Работа педагога по формированию ценностей здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - охарактеризовать особенности формирования ценностей к здоровому образу жизни.
Основные задачи курсовой работы:
1.Выявить сущность понятий «ценности здорового образа жизни»
2.Рассмотреть понятие «здоровый образ жизни».
3.Проанализировать отношение к здоровому образу жизни школьников сельского поселения на примере МСОУ лицея № 41

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Сущность понятий «ценность здорового образа жизни»

1.2. Сущность понятия «здоровый образ жизни»

2. РАБОТА ПЕДАГОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

2.1.Отношение к здоровому образу жизни школьников на примере МСОУ лицея № 41

2.2.Методы формирования положительного отношения к здоровому образу жизни у школьников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованной литературы

Приложение 1

Приложение 2
Приложение 3

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС Формирование ценностей здорового образа жизни у подростков в образовательном учреждении.doc

— 330.50 Кб (Скачать файл)
  • наследственная отягощенность по гипертонической болезни;
  • снижение двигательной активности (гиподинамия) школьников;
  • хронические инфекционные процессы в организме (кариес зубов, гастрит, ревматизм, хронический тонзиллит);

- ведущий фактор, в нарушении сердечно-сосудистой деятельности – умственное переутомление.

Дети с нарушениями сердечно-сосудистой системы отличаются раздражительностью, повышенной утомляемостью. Они жалуются на головные боли, боли в области сердца, одышку, плохо спят. Для профилактики сосудистых нарушений необходимо правильно организовывать режим дня школьников, увеличивать двигательную активность, широко применять средства закаливания, снимать чрезмерную умственную нагрузку.

На четвертом месте  у учащихся отклонения со стороны  дыхательной системы. Бывают часто: насморк, кашель, потеря голоса у 70% учащихся. Болезни органов дыхания в основном формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, но у некоторых впервые могут развиваться в период полового созревания.

На пятом месте отклонения со стороны мочевыделительной системы. На вопрос “Бывают ли боли в пояснице” положительный ответ дали 55% учащихся; ”Были боли при мочеиспусканиях” учащимся дали отрицательный ответ.

У девушек отмечаются заболевания почек.

На шестом месте аллергические  реакции на пищу, запахи. Реакции  на пищу, запахи отмечаются у 40 % учащихся, реакций на лекарства, прививки нет.

Таким образом,  сельская школа как наиболее специфичное  общеобразовательное учреждение в настоящее время работает в трудных социально-экономических условиях и остро нуждается в особом внимании и государственной поддержке. Она составляет около 70% от общего числа школ России. От состояния и уровня ее работы во многом зависят ценностные ориентации детей и молодежи села, качество и уровень образованности обучающихся, социокультурная ситуация на селе, стабильность сельской семьи и многое другое.

Для оценки субъективного состояния здоровья использовалась анкета (см. Приложение 2). В опросе участвовало 20 учащихся 5-7 классов (10 девушек; 10 юношей) МОУ Суховерховской средней общеобразовательной школы Кологривского района. Расчет результатов велся в процентах.

Классификация вопросов в анкете (см. приложение 2) производится по основным критериям: первые 5 вопросов об уровне гигиены собственного здоровья и здоровом образе жизни, следующие 2 о состоянии здоровья, следующие 5 о влиянии вредных факторов на здоровье респондентов.

После того, как все  опрашиваемые заполнили анкеты, анкеты были обработаны.

Результаты анкетирования  показали, что всего обработано 20 опросных листов. Было выявлено, что тенденция к здоровому образу жизни у учащихся начинает усиливаться. (28% -делают зарядку, 63,5%-иногда делают зарядку, спортом занимаются 20%, иногда- 50%). Скорее всего это вывано тем, что во всех СМИ и телевидению регулярно идет пропаганда здорового образа жизни. Мода на здоровье опять начинает возвращаться. Будем надеяться, что данная тенденция сохранится надолго и наша нация превратится в здоровую.

