Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

    Уметь приспосабливаться  к условиям социальной среды  необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.

   Программа социальной  адаптации подростков создает  условия для развития социального  интеллекта подростков, что способствует  их адаптации в социуме.16

   Целью программы  социальной адаптации является  развитие адаптивных возможностей  подростка.

Задачи:

1. Развитие каждого  из аспектов социального интеллекта.

2. Предоставление подросткам  возможности осознать важность  приобретения ими социальных навыков.

3. Обучение подростков  некоторым приёмам общения и  расширения ролевого репертуара.

   Для решения  поставленных задач выбраны следующие  средства:

1. Групповая деятельность - социально-психологический тренинг.

2. Индивидуально-коррекционная  работа с подростками.

3. Консультативная работа  с педагогическим коллективом  с целью оптимизации взаимодействий  в системе "учитель - ученик".

   Программа предназначена  для подростков, характеризующихся  отклоняющимся поведением - учащихся  общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.

  Количество подростков, принимающих участие в групповой  коррекционной работе - 10-12 человек.

   Объём тренинговой работы - 21 час.

Режим работы:

§ тренинг - семь 3-часовых  занятий 1 - 2 раза в неделю;

§ индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики; далее - по запросу.

   Для проведения  групповой работы необходим кабинет,  можно учебный класс, и помещение  для индивидуального консультирования.

   Коррекционную  работу проводят два педагога-психолога, владеющие методами индивидуального консультирования и имеющие опыт ведения групп (ведущий и соведущий тренинга).

   При проведении  индивидуальных коррекционных занятий  эффективно использование техник  нейро-лингвистического программирования, элементов символдрамы и психодрамы, методов комплексной сказкотерапии.

   Использование  перечисленных техник и методов  предоставляет возможность прекращения  нежелательного поведения путём  предоставления лучших вариантов  поведения; изменения эмоционального  состояния или реакции человека в данной ситуации; переоценивание причиняющих беспокойство воспоминаний в свете накопленного к настоящему моменту опыта.

    В социально-психологическом  тренинге особую значимость имеют  упражнения, основанные на механизмах  идентификации и проекции. В техниках, использующих эти механизмы, сообщение, направленное на изменение (коррекцию) проходит, не вызывая сопротивления, поскольку человека не просят что-либо сделать и не критикуют ни его мнений, ни его поведения.17

   Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.

   Шаги реализации  коррекционно-развивающей программы.

1. Измерение социального  интеллекта подростков.

2. Проведение индивидуальных  консультаций для подростков  с целью их ознакомления с  уровнем развития своих способностей  понимать поведение окружающих и согласовывать свои поступки с реакцией окружающих. Во время консультации необходимо проводить мотивирование подростков на участие в социально-психологическом тренинге.

3. Проведение социально-психологического  тренинга, состоящего из 7 занятий длительностью 3 часа, общий объем - 21 час.

4. Итоговое измерение  социального интеллекта подростков.

Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста  Дж. Гилфорда и М. Салливена.

   Логика построения  групповых коррекционных занятий:

1 занятие - создание  благоприятных условий для работы  группы, самопознание;

2 занятие - развитие  самоанализа и углубление самораскрытия;  развитие коммуникативных навыков;

3 занятие - развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;

4 занятие - сопоставление  информации о себе "изнутри"  и "извне"; формирование эффективных  способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;

5 занятие - приобретение  опыта взаимодействия с группой  при выполнении новых задач,  развитие вербальных средств  общения;

Сроки реализации программы  социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.

Занятие №1

Цели:

§ создание благоприятных  условий для работы группы;

§ принятие правил работы;

§ определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных  участников;

§ начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.

1. Знакомство (проверить,  как запомнили друг друга, включив  перемену мест).

2. Принятие правил  работы в группе.

3. Ожидания, связанные  с работой в группе.

Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.

4. Игра "Встаньте в  круг".

Назначение:

§ создание общей атмосферы  тренинга;

§ построение доверительных  отношений участников.

    Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.

Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что  помогало, что мешало выстроиться  в круг.

5. Игра "Меняются местами  те, кто…".

Назначение:

§ интенсивное физическое взаимодействие;

§ создание общей атмосферы  тренинга;

§ диагностика динамики поведения участников.

6. Упр. "Мои добрые  дела"

Назначение:

§ развитие умений анализировать  свои поступки;

§ настрой на доброе отношение друг к другу.

Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.

7. Разминка.

Изобразить, как ходит:

§ глубокий старик;

§ младенец, только начавший ходить;

§ солдат;

§ пьяный;

§ влюблённый, ожидающий  свидания;

§ робот;

§ горилла и т.п.

Назначение: снять напряжение и усталость.

8. Упр. "Мои сильные  стороны".

  Назначение:

§ формирование доверия  к самому себе;

§ развитие умений думать о себе положительно.

9. Обратная связь: анкетирование  "Откровенно говоря…"

 Дата занятия________________

 Тренинговое имя____________

1)   Во время занятий я понял, что…

2)   Самым полезным для меня было…

3)   Я был бы более откровенным, если…

4)   Мне не понравилось…

5)   Больше всего мне понравилось, как работал (а) …

6)   На следующем занятии я хотел бы…

  Вопросы анкеты  могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.

10.   Подведение итогов.

    Очень часто  участники находят, что сказать  по поводу занятия вслух. Актуальным является ответ на вопрос "Как вы себя чувствуете?"

Занятие №2

Цели:

§ способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;

§ совершенствовать коммуникативные  навыки.

1. Приветствие "Я  рад тебя видеть".

2. а) Анализ анкет  "Откровенно говоря…"

б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.

3. Упражнения на представление  чувства собственного достоинства.  Участники перебрасываются мячиком  и объясняют.

I.   а) "Ругать - это значит…"

б) "Если человека ругают, то он…"

"Скульптор" изображает  скульптуру человека, которого ругают.

Обратная связь:

§ какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;

§ какую позу принял бы, если бы сам был своим "скульптором".

II. а) "Хвалить" - это значит…"

б) "Если человека хвалят, то он…"

"Скульптор" изображает  скульптуру человека, которого хвалят.

Обратная связь - аналогично I.

Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.

  Назначение упражнения:

§ проанализировать влияние  на уверенность человека отношения  к нему др. людей;

§ Вывести участников на представление о чувстве собственного достоинства.

4. Разминка. Игра "Леди  и джентльмены".

5. Упр. "Список претензий".

Назначение: осознание, что  человек имеет право быть самим  собой, что жить среди людей, постоянно  предъявляя им претензии, нельзя.

6. Игра "Воздушный шар".

Назначение:

§ демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;

§ подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.

7. Разминка. Физические  упражнения - ведущие по очереди.

Назначение: снятие напряжения и усталости.

8. Откровенно говоря…

9. Подведение итогов.

Занятие №3

Цели:

§ способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно  воспринимать др. людей, ситуации, возникающие  в процессе общения;

§ формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;

§ возможная коррекция восприятия участниками др. людей;

§ развитие внеязыковых  средств общения.

1. Приветствие (невербальное).

2. Анализ анкет. Необходимые  комментарии.

3. Психологический этюд "Замочная скважина".

Представить, что у  двери стоит человек и подглядывает через замочную скважину в комнату (не кабинет).

а) впечатления от поступка этого человека;

б)   в комнате находится "Я". Свои чувства к этому человеку, действия.

Назначение:

§ обеспечение личностной конфиденциальности участников;

§ возможная коррекция  поведения.

4. Упр. "Грани сходства".

   Назначение: дать  возможность понять, что люди  имеют общие черты или качества, несмотря на свою индивидуальность  и отличия от других.

5. Упр. "Мимика и  жесты".

Назначение:

§ развитие невербальных средств общения;

§ формирование более свободного стиля общения.

Невербально выразить два  противоположных состояния:

§ гнев и спокойствие;

§ усталость, бодрость;

§ разочарование, восхищение;

§ обида, прощение;

§ печаль, радость;

§ волнение, безмятежность;

§ досада, удовлетворённость;

§ сомнение, уверенность;

6. Разминка "Путаница".

Назначение: групповое  сплочение.

7. Конструирование образов.  Психодрама.

1. Конструирование образов  подростка и его друга.

2. Ролевое проигрывание  созданного сюжета.

Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)

Назначение:

§ выявление основных способов взаимодействия каждого члена  группы со сверстниками;

§ формирование эффективных  способов общения.

8. Откровенно говоря…

9. Подведение итогов.

Занятие №4

Цели:

§ продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;

§ выявить индивидуальные особенности общения;

§ формировать эффективные  способы общения.

1. Приветствие. Каждый  участник (по очереди) - в центре  круга. Остановить приближающегося участника, приветствовать друг друга.

2. Анализ анкет. Необходимые  комментарии.

3. Упр. "Ассоциации".

Назначение:

§ дать возможность каждому  участнику узнать, как его воспринимают другие;

§ коррекция собственного восприятия других людей.

4. Ролевая гимнастика.

Продекламировать "У  лукоморья…"

Назначение:

§ снятие напряжения;

§ подготовка к ролевым  играм.

5. Конструирование образов.  Психодрама.

1. Конструирование образов  подростка и значимого взрослого,  с которым не всегда гармонично  складываются отношения.

2. Ролевое проигрывание  созданного сюжета.

Назначение:

§ выявить основные способы  взаимодействия подростка со взрослыми;

§ совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;

§ корректировать восприятие подростками других людей.

6. Откровенно говоря…

7. Подведение итогов.

Занятие №5

Цели:

§ Приобретение опыта  взаимодействия с группой при  выполнении новых задач;

§ Поиск новых форм взаимодействия в контактах с  окружающими, способов реагирования в  сложных ситуациях.

1. Приветствие: "Мне  приятно с тобой общаться, потому что…"

2. Анализ анкет "О.г.". Необходимые комментарии.

3. Дискуссия. Группа  делится на две подгруппы, каждая  из которых по очереди исполняют  роль участников дискуссии и  наблюдателей.

Дискуссионные вопросы:

§ Куда поехать летом  на каникулы?

§ Где лучше жить: в  квартире многоэтажного дома или  в частном доме?

Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?

При анализе первые высказываются  наблюдатели, потом - участники.

Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка