Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:42, курсовая работа
Предмет исследования – процесс психосоциальной работы с семьей имеющей подростка с девиантным поведением
Задачи данной работы состоят в следующем:
Дать определение семьи как социального института.
Узнать и изучить общею характеристику подросткового возраста.
Дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления.
Найти и изучить практические методы работы с подростками девиантного поведения.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Теория психосоциальной работы с семьей имеющих подростка девиантного поведения...........................................................................................4
Семья как социальный институт ………………………………………….4
Общая характеристика подросткового возраста……………..………..…9
Понятие и виды девиантное поведение …………………………………11
Вывод….………………………………………………………………………….19
Глава2. Практическая работа с подростками девиантного поведения……….20
2.1. Методы коррекции отклоняющего поведения…………..…………......20
2.2. Психопрофилактическая программа социальной адаптации подростков с отклоняющим поведением. ………………….…………………………….….23
Вывод……………………………………………………………………….…….35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список литературы……………………………………………………………....37
Уметь приспосабливаться
к условиям социальной среды
необходимо человеку любого
Программа социальной
адаптации подростков создает
условия для развития
Целью программы
социальной адаптации является
развитие адаптивных
Задачи:
1. Развитие каждого
из аспектов социального
2. Предоставление подросткам возможности осознать важность приобретения ими социальных навыков.
3. Обучение подростков
некоторым приёмам общения и
расширения ролевого
Для решения
поставленных задач выбраны
1. Групповая деятельность
- социально-психологический
2. Индивидуально-коррекционная работа с подростками.
3. Консультативная работа
с педагогическим коллективом
с целью оптимизации
Программа предназначена для подростков, характеризующихся отклоняющимся поведением - учащихся общеобразовательных школ, профессиональных училищ и пр.
Количество подростков,
принимающих участие в
Объём тренинговой работы - 21 час.
Режим работы:
§ тренинг - семь 3-часовых занятий 1 - 2 раза в неделю;
§ индивидуально-коррекционная работа - обязательна по результатам диагностики; далее - по запросу.
Для проведения
групповой работы необходим
Коррекционную
работу проводят два педагога-
При проведении
индивидуальных коррекционных
Использование
перечисленных техник и
В социально-психологическом
тренинге особую значимость
Завершение тренинга эффективно работой с метафорой изменения. Метафора одновременно используется в качестве средства активизации ресурсных механизмов возраста и в качестве диагностического средства, которое позволяет определить возможные направления последующей индивидуальной коррекции.
Шаги реализации
коррекционно-развивающей
1. Измерение социального интеллекта подростков.
2. Проведение индивидуальных
консультаций для подростков
с целью их ознакомления с
уровнем развития своих
3. Проведение социально-
4. Итоговое измерение
социального интеллекта
Для диагностики эффективно использование методики исследования социального интеллекта Михайловой Е.С., представленной адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. Салливена.
Логика построения
групповых коррекционных
1 занятие - создание
благоприятных условий для
2 занятие - развитие
самоанализа и углубление
3 занятие - развитие невербальной экспрессии, формирование эффективных способов общения со сверстниками на основе анализа целей, намерений, потребностей участников коммуникации;
4 занятие - сопоставление информации о себе "изнутри" и "извне"; формирование эффективных способов взаимодействия со взрослыми на основе анализа связи между поведением и его последствиями;
5 занятие - приобретение
опыта взаимодействия с
Сроки реализации программы социальной адаптации, включая индивидуальную и групповую коррекцию - 2 - 3 месяца.
Занятие №1
Цели:
§ создание благоприятных условий для работы группы;
§ принятие правил работы;
§ определение индивидуальных кооперативных стилей отдельных участников;
§ начальное освоение способов самораскрытия и активного стиля общения.
1. Знакомство (проверить,
как запомнили друг друга,
2. Принятие правил работы в группе.
3. Ожидания, связанные с работой в группе.
Назначение: получить первый опыт - говорить в группе.
4. Игра "Встаньте в круг".
Назначение:
§ создание общей атмосферы тренинга;
§ построение доверительных отношений участников.
Участники собираются вокруг ведущего. По команде они начинают передвигаться с закрытыми глазами в любом направлении, при этом необходимо жужжать, как пчелы (чтобы предотвратить разговоры). Через некоторое время ведущий подает сигнал хлопком в ладоши. Участники должны мгновенно замолкнуть и застыть в том месте и позе, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши дважды. Участники, не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, пытаются выстроиться в круг. В игре используется несколько попыток.
Обсуждение: как себя чувствовали во время игры; что помогало, что мешало выстроиться в круг.
5. Игра "Меняются местами те, кто…".
Назначение:
§ интенсивное физическое взаимодействие;
§ создание общей атмосферы тренинга;
§ диагностика динамики поведения участников.
6. Упр. "Мои добрые дела"
Назначение:
§ развитие умений анализировать свои поступки;
§ настрой на доброе отношение друг к другу.
Обсуждение. Сделать комплимент сидящему рядом.
7. Разминка.
Изобразить, как ходит:
§ глубокий старик;
§ младенец, только начавший ходить;
§ солдат;
§ пьяный;
§ влюблённый, ожидающий свидания;
§ робот;
§ горилла и т.п.
Назначение: снять напряжение и усталость.
8. Упр. "Мои сильные стороны".
Назначение:
§ формирование доверия к самому себе;
§ развитие умений думать о себе положительно.
9. Обратная связь: анкетирование "Откровенно говоря…"
Дата занятия________________
Тренинговое имя____________
1) Во время занятий я понял, что…
2) Самым полезным для меня было…
3) Я был бы более откровенным, если…
4) Мне не понравилось…
5) Больше всего мне понравилось, как работал (а) …
6) На следующем занятии я хотел бы…
Вопросы анкеты могут варьироваться, но проводить анкетирование важно в конце каждого занятия.
10. Подведение итогов.
Очень часто
участники находят, что
Занятие №2
Цели:
§ способствовать углублению процессов самораскрытия, развитию умений самоанализа;
§ совершенствовать коммуникативные навыки.
1. Приветствие "Я рад тебя видеть".
2. а) Анализ анкет "Откровенно говоря…"
б) Напоминание о правилах работы в группе, необходимые уточнения.
3. Упражнения на представление
чувства собственного
I. а) "Ругать - это значит…"
б) "Если человека ругают, то он…"
"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого ругают.
Обратная связь:
§ какие чувства испытывает человек, находящийся в роли скульптуры;
§ какую позу принял бы, если бы сам был своим "скульптором".
II. а) "Хвалить" - это значит…"
б) "Если человека хвалят, то он…"
"Скульптор" изображает скульптуру человека, которого хвалят.
Обратная связь - аналогично I.
Проблема: что требуется, чтобы вести себя достойно.
Назначение упражнения:
§ проанализировать влияние на уверенность человека отношения к нему др. людей;
§ Вывести участников
на представление о чувстве
4. Разминка. Игра "Леди и джентльмены".
5. Упр. "Список претензий".
Назначение: осознание, что человек имеет право быть самим собой, что жить среди людей, постоянно предъявляя им претензии, нельзя.
6. Игра "Воздушный шар".
Назначение:
§ демонстрация того, что люди часто не умеют продуктивно общаться;
§ подведение к выводу: необходимо искать цивилизованные пути выхода из ситуации.
7. Разминка. Физические упражнения - ведущие по очереди.
Назначение: снятие напряжения и усталости.
8. Откровенно говоря…
9. Подведение итогов.
Занятие №3
Цели:
§ способствовать развитию умений видеть, чувствовать, адекватно воспринимать др. людей, ситуации, возникающие в процессе общения;
§ формировать внимательное отношение друг к другу, к другим людям;
§ возможная коррекция восприятия участниками др. людей;
§ развитие внеязыковых средств общения.
1. Приветствие (невербальное).
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Психологический этюд "Замочная скважина".
Представить, что у
двери стоит человек и
а) впечатления от поступка этого человека;
б) в комнате находится "Я". Свои чувства к этому человеку, действия.
Назначение:
§ обеспечение личностной конфиденциальности участников;
§ возможная коррекция поведения.
4. Упр. "Грани сходства".
Назначение: дать
возможность понять, что люди
имеют общие черты или
5. Упр. "Мимика и жесты".
Назначение:
§ развитие невербальных средств общения;
§ формирование более свободного стиля общения.
Невербально выразить два противоположных состояния:
§ гнев и спокойствие;
§ усталость, бодрость;
§ разочарование, восхищение;
§ обида, прощение;
§ печаль, радость;
§ волнение, безмятежность;
§ досада, удовлетворённость;
§ сомнение, уверенность;
6. Разминка "Путаница".
Назначение: групповое сплочение.
7. Конструирование образов. Психодрама.
1. Конструирование образов подростка и его друга.
2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Материал: фольга, вата. (Необходимо знание ведущим техники конструирования образов)
Назначение:
§ выявление основных способов взаимодействия каждого члена группы со сверстниками;
§ формирование эффективных способов общения.
8. Откровенно говоря…
9. Подведение итогов.
Занятие №4
Цели:
§ продемонстрировать разное видение участниками одного и того же человека, одной и той же ситуации;
§ выявить индивидуальные особенности общения;
§ формировать эффективные способы общения.
1. Приветствие. Каждый
участник (по очереди) - в центре
круга. Остановить приближающег
2. Анализ анкет. Необходимые комментарии.
3. Упр. "Ассоциации".
Назначение:
§ дать возможность каждому участнику узнать, как его воспринимают другие;
§ коррекция собственного восприятия других людей.
4. Ролевая гимнастика.
Продекламировать "У лукоморья…"
Назначение:
§ снятие напряжения;
§ подготовка к ролевым играм.
5. Конструирование образов. Психодрама.
1. Конструирование образов
подростка и значимого
2. Ролевое проигрывание созданного сюжета.
Назначение:
§ выявить основные способы взаимодействия подростка со взрослыми;
§ совершенствовать вербальные и невербальные компоненты общения;
§ корректировать восприятие подростками других людей.
6. Откровенно говоря…
7. Подведение итогов.
Занятие №5
Цели:
§ Приобретение опыта взаимодействия с группой при выполнении новых задач;
§ Поиск новых форм взаимодействия в контактах с окружающими, способов реагирования в сложных ситуациях.
1. Приветствие: "Мне приятно с тобой общаться, потому что…"
2. Анализ анкет "О.г.". Необходимые комментарии.
3. Дискуссия. Группа
делится на две подгруппы,
Дискуссионные вопросы:
§ Куда поехать летом на каникулы?
§ Где лучше жить: в квартире многоэтажного дома или в частном доме?
Обсуждение: что помогает и что мешает придти к общему решению?
При анализе первые высказываются наблюдатели, потом - участники.
Информация о работе Психосоциальная поддержка семьи, имеющей девиантного подростка