Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа
Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.
I Особенности воспитания детей в неполной семье……………………5 стр.
1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка……………..
1.2 Характеристика неполной семьи……………………………………..
1.3 Детско-родительские отношения в неполной семье……………………
II Особенности работы учителя начальной школы с детьми из неполной семьи………………………………………………………………………………
2.1 Специфика работы педагога с неполной семьей……………………
2.2 Методы, используемые в работе педагога……………………………..
2.3 Разработка программы взаимодействия педагога ОУ с неполной семьей……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Следующим критерием для диагностики проблем детей, воспитывающихся в неполных семьях, является показатели состояния их здоровья. По результатам анализа медицинских карт детей было выявлено, что 36% принадлежат к первой группе здоровья, 64% - ко второй группе здоровья. Данные результаты указывают, что большинство детей имеют какие либо ограничения в здоровье, в основном это миопия различной степени, различные хронические заболевания органов дыхания и др.
Таким образом, анализ результатов
первого этапа исследования позволил
выявить те сферы жизни, в которых ребенок
из неполной семьи испытывает трудности
и нуждается в социально-педагогической
поддержке. Это, в первую очередь,
психосоциальное состояние детей, воспитывающихся
в неполных семьях. Высокий уровень тревожности,
агрессивности, проблемы в оценке своих
личных качеств, боязнь потерять единственного
родителя - все эти выявленные проблемы
ребенка требуют разрешения не только
путем оказания социально-психолого-
2.2 Реализация деятельности социального педагога по социально – педагогической поддержке детей из неполных семей
В настоящее время теоретическая идея социально-педагогической поддержки нашло отражение в практической деятельности социальных педагогов и представляет собой систему социально-педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь детям, родителям, учителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Поэтому для решения проблем детей, воспитывающихся в неполной семье, выявленных в ходе диагностики (чувство тревожности, агрессии, низкий уровень самооценки), а также преодоления препятствий, мешающих нормальному функционированию данной категории семьи, мы разработали и апробировали программу по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей в общеобразовательной средней школе.
Цель программы: создание благоприятных условий для обеспечения социально-педагогической поддержки детей из неполных семей.
Задачи программы:
Сроки реализации: учебный год. Возраст детей: 13-14 лет.
Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала следующие результаты.
Таблица 3 - Результаты сравнительного исследования уровня тревожности
Имя ребенка |
Первичная диагностика |
Вторичная диагностика |
Евгений Е. |
высокий |
высокий |
Алексей X. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
Ксюша А. |
высокий |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Кристина М. |
высокий |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
Анатолий Г. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
Коля Ж. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
Дима Ш. |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
низкий |
Михаил В. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Антон С. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Света Ш. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к низкой- |
Костя Г. |
Результаты исследования не достоверны |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
Антон В. |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Ср. уровень с тенденцией к высокой |
Василий К. |
Результаты исследования не достоверны |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
Анна М. |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
низкий |
Артем 3. |
высокий |
высокий |
Ксения А. |
Ср. уровень с тенденцией к низкой |
низкий |
Рисунок 4 - Сравнительные результаты исследования уровня тревожности, %
Вторичная диагностика показала следующие результаты: высокий уровень тревожности составил 12%, средний уровень с тенденцией к высокой - 25%, средний уровень с тенденцией к низкой - 44%, низкий -19%. Таким образом, сравнительный анализ показал, что при первичной диагностике высокий уровень тревожности и средний уровень с тенденцией к высокой в сумме составлял 78%. Вторичная диагностика показала снижение уровня тревожности, где высокий уровень составил 37%.
