне, показал высокий уровень  выносливости.

          Дети с высоким показателем уровня развития физических качеств отличаются быстротой и уверенностью действий, в случае неудачи не отступают от цели, а прилагают максимум, усилий для достижения намеченного результата, умеют самостоятельно принимать решения, находить целесообразный способ действий, сдерживать свои чувства и желания.

        4 детей - Света Ф., Маша Б., Вова Л., Дима К. - показали средние показатели уровня развития физических качеств. Таких детей характеризуют неравномерность развития физических качеств, разноплановость двигательного поведения.

        Например, наряду с высокими показателями силы, быстроты, имеют средние показатели координации и допускают ошибки в технике сложных видов движений (прыжки). Также есть дети, которые проявляют педантичную исполнительность в выполнении рекомендаций педагога воспитателя, но при неудачах или допускаемых ошибках снижают активность действий и не обращают внимания на то, качественно или нет они выполняют задание.

          4 детей - Нина Н., Аня Т., Юля К., Витя Ю. - дети имеющие низкий уровень развития физических качеств и в основном низкие количественные и качественные показатели при выполнении тестовых заданий.

         Эти дети в отличие от других детей почти не прилагают усилий, чтобы заставить себя работать, проявляют медлительность и недостаточную уверенность.

         Только в достаточно простой обстановке они обнаруживают некоторую активность, которая по мере возникновения новых трудностей уступает место более привычным формам поведения (пассивность, безразличие и т.п.).

Таким образом, работа по формированию физических качеств с помощью подвижных игр с детьми выделенных групп должна строиться с учетом индивидуальных особенностей их двигательного развития.

 

2.3 Программа, направленная  на совершенствование психофизических  качеств дошкольников средствами  русских народных подвижных игр

 

        Была предложена программа коррекционно-педагогического воздействия, цель которой - совершенствование психофизических качеств детей старшего дошкольного возраста средствами русских народных подвижных игр. (Приложение Г)

        Комплекс игр включает в себя игры с бегом, с мячом, с прыжками.

Различные по содержанию русские народные подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного развития детей.

         Игры с бегом. Таким играм присущ творческий характер, основанный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно выбирают способы, обеспечивающие результативность игровых действий, совершенствующие психофизические качества.

          Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч. Жадько А. Н. Чудесные свойства мяча. [14]. В системе физического воспитания, разработанной П.Ф.Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А.Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие.

           Игры с прыжками. Эти игры развивают выносливость и ловкость, улучшают осанку и укрепляют все мышцы тела и сердечно-сосудистую систему организма.

          Игровой деятельностью руководит воспитатель. Роль его зависит от характера игры, от численного состава группы. Затем определяют роли и размещают детей, объясняют игру, рассказывая последовательность игровых действий, указывая местонахождение игровых атрибутов, используя пространственную терминологию, обсуждают по какому сигналу начинается игра и по какому заканчивается. Необходимо выделить игровые правила и точное их выполнение. С помощью вопросов проверить как дети поняли игру. Ответственные роли нельзя поручать одним и тем же (замена ведущего считалкой или лучшим игроком). Важной деталью является поощрение детей. При повторном проведении игры детям предлагается вспомнить и рассказать её содержание. Воспитатель подсказывает в ходе игры, как целесообразнее выполнить движение ловить, увёртываться, менять направление при убегании и т.д.). В заключительной части игры отмечаются дети, которые не нарушали правила, точно выполняли движения.       Анализируются и подводятся итоги вместе с детьми.

         Значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки, воспитывать ловкость. Во всех вариантах детей сначала просили определить способ предстоящих действий в зависимости от требований игры, затем проверить правильность своего выбора непосредственно в игре.

         При проведении игр с бегом детей знакомили с разнообразными приёмами увёртывания, напоминали, что можно резко изменить направление, остановиться, присесть, слегка наклонить корпус, выполнить обманное движение. Использование наглядного материала позволяло находить наиболее рациональный вариант решения двигательной задачи.

         При проведении игр, основу которых составляли подражательные и ритмические движения, упражнения на внимание, неожиданные перестроения, учитывалось теоретически обоснованное положение о значении чувства времени, обеспечивающего адекватную реакцию на изменение ситуации. Широко использовались имитационные упражнения. В играх, требующих мгновенного прекращения действий по игровому сигналу, сохранению определённого положения, подчёркивались быстрота реакции, а также оригинальность и выразительность позы.

         На заключительном этапе решались задачи совершенствования двигательных навыков детей и творческого использования имеющегося двигательного опыта в повседневной жизни. На данном этапе предусматривалось проведение подвижных игр с более сложными заданиями; придумывание игр и упражнений самими детьми; включение описанных выше игр в формы активного отдыха – физкультурные досуги и праздники, а также самостоятельную двигательную деятельность детей.

        Особое внимание в работе уделялось осуществлению индивидуально-дифференцированного подхода к детям, имеющим существенные различия по степени сформированности двигательных навыков и уровню физической подготовленности: задания подбирались индивидуально для каждого ребёнка, для соперничества в парах, коллективных соревнований. Целесообразным оказался приём объединения в пары не только активных и пассивных детей, но и детей с разным уровнем физической подготовленности.

        Повторение и продолжительность игры для каждого возраста регламентирована программой, но воспитатель должен уметь оценивать и фактическое положение. Если дети во время бега покашливают, значит они устали и не могут перевести дыхание. Необходимо переключиться на другую, более спокойную игру.

         Для проведения большинства игр руководителю необходим яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей зрительный рецептор развит еще слабо, а внимание рассеяно. Инвентарь должен быть легким, удобным по объему, соответствовать физическим возможностям детей.

 

2.4 Контрольный  эксперимент

 

          После проведения всех перечисленных мероприятий мы провели повторную оценку развития физических качеств у детей. Повторное тестирование физических качеств у детей показало следующие результаты (таблица 2.2, 2.3,2.4,2.5).

        Таблица 2.2 Результаты координационных способностей, % - быстрота

 

Уровень

До эксперимента

После эксперимента

 

Низкий

40

20

 

Средний

40

50

 

Высокий

20

30

 
       

Показатели скорости у детей улучшились: стало больше на детей с высоким и средним уровнем скорости.

Таблица 2.3 Результаты координационных способностей, %- прыгучесть

 

Уровень

До эксперимента

После эксперимента

 

Низкий

40

10

 

Средний

40

50

 

Высокий

20

40

 
       

Показатели прыгучести у также стали лучше: стало на 30% меньше детей с низким уровнем развития данного качества и на 20% больше с высокими показателями.

Таблица 2.4 Результаты координационных способностей ,%- метание

 

Уровень

До эксперимента

После эксперимента

 

Низкий

30

10

 

Средний

40

40

 

Высокий

30

50

 
       

 

Показатели меткости у детей улучшились: стало на 20% меньше детей с низким уровнем и на 20% больше с высоким уровнем.

Таблица 2.5 Результаты скоростно-силовых способностей , %- сила мышц рук

 

Уровень

До эксперимента

После эксперимента

 

Низкий

40

10

 

Средний

30

30

 

Высокий

30

60

 
       

           Показатели силы у детей также стали лучше: после эксперимента более половины (60%) детей показали высокий результат.

          Таким образом, проведенные мероприятия по развитию психофизических качеств у детей оказали благоприятное влияние на развитие детей. У детей группы улучшились такие качества как: координационные и скоростно-силовые.

          Таким образом, по итогам всех методик, было выявлено следующее.

Оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста по результатам тестов показала, что у детей преобладает низкий и средний уровень развития физических качеств.

            Разработана методика работы воспитателя по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленная на развитие основных физических качеств.

           Специально подобранные игры проводились ежедневно в группе и на улице. При этом значительное внимание уделялось вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать двигательные навыки.

Информация о работе Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста