Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа
Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37
На современном этапе границы подросткового возраста примерно с обучением детей в средних классах от 11 – 12 лет до 15 – 16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Показатели его и определяют границы подросткового периода. Начало постепенного увеличения секреции гормонов начинается в семь лет, но интенсивный подъем секреции происходит в подростковом возрасте. Это сопровождается внезапными увеличениями роста, возмужанием организма, развитием вторичных половых признаков. Такие педагоги психологи, как Фридман Л.М., Божович Л.И.5 говорят о проблемности подростков.
В ходе
бурного роста и
Мадорский Л.Р.6 считает, что центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства зрелости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но в социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.
Суть подросткового
кризиса составляет
В подростковом возрасте весьма высокого уровня развитие достигают все без исключения познавательные процессы.
Становится
возможным обучение подростка
самым различным видам
Главная новая
черта, появляющаяся в психолог
Поведение
подростка регулируется его
Как правило,
общественная оценка классного
коллектива значит для
В этом возрасте
создаются некоторые условия
для формирования
Девиантное поведение в теории социальной работы:
Девиантное поведение (от лат. deviation – отклонение) – совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином виде. Например, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция. Не всегда проявляется в негативном выражении. Также девиацией является одаренность, чрезмерная доверчивость, открытость в сообществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя Леонова И.В.7
Поведение
некоторых детей и подростков
обращает на себя внимание
нарушением норм, несоответствием
получаемым советам и
Нормальный человек – это настоящий кентавр-образ (в терминах Ж.Т. Тощенко),9 противоречивый, неуловимый, изменяющийся. Согласно условной модели нормального человека, представленной в работах Т.А. Хагурова,10 это человек, адекватно понимающий и мысленно репрезентирующий реальность и способный к когнитивным операциям со сложными абстракциями, соотносящий свое поведение с духовно-нравственными ценностями, ищущий и обретающий смысл своей жизни, придерживающийся аскетической морали, ограничивающий свой индивидуальный гедонизм. Трудно не согласиться с автором, что такую модель можно обнаружить на уровне любой социокультурной системы. В реальном обществе стоит обратить внимание на парадоксальность сознания индивидов в части восприятия нормы, которая людьми различных возрастных групп воспринимается по-разному. Парадоксальность заключается в том, что норма универсальна для всех членов общества, но критерии нормальности воспринимаются представителями различных социально-демографических групп по-разному.
По мнению Ж.Т. Тощенко девиантное поведение можно разделить на следующие виды:
Агрессивное поведение (деструктивное). Агрессивность как склонность конкретного человека проявлять эту тенденцию в форме конкретных внутренних и внешних действий – индивидуальная особенность. Данную индивидуальную особенность довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений;
Ведущие признаки агрессивного поведения:
– выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
– тенденция к разрушению;
– направленность на причинение вреда окружающим людям;
– склонность к насилию (причинению боли).
Агрессивно-асоциальное
поведение непременно включает
насилие – вербальные или
Очевидно, что насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения. Человеческое насилие принципиально отличается от такового среди животных. Оно практически лишено биологической целесообразности, оно активно эксплуатирует человеческие чувства, оно паразитирует на человеческом интеллекте, наконец, оно многократно усиливается использованием оружия.
Делинквентное поведение. Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Криминальное поведение является утрированной формой делинквентного поведения. В целом делинквентное поведение непосредственно направленно против существующих норм государственной жизни, четко выраженных в правилах (законах) общества.
Особенности делинквентного поведения:
Это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности.
Например,
круг деяний, признаваемых преступными,
различен для разных
Делинквентное
поведение регулируется
Противоправное
поведение признается одной из
наиболее опасных форм
Основной функцией
любого государства является
создание законов и
Зависимое (аддиктивное) поведение. Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus – тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги). Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность». В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации».
Негативные последствия зависимого поведения личности:
– утрата работоспособности;
– конфликты с окружающими;
– совершение преступлений.
Зависимое
поведение – это наиболее
Зависимое
поведение тесно связано как
со злоупотреблением со
Объекты зависимости:
– психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики);
– алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе);
– пища;
– игры;
– секс;
– религия и религиозные культы.
Формы зависимого поведения:
– химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
– нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
– гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
– сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
– религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Суицидальное поведение. Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») – это умышленное лишение себя жизни. Ситуации, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а также в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.
В наши дни суицидальное поведение не рассматривается как однозначно патологическое. В большинстве случаев это поведение психически нормального человека. В то же время распространена точка зрения на суицид как на крайнюю точку в ряду взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения.
Суициды делятся на три основные группы:
– Истинный суицид – направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать.
– Демонстративный суицид – демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.
– Скрытый суицид (косвенное самоубийство) – вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.
Принято провоцирующими факторами девиантного поведения являются:
1) Дети отклоняющегося поведения,
Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка