Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 12:01, курсовая работа
Актуальность выбранной темы определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разобрать комплекс занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека. Развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой. В занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности.
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания 9
1.1 Сущность эстетического воспитания.
1.2 Предмет, содержание, задачи и методы эстетического воспитания. 14
1.3 Психические основы эстетического воспитания. 25
1.4 Роль природы в эстетическом воспитании. 29
Глава 2. Пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей средствами природы.
2.1 Определение уровня эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. 38
2.2. Методика совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. 42
2.3. Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования 52
Заключение.
Ход. Экспериментатор предлагает детям прислушаться, как стало тихо в лесу. Показать детям дуб, какой у него толстый ствол, какие неровные, корявые ветки, какого цвета у дуба кора и что шероховатая. Показать детям кору березы.
Я предлагаю отыскать еще одно дерево.
какое? Послушайте.
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
А к нам придет под Новый год –
Ребята будут рады,
Хлопот веселых полон рот
Готовят ей наряды.
Обратить внимание детей на характерные особенности ели, которые отличают ее от других деревьев. Предложить детям погладить ствол, потрогать иголки, показать руками строение дерева. Прочитать стихотворение О. Высотской «Елочка».
Елочка.
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела иззелена.
Видно ей мороз не страшен –
Видно смелая она.
Проведена игра «Угадай - ка».
Цель: упражнять детей в выборе дерева по принципам, указанным педагогом или ребенком, раскрывающем особенности строения и поведения данного обитателя.
Ход игры: предлагается описание дерева взрослым или ребенком, а остальные должны узнать о каком дереве идет речь, найти и подбежать к нему.
Занятие 2. Наблюдение за новыми рыбками гуппи или меченосцами.
Цель: Уточнить представления детей о внешнем виде рыб: тело покрыто чешуей, на теле – спинке, боках, брюшке и хвосте – плавники; рыбы живут в воде. Учить отмечать особенности рыб разного вида, устанавливать различие (по величине, форме тела, цвету, поведению в аквариуме)и сходство (наличие общих частей тела, характер движения; тело покрыто чешуей, живут в воде).
Организация наблюдения. В аквариум в дополнение к прежним запускают новых рыбок. Все дети рассаживаются возле него.
Ход наблюдения. Воспитатель предлагает вспомнить, как называются рыбки, живущие в аквариуме, а также рассказать, как дети ухаживали за ними. Обращает внимание на то, что в аквариуме есть новые обитатели. «Какие они?» - спрашивает педагог. Если дети затрудняются ответить, задает дополнительные вопросы: «Большие рыбки или маленькие? Какого они цвета? Где у них плавники? Как рыбки плавают?» После этого сообщает названия новых рыб, предлагает ребятам сравнивать их с теми, которые жили раньше, установить различие и сходство. Можно бросить корм и посмотреть, как берут его рыбки, как они плавают.
Занятие 3. Рассматривание веток ели и сосны. (Проводится как занятие с раздаточным материалом после целевой прогулки в лес, где дети рассматривают ель и сосну.)
Цель: Закрепить умение детей различать ель и сосну (у ели ветки растут по всему стволу от верхушки до земли, опущены вниз, у сосны расположены наверху ствола, растут вверх; у сосны хвоя длиннее, у ели – короче, у сосны хвоя растет по две вместе, у ели – по одной; шишки ели продолговатые, сосновые шишки короткие, округлой формы, в шишках есть семена); уточнить знания о том, что сосна и ель – хвойные вечнозеленые деревья (они и зимой зеленые); развивать умение сравнивать, находить признаки различия и сходства, результаты сравнения выражать точно и грамотно.
Организация занятия. Дети сидят за столом. Посредине стола – ветки и шишки ели и сосны (по числу детей). У воспитателя также еловая и сосновая ветки, шишки; картины ели и сосны для демонстрации.
Занятие 4. Рассказ о зимовье зверей (ежа, белки, лисицы, медведя, зайца).
Цель: Знакомить детей с образом жизни зверей зимой (еж, медведь зимой спят, у белки, зайца изменилась окраска шерсти); уточнить, чем питаются лисица, белка, заяц зимой; воспитывать интерес к жизни диких зверей. (Рассказ построен от лица охотника.)
Занятие 5. Как зимуют домашние животные.
Цель: познакомить детей с зимовкой животных, которым не нужно приспосабливаться к зиме.
Занятие 6. Беседа о зимующих птицах (см. табл. 1).
Цель: Обобщить знания детей об образе жизни зимующих птиц (сороки, вороны приближаются к жиль человека, ищут пищу, синицы держатся стайками, питаются семенами кустарников и деревьев, личинками насекомых, снегири – ягодами рябины); формировать понятие «зимующие птицы». Закрепить умение различать и называть сороку, ворону, синицу, снегиря, голубя, воробья, знать отличительные особенности их внешнего вида; поддержать у детей интерес к наблюдениям за зимующими птицами и желание их подкармливать.
Игра «Птицы». Последовательно выбывают из игры те, кто:
а) не живет в наших краях;
б) кто улетает на зиму;
в) кто остается на зиму.
Дети рисовали «портреты» зимующих птиц, вырезали и размещали на «зимнем» дереве.
Занятие 7.Экскурсия в парковую зону «Птицы и следы».
Цель: Показать детям разнообразие птиц и их следов.
Занятие 8. «Красота и разнообразие зимних деревьев».
Цель: Дать возможность детям увидеть красоту и разнообразие зимних деревьев.
С ребятами мы выясняли, что происходит с деревьями зимой, все ли деревья зимой теряют листья. Игра: «по кругу» называли листопадные и вечнозеленые деревья нашего леса. Предлагалось детям нарисовать дерево зимой, используя цветные мелки, уголь.
Занятие 9. «Кора ее разнообразие и значение в жизни деревьев».
Цель: Рассказать о роли коры в жизни дерева и привлечь внимание к ее разнообразию.
Мы предложили детям «таинственный мешочек», они на ощупь знакомились с корой разных деревьев. Рисовали кору деревьев по технике «мятой» бумаги.
Занятие 10. «Комнатные растения».
Цель: дать детям увидеть комнатные растения.
Занятие 11. Чтение сказки Н.М. Павловой «Зимняя пирушка».
Цель: уточнить умения детей различать зимой деревья (осину, дуб, липу, клен, березу) по цвету коры, расположению веток. Учить детей составлять загадки описания.
Организация занятия. Подготовить изображение дуба, клена, березы, липы, осины зимой.
Занятие 12. Обобщающая беседа о зиме.
Цель: Конкретизировать и обобщить представления детей о характерных признаках зимы (самые короткие дни и длинные ночи, снег разный – снежинки, хлопья, в виде крупы, иголок; деревья стоят голые, без листьев; изменился образ жизни домашних животных, диких зверей, птиц, насекомых); учить устанавливать зависимость состоянии растений, образа жизни животных от изменений в неживой природе и отражать это в речи.
В ходе моего исследования был использована во время прогулки физкультминутка «В лесу».
Ход. В лесу было тихо, деревья дремали (руки поднять вверх, подняться на носки). Вот ветер подул, и они застонали. Безжалостно ветер ломал их порой (движения кистями рук их стороны в сторону; руки вытянуть, наклоняться в лево, вправо, вперед). Под дерево сели ребята гурьбой (приседания), дождались, чтоб стихло ненастье. И снова, как прежде, стоит тишина. Спасибо за солнце и счастье! (встать, поднять руки, покачать ими).
После прогулки проведена словесная игра «Чудеса природы»
Воспитатель. Назовите природные явления, которые можно наблюдать в нашем городе и которые вам запомнились. Покажите иллюстрации с изображением инея, града, снегопада, листопада, радуги, тумана, дождя и др.
Проводится игра на внимание «Что наденем на прогулку?». Ведущий показывает условные обозначения погоды – дети находят карточки с изображением одежды, соответствующей ее состоянию.
В качестве проверки эффективности предложенной системы занятий по эстетическому воспитанию детей средствами природы было использовано два задания.
Первым заданием была использована методика «Времена года», которая позволяет определить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Методика «Времена года».
Ребенку показывали рисунок и попросили, внимательно посмотрев на него, сказать, какое время года изображено на каждой части рисунка. Время
выполнения задания – 2 минуты. Ребенок должен назвать не только соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка именно это, а не какое – либо иное время года.
Уровень оценивания следующим образом:
10 баллов – очень высокий, 8-9 баллов – высокий, 6-7 баллов – средний, 4-5 балла – низкий, 0-3 баллов – очень низкий.
10 баллов – за отведенное
время ребенок правильно
8-9 баллов – ребенок правильно назвал и связал с нужными временам года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках вместе взятых.
6-7 баллов – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов – ребенок правильно определил время года только на одной – двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 баллов – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.
Затем детям были предложены вопросы для проверки знаний о зимующих и перелетных птицах, внешних особенностях животных, о лиственных и хвойных растениях. Дети четко должны знать особенности поведения животных зимой.
Система вопросов:
Результаты проведенного исследования представлены в таблице №2.
Как видно из таблицы № 2 и диаграммы № 2, старшая группа находится на высоком уровне развития, что делает возможным использовать разнообразную систему занятий по эстетическому воспитанию средствами природы в практике.
В данной главе были описаны основные методические пути и приемы, которые используются на занятиях в детских садах для работы по эстетическому воспитанию средствами природы. Мы смогли убедиться, что в практике воспитателей возможно использованных приемов работы по эстетическому воспитанию. Это позволяет осуществлять процесс формирования эстетического вкуса более естественным, эффективным.
2.3. Анализ научной и методической литературы и проведенные исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
Заключение.
Проблема
эстетического воспитания
Опытно-экспериментальная