Таблица 4 - Сравнительные результаты исследования уровня агрессии
Имя ребенка |
Первичная диагностика |
Вторичная диагностика | ||
|
Оценка агрессивности |
Оценка враждебности |
Оценка агрессивности |
Оценка враждебности |
Маша А. |
256 (норма) |
156 (выс.) |
256 (норма) |
76 (норма) |
Света К |
206 (норма) |
136 (выс.) |
206 (норма) |
126 (выс.) |
ЖеняФ |
326 (выс.) |
136 (выс.) |
256 (норма) |
96 (вые.) |
Настя Б. |
306 (выс.) |
126 (выс.) |
286 (выс.) |
96 (норма) |
Наташа П. |
256 (норма) |
56 (норма) |
206 (норма) |
66 (норма) |
Сергей Г. |
206 (норма) |
96 (норма) |
216 (норма) |
76 (норма) |
Михаил В. |
256 норма) |
96 (норма) |
206 (норма) |
76 (норма) |
Максим О. |
126 (низк.) |
116 (норма) |
126 (низк.) |
66 (норма) |
Владимир П. |
236 (норма) |
106 (норма) |
216 (норма) |
76 (норма) |
Людмила Ш. |
216 (норма) |
96 (норма) |
216 (норма) |
76 (норма) |
Костя Г. |
136 (низк.) |
76 (норма) |
136 (низк.) |
66 (норма) |
Антон В. |
306 (выс.) |
76 (норма) |
236 (норма) |
76 (норма) |
Василий К. |
96 (низк.) |
66(норма) |
96(низк.) |
66(норма) |
Анна М. |
76 (низк.) |
96(норма) |
76 (низк.) |
66(норма) |
Артем 3. |
266(выс.) |
146 (выс.) |
216 (выс.) |
146 (выс.) |
Ксения А. |
356 (выс.) |
96(норма) |
256 (норма) |
96(норма) |
Исследование уровня агрессии при вторичной диагностике показал следующие результаты:
- снижения показателя высокого уровня агрессии до 12%, средний уровень составил - 48%, низкий уровень - 40%). (рисунок 5)- снижение высокого уровня враждебности до 19%), средний уровень составил - 59%, низкий уровень - 22%. уровень негативизма остался прежним и составил 31%;
Следующим показателем для сравнительного анализа и проверки эффективности апробируемой программы явилось исследование уровня самооценки (Рисунок 6).
Вторичная диагностика исследования самооценки у детей из неполных семей выявила следующие показатели, так количество детей с адекватной самооценкой повысился и составил 42%, при первичной диагностике данный показатель составлял -25%. Количество детей с завышенной самооценкой немного снизился и составил 58%, первичная диагностика показала - 75% детей с завышенной самооценкой.
Апробирование программы по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей показала свою эффективность в работе с детьми, воспитывающихся в неполных семьях, и родителями. Некоторые положительные тенденции прослеживались и в работе с педагогическим персоналом.
Наиболее интересные занятия, по мнению детей, были тренинги личностного роста и коммуникативных умений. В работе с детьми акцент делался на индивидуальную работу (индивидуальные консультации).
Необходимо отметить положительные результаты и в работе с родителями. При проведении семейного лектория на тему «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка» чувствовалась заинтересованность родителей, задавались вопросы по проблеме. Однако индивидуальные консультации, творческие домашние задание не имели большого успеха.
В работе с педагогическим коллективом наиболее эффективное взаимодействие при апробировании программы состоялось с психологом школы.
Анализ состояния проблем детей, воспитывающихся в неполных семьях, полученных в ходе первичной диагностики, подтвердил теоретические положения относительно социальной депривации данной категории детей и показал следующие результаты:
4. Неадекватно завышенная самооценка- 75%.
Выявленные на практике проблемы детей, воспитывающихся в не полных семьях, явились основанием для разработки и апробирования прог- раммы деятельности социального педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей.
Данная программа носит комплексный характер и имеет три направления работы:
Каждое направление деятельности подразделяется в свою очередь на несколько подпрограмм. В работе с детьми:
-диагностическая работа
(подбор инструментария и
Работа с родителями также строится по нескольким направлениям:
-социальная паспортизация неполных семей; коррекция детско- родительских отношений; повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей. Работа с педагогическим коллективом носит рекомендательный характер и направлена на ознакомление педагогическим коллективом с методами и формами работы с детьми из неполных семей и их родителями. Таким образом, разработка и апробирование программы деятельности педагога по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей была обусловлена актуальностью данной проблемы как в психолого-педагогической литературе, так и в реально существующей практике и показала свою эффективность в ходе апробации ее на базе МБОУ «Общеобразовательной основной школы №15».
Заключение
Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Многим удается справиться с проблемами, дестабилизирующими семейную обстановку, сохранить семейный союз. Однако есть и другая, тревожная тенденция: на фоне глубокого социального кризиса, охватившего современную Россию, растет число семей, не справляющихся со своими основными функциями. К данной категории семей относятся и неполные семьи, в которых остро предстаёт проблема её функционирования как института воспитания и социализации детей.
Таким образом, квалификационная работа на тему «Деятельность педагога по поддержке детей из неполных семей» посвящена актуальной проблеме - кризису института семьи на современном этапе развития российского общества, следствием которого явилось неблагополучие многих семей, в том числе неполных.
Информация о работе Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье