Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 16:10, контрольная работа

Краткое описание

Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психологического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания и потребности. В наши дни у детей становиться все больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие ОНР (общее недоразвитие речи) в научной литературе…………..4
2. Уровни ОНР ……………………………………………………………………4
3. Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр…...9
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

ОНР.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

При условии правильной методической инструментовки игра пробуждает у детей  «усилие мысли», легко и свободно стимулирует их к познанию мира. Дидактическая игра в работе логопеда является действенным средством  совершенствования таких значимых для будущей учебной деятельности функций и процессов, как пространственная ориентация, восприятие, внимание, память, речь, зрительно-моторные координации, мыслительные операции.

 

Заключение.

Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в дошкольном обучении.

Изучая особенности развития речевой деятельности у детей  с общим недоразвитием речи нужно  отметить, что необходимо проведение специальных коррекционных занятий  по формированию умений и навыков  построения речевого высказывания и  развития речи в целом.

Анализ работ отечественных  и зарубежных специалистов, посвященных  проблеме речевого развития у детей  старшего дошкольного возраста с  ОНР III уровня, показали, что в настоящее время проблема развития речевой деятельности этих детей, ее звуковая сторона, словарный состав, грамматический строй привлекает внимание многих специалистов.

Игровая деятельность сохраняет  свое значение и роль как необходимое  условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового  образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения  темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую  деятельность детей старшего дошкольного  возраста с ОНР III уровня, порождает у них и особенности поведения в игре.

Значение игры как ведущего всесторонне развивающего детей  вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных  методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных  игровых действий в ходе занятий  можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной  работе с детьми, имеющими речевые  нарушения. Ведь основной задачей логопеда является преодоление речевого недоразвития у ребенка. Значительным потенциалом  в этом направлении обладает дидактическая  игра, поскольку в играх ребенок  не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Немаловажную роль играет здесь и работа логопеда по привлечению к процессу развития речи детей их родителей. В эмоциональном  общении взрослый и ребенок выражают чувства, а не мысли. Постепенно отношения  взрослого и ребенка обогащаются, расширяется круг предметов, с которыми он сталкивается, а слова, которые  раньше выражали только эмоции, начинают становиться для малыша обозначениями  предметов и действий.

Таким образом, работа логопеда нуждается в использовании игровых  приемов и отдельных игровых  действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий. А также подчеркивает особую роль дидактических игровых приемов. В то же время, как показывает анализ исследований, некоторые аспекты  этой проблемы требуют дополнительного  изучения; проблеме применения игры в  логопедической работе посвящено немало работ ведущих специалистов. Ими  разработано и предложено для  применения достаточно много игровых  приемов по преодолению нарушений  в развитии лексики, грамматики, фонетики. Лексико-грамматические нарушения  при общем недоразвитии речи являются ведущими, для устранения данных нарушений  необходимо достаточно много времени. Таким образом, проблема целесообразного  и адекватного использования  дидактических игр, игровых приемов  на разных этапах логопедической работы приобретает большое теоретическое  и практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/  под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд.перераб.  и доп.- М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004 г.

2. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и для  студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн. - М.: Гуманитар. изд. Центр  ВЛАДОС, 2007. - Кн.V: ФФН и ОНР: Нарушение  речи у детей с сенсорной  и интеллектуальной недостаточностью. (Библиотека учителя- дефектолога).

3. Устранение общего недоразвития  речи у детей дошкольного возраста: прак.пособие/ Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс,  2005 г.

4. Документация учителя - логопеда  ДОУ. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера. 2008 г. (Библиотека журнала «Логопед»).

5. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2 / Под ред. О.А.Степановой. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г. (Логопед в ДОУ).

6. О.Б.Иншакова «Альбом для логопеда». - М.: Гуманитар. изд. чентр Владос, 2005 г.

7. Володина В.С. Альбом по развитию  речи. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕС», 2007 г.

8. «Логопед» Научно-методический  журнал, № 7 / 2008 г.

9. Логопедия. Преодоление общего  недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда/ Н.С.Жукова, Е. М.  Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеренбург: Изд-во ЛИТУР, 2006 г.


Информация о работе Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр