Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

2) Можно также выделить целый  комплекс факторов социального  ряда, которые приводят к недоразвитию  социальных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мотивов личности, слабой социальной рефлексии, трудностям в овладении социальными ролями:

-соматическая ослабленность ребенка;

-нарушения эмоционально-волевой  сферы;

-социальная запущенность;

- длительная психическая депривация.

   Порой социальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.

    И раз «проблемы – это вопросы, требующие решения», – то мы постараемся эти самые решения найти.

   Итак, семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья – это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.

    Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят  о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира. При этом слово «кризис» имеет отрицательный оттенок.

   Однако стоит ли говорить  об изменениях в жизни современной семьи только с негативной стороны? На наш взгляд, нет.

   Жизнь не стоит  на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется  вновь. Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Для нас важно рассмотреть как отрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитание и развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранить мир и добрые отношения в семье.

   Какие же изменения  возникают в жизни семьи в настоящее время? В чем особенности современной семьи?

   Следует отметить  профессиональную занятость родителей  и невозможность уделять достаточного  количества времени детям.

   Вы вынуждены  (или вам это интересно и  нравится) работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны энергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете свою работу.

  Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.

   Изменилось отношение  к женщине, которая самостоятельно  растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.

    Появляются  и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран – это явление естественное.

    Брак может  быть зарегистрирован, однако  супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.

   В нашей стране  широко распространены семьи  – коммуны, так называемые  «шведские» семьи, а также –  гомосексуальные семьи.

– Смешение культур в одной взятой семье.

    Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т.е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.

   При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее Белов В.Г.11

                                               

                                      Вывод по первой главе

       Различают  девиантное поведение в широком  и узком смысле. В широком смысле – это поведение любого человека, сбившегося или отклоняющегося от социальной нормы. В узком понимании под девиантным поведением подразумевают такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоречиями.

    К семьям, которые  создают условия "повышенного  риска" для отклоняющегося  поведения подростка авторы относят:  неполную, конфликтную, "асоциальную" (девиантную), формально-благополучную; семьи в которых есть душевнобольные родители.

    В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания – безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека.

Особенности подросткового  возраста:

1.  Центральное новообразование подростничества – чувство взрослости.

2.  Развитие самосознания.

3.  Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.

4.  Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.

5.  Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.

6.  Заметное развитие волевых качеств.

7.  Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.

 

  

 

 

   Глава  2. Практическая работа с подростка  девиантного поведения

                       2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения

    В настоящее  время в России отсутствует  целостная комплексная служба  социальной реабилитации подростков с девиантным поведением. Реабилитационные мероприятия проводятся бессистемно, различными ведомствами без взаимного согласования, налицо так называемый "вневедомственный ребенок".

      Социальная  реабилитация — это организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков девиангных подростков, переориентация их социальных установок и ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. В каждом случае необходим строго индивидуальный подход, четко определяющий цели, задачи и тактики проведения реабилитационных мероприятий.12

      Школа  в жизни ребенка (наряду с  семьей и группой сверстников)  занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.

      Однако, как свидетельствуют статистика  и научные исследования, школа  постепенно теряет свои общественные  позиции, снижаются ее социальная роль и значимость в развитии и формировании личности ребенка, в воспитательном воздействии на педагогически запущенных и трудновоспитуемых подростков. 

  Более 40% учащихся  с девиантным поведением к  учебе относятся равнодушно, около  20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.

      В познавательном  плане для отстающих учеников характерно: 1) наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также отсутствие необходимых практических умений; 2) наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков; 3) недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств,  не  позволяющих ученику  проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения.

     Так же это приводит к неблагополучным  межличностным отношениям (ученик - ученик, ученик-учитель, ученик-родитель).13

      Можно  выделить две группы причин  конфликтных отношений ученика  и учителя, нежелания посещать школу, негативного отношения к учебной деятельности и низкого уровня познавательного интереса у неуспевающих подростков: первая группа - это причины внутреннего плана, связанные с особенностями самого школьника, недостаток запаса знаний, несформированность необходимых умений, потеря веры в свои возможности, психологический дискомфорт во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Вторая группа причин связана с недостатками методического плана, личностными особенностями учителя - это слабый учет индивидуальных особенностей учеников, неверный стиль отношений с неуспевающими, засилье тренировочных заданий, отсутствие целенаправленной работы по развитию познавательного интереса у школьников, неверие в результативность своей работы.

      Исходной  точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.

      Результаты  диагностических исследований успеваемости подростков позволяют выделить ряд вариантов взаимосвязи их уровня умственного развития и отношения к учебе:

      1) хорошему  уровню умственного развития  соответствует сознательное, активное  отношение к учебной деятельности, что свойственно хорошо и отлично успевающим учащимся;

      2) хорошее  умственное развитие сочетается  с отрицательным или безразличным  отношением к знаниям, где слабая  успеваемость -результат недостатков  в эмоционально-волевой сфере  ребенка; здесь острие коррекционной работы будет направлено на развитие познавательной активности, воспитание ответственного отношения к учению;

      3) при  заметных недостатках умственного  развития (но не умственной отсталости) ученики активно стремятся к  овладению знаниями, ответственно  относятся к своим учебным обязанностям; здесь главное внимание должно быть уделено организации учебной деятельности подростка, обучению его способам самостоятельной работы;

      4) на  различные недостатки умственного  развития накладывается и безответственное отношение к учению; здесь необходим комплекс специальных мер индивидуально-дифференцированного характера.14

      Результаты  диагностики мотивационной сферы  учебной деятельности подростков  позволяют увидеть взаимосвязь  характера учебной деятельности  подростка и отношения к ее результатам:

      1) отрицательное  отношение охватывает и учение  в целом, и отдельные предметы, и отдельные стороны предметов;

      2) учащиеся  положительно относятся к учению  в целом, но не справляются  с  изучением одного-двух предметов, что вызывает отрицательное отношение к ним;

      3) развито  понимание необходимости учения, нет отрицательного отношения   к учебным предметам, но налицо  отрицательное отношение к отдельным  сторонам предмета, видам деятельности.        Опираясь   на   результаты   диагностики,   строится   образовательно-коррекционная работа с подростками.

      Устранение  пробелов в знаниях осуществляется  как на уроках, так и во внеурочной  деятельности. Оно может проявляться  в даче посильных индивидуальных  заданий, подборе дополнительного материала, в конкретизации учебных заданий, в указании способов работы, предупреждающих ошибки, в совместном выполнении образцов заданий, в предупреждении о возможных трудностях в учебной деятельности и путях их преодоления. Кроме того, устранение пробелов в знаниях может быть более дифференцированным, иметь характер непосредственной (оперативной) и опосредованной (длительной) помощи.

      Оперативная  помощь направлена на устранение  причин, порождающих отставание, на  общее улучшение условий обучения; это помощь широкого и длительного действия. Непосредственная помощь носит единовременный, локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно-познавательной деятельности.

      Дифференцированная  непосредственная  (оперативная)  коррекционная помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации.

 

       2.2. Психопрофилоктическая программа социальной адаптпции подростков с отклоняющим поведением

     Программа  социальной адаптации предназначена  для подростков с определёнными дезадаптивными формам поведения, так называемым девиантным поведением.

    Для повышения  адаптивных возможностей подростка  чаще всего предлагают развивать  его коммуникативные навыки. Предлагаемая программа нацелена на развитие социального интеллекта подростков. Новизна опыта заключается в том, что, развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, вербальной и невербальной экспрессии (т.е. развивая социальный интеллект), можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям.15

Обоснование:

   Социальная адаптация  личности является актуальной  проблемой на протяжении всего  развития общества, так как человек  вынужден жить в мире, состоящем  из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.

Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка