Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 12:55, курсовая работа
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижная игра –незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр – в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Введение……………………………..……………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РУССКИХ ПОДВИЖНЫХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогические особенности развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….7
1.2 Значение подвижных игр для развития личности ребенка…………...…..11
1.3 Особенности организации русских подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста…………………………………………………..………16
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДОШКОЛЬНИКАМИ
2.1 Цель, задачи, гипотеза и методики исследования особенностей русских народных подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста……….24
2.3 Программа, направленная на совершенствование психофизических……25 качеств дошкольников средствами русских народных подвижных игр……..27
2.4 Контрольный эксперимент…………………………….……………………30
Заключение………………………………………………………………………34
Список литературы………………………………………………………………36
Одним из немаловажных фактов в разработанной методике является совместная деятельность педагога и детей.
Разработанная методика оказала положительное влияние на развитие физических качеств.
У детей произошли достоверно значимые улучшения в показателях скоростно-силовых способностей мышц ног и рук, и координационных способностей.
Заключение
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 6--7 лет является решающим в процессе становления личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация базовых составляющих психического развития, в процессе которой складывается ведущее личностное образование – детская компетентность.
Дошкольный возраст – это период совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5–7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм с правилами отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка.
Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности.
В экспериментальной части было выявлено следующее: оценка физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста по результатам тестов показала, что у детей преобладает низкий и средний уровень развития физических качеств.
Предложенная методика по организации русских народных подвижных игр с дошкольниками, направленная на развитие основных физических качеств оказала положительное влияние на развитие психофизических качеств детей.
У детей произошли достоверно значимые улучшения в показателях скоростно-силовых способностей мышц ног и рук, и координационных способностей.
Список литературы
1.Бобырь Е. Б. Формирование
физических качеств у старших
дошкольников на занятиях
2.Воронин А. С. Словарь
терминов по общей и
3.Громова О. Е. Спортивные игры для детей. -- М.: ТЦ Сфера, 2003. -- 128 с.
4.Дедулевич М. Н. Играй -- не зевай : подвижные игры с дошкольниками : пособие для воспитателей дошк. образовав учреждений. -- М. : Просвещение, 2007. -- 64 с.
5.Жадько А. Н. Чудесные
свойства мяча. - Режим доступа: [http://www.eka-roditeli.ru/
6.Кожухова Н. Н. и др. Воспитатель
по физической культуре в
7.Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.--М.: Просвещение, 1988. -- 190 с.
8.Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
9.Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1986. - 82 с.
10.Немов Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. -- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2005. - 496 с.
11.Рунова М. А. Формирование
оптимальной двигательной
12.Степаненкова Э.Я. Теория
и методика физического
13.Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая
диагностика развития детей
14.Татульян О. В. Методическая
разработка по физкультуре (старшая
группа) по теме: Подвижная игра
как средство формирования
15.Тимофеева Е.А. Подвижные
игры с детьми младшего
16.Фадина Г.В. Диагностика
и коррекция задержки
Приложение А
Таблица. Методика проведения подвижных игр с детьми дошкольного возраста[ 6,с.6]
Возраст |
Характеристика подвижных игр в разных возрастных группах |
Объяснение игры |
Распределение ролей, выбор ведущего |
Руководство ходом игры |
Подведение итогов игры |
|
Старший дошкольный возраст |
Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры-эстафеты, спортивные игры. Количество ролей увеличивается (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми. |
Желательна такая последовательность объяснения: назвать игру и ее замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если в игре есть слова, то специально их разучивать во время объяснения не следует, дети естественно запомнят их в ходе игры. Если игра знакома детям, то вместо объяснения надо вспомнить с ними отдельные важные моменты. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше поступить так: сначала объясняется главное, а затем по ходу игры все детали. Воспитатель объясняет правила перед игрой, а затем задает вопросы, чтобы убедиться, что все дети поняли правила игры. Дети могут до игры рассказать правила сами или ответить на вопросы воспитателя. |
Ведущая роль всегда соблазн, поэтому во время распределения ролей случаются разные конфликты. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполнит важное поручение. Вы бор воспитателя обязательно должен быть мотивирован. Часто используются считалки (считают сами дети). На кого выпало последнее слово, тот будет водить. За рукой считающего ревниво следят все, поэтому делить слова на части нельзя. Возможен выбор на роль по желанию ребенка. Можно использовать загадку (кто первый отгадал, тот и водит). Можно выбирать на роль при помощи «волшебной стрелки». Как поощрение, по жребию. Для назначения нового ведущего в ходе игры основным критерием является качество выполнения движений и правил. |
Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить ведущих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. |
Отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает боле сознательное отношение к выполнению правил игры и движений. |
|
Приложение Б
1. Тест на определение скоростных качеств:
Цель: определить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.
Методика: В забеге участвовало не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперёд и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.
2. Тест на определение координационных способностей:
Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.
Методика: В забеге принимали участие два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.
3. Тест на определение выносливости:
Цель: Определить выносливость в беге до утомления у детей дошкольного возраста.
Методика: В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию воспитателя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).
Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:
Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.
Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.
Приложение B
Таблица. Нормативы физической подготовленности 5-6 лет [11]
Упражнения |
Мальчики |
Девочки |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
||
Бег 30 м с высокого старта (с) |
6,5 |
8,1 |
8,5 |
6,5 |
8,2 |
8,6 |
|
Челночный бег 3*10м., сек. |
9,9 |
11,1 |
12,8 |
10,0 |
11,3 |
12,9 |
|
Продолжительность бега: 5-6лет -5 мин.; дистанция, м. |
1500 |
750 |
500 |
1500 |
750 |
500 |
|
Прыжок в длину с места (см) |
135 |
110 |
85 |
125 |
100 |
85 |
|
Баллы |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
|
Критерии оценки развития физических качеств
I уровень - высокий - 8-7 баллов
II уровень - средний - 6-4 баллов
III уровень - низкий - 3-0 баллов
Каждый уровень характеризуется следующими параметрами:
I уровень - высокий - 8-7 баллов
- ребенок выполнил все четыре
задания на высоком уровне, без
признаков переутомления, активно
вел себя при выполнении
II уровень - средний - 6-4 баллов
- ребенок выполнил задания на
среднем или высоком уровне (но
не было выполнения какого-