Пути исследования изобразительной деятельности детей С ТНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 17:11, реферат

Краткое описание

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики
эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….. 2
СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ……………………………. 4
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ………………………………………………………... 7
РАЗНОСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………………… 10
ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР ………………………………………………………………………………… 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………….. 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………. 15

Вложенные файлы: 1 файл

КР ИЗО !!!.docx

— 36.21 Кб (Скачать файл)

Обучение изобразительной  деятельности без формирования таких  мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение. На основе сходства предметов  по форме возникает общность способов изображения в рисунке, лепке. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по изобразительной  деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным  воспитанием. 

Детское изобразительное  творчество имеет общественную  направленность. Ребенок рисует, лепит, конструирует не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется, чтобы его рисунок что-то сказал, чтобы изображенное им узнали.

Значение занятий изобразительной  деятельностью для нравственного  воспитания заключается также в  том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них.

Основное значение изобразительной  деятельности заключается в том, что она является средством эстетического  воспитания.

Огромное  значение в формировании личности младшего школьника имеет изобразительная деятельность. Как учебный предмет изобразительная деятельность часто неправомерно и ошибочно считается в школе второстепенной, уроки рисования нередко заменяются математикой или родным языком. Между тем влияние изобразительной деятельности на ребенка ничем незаменимо и невосполнимо. В процессе ее получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребенок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Отображая жизненные факты в рисунке, ребенок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ТНР

 

У  детей с тяжелым нарушением речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объем сведений об окружающем, психофизическая расторможенность, недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, отмечается быстрая истощаемость воображения. Рисунки таких ребят  отличаются бедностью содержания, они  не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумывать новую поделку или постройку.

В связи с трудностями, возникающими у детей с ТНР  в процессе создания новых образов, в игре дети с тяжелым недоразвитием речи отдают предпочтения бытовой тематике. Нередко их игры носят стереотипный характер, сюжеты мало обогащаются. Замысел игры оказывается нестойким, и она распадается. Возможности общения между собой в силу речевого дефекта ограничены. Детям оказываются недоступными творческие задания: воспроизвести рассказ педагога, рассказать о событиях из личного опыта. Дети плохо понимают переносное значение слов, метафор. Воображение ребенка органично  связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Дети с тяжелым недоразвитием речи чаще прибегают к копированию образцов и предметов ближайшего окружения, повторяют собственные рисунки или отклоняются от задания. Для них свойственны использование штампов, инертность, длительные перерывы в работе, утомляемость. Воображение детей с  речевыми расстройствами формируется  по тем же общим законам психического развития, что и у нормально  развивающихся детей. Оценку его развития затрудняет состояние речи и мыслительных процессов этих детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Влияние художественно-эстетических занятий на психоэмоциональное и моторное развитие детей с различными нарушениями речи велико, однако вопрос об эстетическом воспитании детей с нарушениями речи средствами художественной деятельности на сегодняшний день требует дальнейшей разработки и перевода в практическую плоскость применения. Учеными разработана модель эстетического воспитания детей с нарушениями речи, включающая в себя последовательность проведения учебно-воспитательного процесса.

Процесс эстетического воспитания детей с нарушениями речи может выполнить свои развивающие функции при соблюдении следующих педагогических условий:

  • системное построение воспитательно-образовательного процесса с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • подбор содержания художественной деятельности, направленной на развитие эстетического восприятия, эстетических потребностей, художественно-эстетических способностей, творческой инициативности, эстетической целеустремлённости, нравственных качеств личности;
  • создание эстетической воспитывающей среды, интегрирующей двигательную, речевую, музыкальную формы творческого самовыражения ребёнка;
  • дифференциация способов подачи дидактического материала в зависимости от психофизического состояния воспитанников, включение коррекционных заданий;
  • ориентирование процесса эстетического воспитания на устойчивый интерес детей к активной художественно-эстетической деятельности и развитие у них потребности в импровизации и самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Волков Н.М. Восприятие произведений живописи и скульптуры Н.М. Волков // Художественное восприятие / Под ред. Б.С. Мейлаха. – СПб.: Питер, 2001. – 234 с.
  2. Под редакцией Л.С. Волковой, Логопедия. Москва «Просвещение» 1989
  3. В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, Основы дефектологии. Москва «Просвещение» 1990 г.
  4. Выготский А.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1991. – 432 с.
  5. Григорьева Г.Г., Буякова Е.И., Боброва З.А. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников / Г.Г. Григорьева, Е.И. Буякова, З.А. Боброва. – М.: Академия, 2001. – 209 с.
  6. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность / И.А. Джидарьян. – М.: Наука, 1986. – 191 с.

 


Информация о работе Пути исследования изобразительной деятельности детей С ТНР