Рассмотрим все тенденции  подробнее:

К сожалению не уделяется  должного внимания правильному режиму питания, что можно увидеть на рисунке 4 :

 

Рис. 4 Характеристика режима питания респондентов в процентом соотношении

Немного лучше обстоят  дела с зарядкой, большая часть  респондентов делает ее регулярно или периодически – рисунок 5

Рисунок 5 Выполнение зарядки респондентами в процентном соотношении

Больше половину анкетируемых пытаются использовать выходные дни  для активного отдыха:

Таблица 2

Отношение респондентов к активному отдыху и спорту

Характеристика

Количество респондентов

%

Регулярно активно отдыхают

5

25

Иногда активно отдыхают

9

45

Никогда не отдыхают активно

6

30

Итого

20

100

Посещают спортзал постоянно

4

20

Иногда посещают спорт. секции

10

50

Не занимаются спортом

6

30

Итого

20

100


 

Рисунок 6 Успеваемость респондентов в процентом соотношении

 

При этом большая часть  респондентов вполне довольна своей  успеваемостью, оценивая ее как высокую и очень высокую, что может свидетельствовать о нормальном самочувствии, и психическом здоровье людей.

Состояние сна у респондентов в целом тоже удовлетворительное. А показатели заболеваемости очень  оптимистические: более 60 процентов респонедентов болеют редко и не склонны к хроническим заболеваниям.

То есть мы можем заметить, что отношении к спорту и активному  отдыху приблизительно одинаковое. Оно в целом удовлетворительно, но требует небольшой коррекции. 

 

Рисунок 7 Уровень утомляемости респондентов

 

Также анкетирование показало, что подавляющее большинство респондентов подвергают себя непосильным нагрузкам, в следствии чего сильно утомляются.

Данный фактор, безусловно, является негативным.

В сфере вредных привычек респондентов курят 45%, а 40% часто пьют кофе. Что говорит о недостаточно интенсивной пропаганде вреда курения и других вредных привычек.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Здоровье - одни из компонентов  человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития. Спросите больного человека «может ли отдать свои силы на созидание, на преодоление трудом задач, связанных с трудовой деятельностью или бытом которые были посильны для него до болезни?» Ответ будет четким и однозначным - нет, ибо в настоящее время он не здоров.

Здоровье - неоценимое счастье  в жизни каждого человека и  человеческого общества. Каждому из нас присуще быть сильным и здоровым, сохранить как можно больше подвижность, энергию и достичь долголетия. Здоровье человека - это главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка.

Проведя анкетирование, можно прийти к выводу, что здоровье учеников в целом хорошее, но они недостаточно уделяют внимания гигиене, правильному режиму питания, труда и отдыха, злоупотребляют курением и кофеином, что в будущем может привести к их ухудшению здоровья и ухудшению здоровья их детей. Поэтому для них целесообразно проводить разъяснительную и пропагандистскую работу в учебных заведениях, по телевидению, через печатные средства массовой информации.

 

Список использованной литературы

 

  1. Абаскалова Н.П. Теория и практика формирования здорового образа жизни учащихся и студентов в системе "школа-вуз": Автореф. докт. дис. Барнаул, 2000.
  2. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма. - М.: ФК и С., 1985. - 176с.
  3. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.
  4. Амосов Н.М. Раздумье о здоровье. - М.: ФиС, 1987 .- 63с.
  5. Андрейченко Л.А. Философия. Ставрополь, 2000.
  6. Антропова М.В. Что надо знать о двигательной активности и закаливании детей. //Физическая культура в школе. - 1993, № 3. - 28 - 36с.
  7. Беляев Н.Г. Возрастная физиология. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 103с.
  8. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, - 1987. - 125с.
  9. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ /Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.
  10. Волков Н.И. Двигательная активность и рациональное питание школьников. // Теория и практика физической культуры. - 2001, № 8. - с. 9 - 12.
  11. Гундаров И.А., Киселев Н.В., Копина О.С. Медико-социальные проблемы формирования ЗОЖ, 1989. - 30с.
  12. Гущина С.В. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений РФ (школы, лицеи, колледжи). // Проблемы здоровья человека. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 55-летию ФФК СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. - с.177 - 179.
  13. Дубровский В.И. Валеология здорового образа жизни. - М.: Флинта; Retorika., 1999. - с.1-35.
  14. Дуркин П.К., Лебедева М.П. К решению проблемы формирования здорового образа жизни населения России. //Теория и практика физической культуры - 2002, № 8. - с. 2 - 5.
  15. Зусманович Ф.Н. Валеология: Учеб. пос. Курган,1998.
  16. Кардашенко В.Н. Некоторые вопросы гигиены детей и подростков в связи с научно-техническим прогрессом // Гигиена и санитария. - 1973, №3.
  17. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарство от простуды. - М.: Знание, 1989. - 76с.
  18. Коростелев Н.Б. слагаемые здоровья. - М.: Знание, 1990. - 120с.
  19. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. - М.: ФкиС, 1990.  - 94 с.
  20. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994, 272 с.
  21. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.
  22. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 1997, Вып.3. с. 420-429.
  23. Гарбузов В.И.  Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.
  24. Здоровье, развитие, личность / под ред. Г.Н.Сердюковой, Д.Н. Крылова, У. Кляйнпетер М., 1990, 360 с.
  25. Здоровый образ жизни - залог здоровья / под ред. Ф.Г.Мурзакаева. Уфа, 1987, 280 с.
  26. Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы. Кишинев, 1991, 184 с.
  27. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник АМН СССР. 1982. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.
  28. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982, 40 с.
  29. Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1998, 688 с.
  30. Мартынова Н.М. Критический анализ методологии изучения и оценки здоровья человека // Философские науки. 1992, №2.
  31. Семенова В.Н. Валеология в практике работы школы // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1998, №3, с. 56-61.
  32. Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. с.6.

 

Приложение  1

 

Медицинские осмотры школьников области за 2007-2010 г.г. по отдельным классам болезней (на 100 учащихся, М+).

 

Основные виды

нарушения здоровья

2007

2008

2009

2010

2007/2010 увел, сниж (%)

Нарушение зрения

8,6 +0,09

9,3+0,09

9,7+0,09

11,5+0,1

34%

Нарушение осанки, в т.ч. сколиоз 

7,4+0,09

8,9+0,09

9,5+0,089

11,0+0,1

49%

Болезни сердечно-сосудистой системы

2,3+0,05

4,1+0,06

4,1+0,06

4,0+0,06

74%

Болезни эндокринной системы

15,4+0,1

15,6+0,1

13,3+0,1

14,2+0,1

-8%

Болезни органов пищеварения

2,37+0,05

2,8+0,05

3,3+0,05

3,99+0,06

68%

Болезни органов дыхания

5,4+0,07

8,3+0,087

9,3+0,88

9,6+0,095

78%

Болезни костно-мышечной системы

3,1+0,057

2,1+0,045

4,8+0,06

6,3+0,078

103%

Болезни мочеполовой системы

2,1+0,05

2,7+0,05

2,5+0,047

3,1+0,056

48%

Болезни нервной системы

4,0+0,065

8,8+0,089

9,4+0,089

4,5+0,067

12,5%

Врожденны аномалии

0,4+0,02

0,6+0,02

0,8+0,03

0,73+0,03

82,5%


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

 

АНКЕТА «БУДЕМ ЗДОРОВЫ!»

Уважаемый участник! Перед  Вами анкета, позволяющая определить Ваше отношение формированию здорового  образа жизни, установить индивидуальный стиль твоей жизни. Вам будет предложено несколько вариантов ответа на поставленный вопрос, касающийся вашего стиля жизни. Вам необходимо выбрать один ответ, который наиболее полно отражает ваш образ жизни. Долго не задумываетесь, здесь нет правильных и неправильных ответов.

Сначала, дайте, пожалуйста, ответы на вопросы, касающиеся Вашей гигиены.

1. Как известно, нормальный режим питания это плотный завтрак, обед из трех блюд, полдник и скромный ужин. А какой режим питания у вас?

1. Именно такой

 

2. Иногда бывает, что  вы обходитесь без завтрака или обеда

 

3. Вы вообще не придерживаетесь какого-либо режима

 

 

2. Регулярно  ли вы делаете зарядку?

1. Да, это для меня необходимость

 

2. Иногда делаю

 

3. Нет, не делаю вовсе

 

 

 

3. Часто ли вы используете  выходные дни для активного  отдыха (походов и занятий спортом)?

1. Регулярно (как минимум два раза в месяц)

 

2. Иногда (2 - 3 раза в  пол года)

 

3. Нет, не делаю вовсе

 

 

4. Насколько  Вы оцениваете свою успеваемость?

1. Очень низкая

 

2. Низкая

 

3. Средняя

 

4. Высокая

 

5. Очень высокая

 

 

5. В данном случае в зависимости от быстроты и количества выполняемой работы, оценок преподавателей либо их замечаний - хорошо ли Вы спите?

1. Очень плохо

 

2. Плохо

 

3. Удовлетворительно

 

4. Хорошо

 

5. Очень хорошо

 

 

Теперь подумайте над  вопросами, характеризующими, состояние Вашего здоровья.

6. Часто ли  Вы болеете?

1. Никогда

 

2. Редко

 

3. Иногда

 

4. Довольно часто

 

5. Часто

 

 

7. Страдаете  ли Вы хроническими заболеваниями? 

Информация о работе Работа педагога по формированию ценностей здорового образа жизни