Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 08:06, лекция
1. Психолого-педагогический мониторинг как научное понятие.
2. Характеристика психолого-педагогического мониторинга как метода контроля.
3. Сбор данных для проведения мониторинга физического воспитания.
4. О технологии проведения мониторинга.
Лекция № 5 Психолого-педагогический мониторинг здоровья и физического воспитания детей в дошкольном учреждении
План
1. Психолого-педагогический
2. Характеристика психолого-
3. Сбор данных для проведения
мониторинга физического
4. О технологии проведения
Литература
1. Алямовская В.Г., Бекетова Т.А. Возможности дошкольного образовательного учреждения в оказании медико-социальной и психолого-педагогической поддержки детям / Эколого-социальные вопросы защиты и охраны здоровья молодого поколения на пути в XXI век. СПб., 1998.
2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
3. Алямовская В.Г. Оценка эффективности системы физического воспитания в дошкольном учреждении // Педагогическое обозрение № 3, 1998.
4. Алямовская В.Г. Организация психолого-педагогического мониторинга / Оптимизация оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении. Н.Новгород, 2000.
5. Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. М., 1995.
6. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста. СПб., 1995.
7. Физическое развитие и
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ КАК НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ
Понятие «мониторинг» появилось в процессе изучения влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция — суть мониторинга.
В настоящее время мониторинг является одним из основных методов продуктивного контроля деятельности практически любой организации. В силу того, что при использовании этого метода основное внимание направляется на контроль процесса деятельности, появляется возможность своевременной ее коррекции, а следовательно, и обеспечивается более короткий путь к получению оптимальных результатов.
В науке управления мониторинг определяется
как универсальный тип
Информация породила еще одну рукотворную «природу», которую принято называть инфосферой. Инфосфера творит, формируя свой мир, свой способ мышления, в ней царят новая этика и преображенная культура. Свои новые возможности приобретает в ней не только информационно-технологическая, но разумно-гуманистическая сила. Именно к этой силе относят мониторинг как метод контроля, поскольку он позволяет в инновационном процессе развития образовательного учреждения заменить культуру полезности на культуру достоинства. В культуре достоинства, являющейся одной из важнейших характеристик современной парадигмы образования, ведущей для педагога становится ценность личности ребенка, а для руководителя — ценность личности не только ребенка, но и педагога.
Белым пятном на образовательной карте России называет профессор А.Найн страх педагога перед самим собой, страх перед государством в лице проверяющих. Своеобразным лекарством, избавляющим от страха, можно считать государственные стандарты образования. Но вариативное развивающее образование и тем более оздоровительная деятельность дошкольного учреждения не могут быть сведены к стандарту. Неуклонно развивающаяся педагогическая мысль в процессе разработки новых технологий и интенсификации оздоровительной деятельности неизбежно приводит к поиску соответствующих методов и форм контроля, чтобы на этих технологиях не мог бы быть поставлен гриф «использовать в работе опасно для здоровья детей».
Психолого-педагогический мониторинг
в этом смысле является более сильным
лекарством, чем стандарты образования.
Он позволяет не только оперативно
отслеживать процесс и динамику
образовательной деятельности, но и
своевременно корректировать ее в случае
возможности негативного
Мониторинг оптимизирует управление
процессами, системами деятельности,
развитием организаций и
Исследователями понятие психолого-
Мы будем придерживаться следующего определения:
Психолого-педагогический
мониторинг — это сложный процесс,
включающий в себя систему взаимосвязанных
специфических видов
Основной целью психолого-
Использование метода мониторинга необходимо прежде всего в профильных дошкольных учреждениях, а также в учреждениях, являющихся различного рода экспериментальными площадками. Но в то же время его осуществление возможно лишь в тех из них, которые имеют характеристики динамично развивающейся социальной организации. Этими характеристиками являются: высокий уровень организационно-педагогической культуры, развитое педагогическое самоуправление и наличие творческого пространства.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
Контроль, как правило, завершает управленческий цикл, и многие специалисты видят в нем основную деятельность руководителя.
Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. Контроль результатов служит улучшению качества трудового процесса. Но в этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках. Но если ошибки касаются здоровья, физического и личностного развития детей, их следует избегать. Этому во многом помогает контроль процесса.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли для этого подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.
Организовать контроль процесса бывает
сложнее, нежели контроль результатов.
Поэтому в практике чаще предпочитают
последнее и, как шутил знаменитый
писатель Марк Твен, люди очень удивляются
тому, «что, не зная, куда ехали, приехали
не туда».
С психологической точки зрения предпочтение
руководителем и методистом контроля
результатов контролю процесса позволяет
им уйти от личной ответственности, найдя
«виноватых». Мы вовсе не критикуем метод
контроля результатов, но он не является
оптимальным для оценки качества и эффективности
физкультурно-оздоровительной деятельности,
потому что не позволяет в полной мере
выяснить, что привело к таким результатам,
каковы и в какой временной период наблюдались
отклонения в деятельности и каковы будут
последствия этой деятельности.
Но и контроль процесса имеет
свои слабые стороны. При неумелой его
организации может «
Психолого-педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы ее результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Другими словами, мониторинг как метод
контроля не только до предела насыщен
знаниями об управляемых объектах,
но включает еще и рафинированное
исследование, как четко ограниченную
его часть. Оно позволяет достичь
нужного рефлексивного
Мониторинг можно
Содержание мониторинга
Создание специальной
В заключение этой части лекции следует
отметить, что мониторинг как метод
контроля этичен, поскольку не «ищет
виновных», психологичен, так как
способствует повышению уровня мотивации
персонала через ясное видение
путей решения проблем и
СБОР ДАННЫХ ДЛЯ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Для осуществления мониторинга физического воспитания и отслеживания влияния его технологий на здоровье детей необходимо иметь представление о динамике физического развития, развития физических качеств и физической подготовленности, качества развития двигательных навыков, заболеваемости.
Оценка физического развития детей
Физическое развитие детей — важный показатель состояния здоровья, который характеризуется совокупностью морфологических и функциональных параметров, обусловленных наследственными факторами и условиями окружающей среды.
При оценке физического развития детей учитываются:
— длина и масса тела, окружность
грудной клетки, а у детей до
3 лет и окружность головы;
— функциональные показатели: жизненная
емкость легких, коэффициент выносливости,
мышечная сила кистей рук и др.;
— степень развития подкожно-жирового
слоя, тургор тканей, развитие мускулатуры,
мышечный тонус, состояние осанки и опорно-двигательного
аппарата.
На физическом развитии детей особенно
заметно отражается влияние внешней
среды: неудовлетворительные жилищно-бытовые
условия, недостаток воздуха, недосыпание,
неудовлетворительное питание, особенности
климата, неправильный режим дня, ограничения
двигательной активности. В связи
с этим уровень физического развития
принято считать ярким
Физическое развитие детей закономерно
меняется в течение жизни. Показатели
массы и длины тела нарастают
неравномерно не только в разные возрастные
периоды, но и в разные сезоны. Более
интенсивное нарастание массы тела
у детей наблюдается в конце
лета и осенью, в меньшей степени
— весной и в начале лета. Это
объясняется улучшением обмена веществ
из-за увеличения времени пребывания
детей на свежем воздухе, большей
двигательной активностью, разнообразным
питанием с включением достаточного
количества свежих овощей и фруктов.
Темпы увеличения длины тела более
выражены весной и в начале лета,
когда усиленная
Индивидуальная оценка физического
развития проводится путем сопоставления
антропометрических показателей ребенка
с региональными стандартами. Это
позволяет выявлять отклонения в
физическом развитии и принимать
необходимые меры к их оздоровлению.
Использование нормативов дает возможность
провести групповую оценку физического
развития коллектива детей в дошкольном
учреждении и проследить динамику показателей,
а также провести сравнительные
исследования детей, посещающих и не
посещающих дошкольные учреждения. Кроме
того, метод групповой оценки позволяет
определить степень эффективности
различных физкультурно-