Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа
Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37
2) Можно также выделить целый
комплекс факторов социального
ряда, которые приводят к
-соматическая ослабленность
-нарушения эмоционально-
-социальная запущенность;
- длительная психическая
Порой социальные факторы и, прежде всего, условия семейного воспитания, играют решающую роль в возникновении отклонений поведения у детей и юношества.
И раз «проблемы – это вопросы, требующие решения», – то мы постараемся эти самые решения найти.
Итак, семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья – это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.
Многие ученые,
исследующие проблемы семьи,
Однако стоит ли говорить
об изменениях в жизни
Жизнь не стоит на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется вновь. Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Для нас важно рассмотреть как отрицательные, так и положительные условия жизни семьи, влияющие на воспитание и развитие ребенка, чтобы по возможности избежать ненужных ошибок, чтобы сохранить мир и добрые отношения в семье.
Какие же изменения возникают в жизни семьи в настоящее время? В чем особенности современной семьи?
Следует отметить
профессиональную занятость
Вы вынуждены (или вам это интересно и нравится) работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны энергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете свою работу.
Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.
Изменилось отношение
к женщине, которая
Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран – это явление естественное.
Брак может
быть зарегистрирован, однако
супруги предпочитают жить
В нашей стране широко распространены семьи – коммуны, так называемые «шведские» семьи, а также – гомосексуальные семьи.
– Смешение культур в одной взятой семье.
Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т.е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.
При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее Белов В.Г.11
Различают
девиантное поведение в
К семьям, которые
создают условия "повышенного
риска" для отклоняющегося
поведения подростка авторы
В неблагополучных семьях встречаются следующие виды неадекватного воспитания – безнадзорность, эмоциональное отвержение, чрезмерная строгость и требовательность к ребенку, воспитание в условиях жестких взаимоотношений, насилие и физические наказания, чрезмерное восхищение ребенком и гиперопека.
Особенности подросткового возраста:
1. Центральное новообразование подростничества – чувство взрослости.
2. Развитие самосознания.
3. Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Глава
2. Практическая работа с
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения
В настоящее время в России отсутствует целостная комплексная служба социальной реабилитации подростков с девиантным поведением. Реабилитационные мероприятия проводятся бессистемно, различными ведомствами без взаимного согласования, налицо так называемый "вневедомственный ребенок".
Социальная реабилитация — это организованный социально-педагогический процесс восстановления социального статуса, утраченных, либо несформированных социальных навыков девиангных подростков, переориентация их социальных установок и ориентации за счет включения в новые позитивно ориентированные отношения и виды деятельности педагогически организованной среды. В каждом случае необходим строго индивидуальный подход, четко определяющий цели, задачи и тактики проведения реабилитационных мероприятий.12
Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Учебная деятельность в школьные годы остается ведущим видом деятельности у абсолютного большинства детей и подростков.
Однако,
как свидетельствуют
Более 40% учащихся с девиантным поведением к учебе относятся равнодушно, около 20% школьников учатся в школе с явной неохотой, а свыше 15% учащихся относятся к учебе отрицательно. Среди многообразия причин такого отношения к учебной деятельности у подростков с отклоняющимся поведением одним из наиболее значимых фактов являются их систематическое отставание от темпов освоения школьной программы, пробелы в знаниях, стойкая неуспеваемость (и как причина, и как показатель педагогической запущенности подростков). Отсюда снижен интерес к учебе, ослаблена мотивация учебно-познавательной деятельности, отмечается высокий уровень конфликтности в учебном процессе с учителями и одноклассниками.
В познавательном плане для отстающих учеников характерно: 1) наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также отсутствие необходимых практических умений; 2) наличие пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающих темп работы ученика настолько, что он не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, учебных умений и навыков; 3) недостаточный уровень развития и воспитания личностных качеств, не позволяющих ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность, саморегуляцию и другие качества, необходимые для успешного учения.
Так же это приводит к неблагополучным межличностным отношениям (ученик - ученик, ученик-учитель, ученик-родитель).13
Можно выделить две группы причин конфликтных отношений ученика и учителя, нежелания посещать школу, негативного отношения к учебной деятельности и низкого уровня познавательного интереса у неуспевающих подростков: первая группа - это причины внутреннего плана, связанные с особенностями самого школьника, недостаток запаса знаний, несформированность необходимых умений, потеря веры в свои возможности, психологический дискомфорт во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Вторая группа причин связана с недостатками методического плана, личностными особенностями учителя - это слабый учет индивидуальных особенностей учеников, неверный стиль отношений с неуспевающими, засилье тренировочных заданий, отсутствие целенаправленной работы по развитию познавательного интереса у школьников, неверие в результативность своей работы.
Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации учебной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы.
Результаты диагностических исследований успеваемости подростков позволяют выделить ряд вариантов взаимосвязи их уровня умственного развития и отношения к учебе:
1) хорошему
уровню умственного развития
соответствует сознательное, активное
отношение к учебной
2) хорошее
умственное развитие
3) при
заметных недостатках
4) на
различные недостатки
Результаты
диагностики мотивационной
1) отрицательное отношение охватывает и учение в целом, и отдельные предметы, и отдельные стороны предметов;
2) учащиеся
положительно относятся к
3) развито
понимание необходимости
Устранение
пробелов в знаниях
Оперативная
помощь направлена на
Дифференцированная непосредственная (оперативная) коррекционная помощь строится педагогом в зависимости от учебной ситуации.
2.2. Психопрофилоктическая программа социальной адаптпции подростков с отклоняющим поведением
Программа
социальной адаптации
Для повышения
адаптивных возможностей
Обоснование:
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка