Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 14:41, курсовая работа
Актуальность вопроса о неполных семьях велика еще и потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это – дети, воспитывающиеся без отца (или матери), это – взрослые люди, не имеющие собственной семьи и продолжающие жить вместе с родителями. Такое положение усложняет не только материальную сторону жизни. Оно лишает людей так необходимых им духовных, эмоциональных контактов, которые могло бы дать счастливое супружество.
I Особенности воспитания детей в неполной семье……………………5 стр.
1.1 Семья как институт первичной социализации ребенка……………..
1.2 Характеристика неполной семьи……………………………………..
1.3 Детско-родительские отношения в неполной семье……………………
II Особенности работы учителя начальной школы с детьми из неполной семьи………………………………………………………………………………
2.1 Специфика работы педагога с неполной семьей……………………
2.2 Методы, используемые в работе педагога……………………………..
2.3 Разработка программы взаимодействия педагога ОУ с неполной семьей……………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Продолжение прил. Б | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Социально- психологическая коррекция эмоционально- волевой, личностной сфер ребенка
|
Индивидуаль- ное психоло- го- педагогиче- ское консультиро- вание
|
- активизация позитивных установок, мотивов, ценностей у ребенка; преодоление чувства неуверенности в себе; |
Лютова Е.К., Монина Г.П. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) - СПб.: Речь, 2013.-98 с. |
Психолог Соц. педагог |
Формирование адекватной самооценки |
Психолог Соц. педагог | |||
Тренинг личностного роста | ||||
Опросник Басса-Дарки |
определение уровня агрессии |
Шапарь В.Б. Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь- Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с. |
Психолог Соц. педагог | |
Методика «Шкала тре- вожности» Дж. Тейлора |
определение уровня тревожно- сти |
Шапарь В.Б. Практическая психология инструментарий. Инструментарий / В.Б. Шапарь. - - Ростов н/Дону; Феникс, 2011. - 768 с. |
Психолог Соц. педагог | |
Методика «Альтерна- тивный список качеств личности» |
определение уровня самооценки |
Воспитательный процесс: изучение эффективности /под ред. Степанова А.Г.-М.:ТЦ Сфера, 2009. -119 с. |
Психолог Соц. педагог |
Продолжение прил. Б | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Методика «Недописанный тезис» |
выявление отношения ребенка к семье, своим собственным возможностям, а также на выявление ценностей, конфликтов, значимых переживаний ребенка |
Полонский И.С. Практические занятия на уроках этики и психологии семейной жизни. Курск: КП, 2010.-93 с. |
Соц. педагог | |
Социально- психологи- ческая кор- рекция эмоцио- нально- волевой, личностной сфер ребенка
|
Индивидуаль- ное психолого- педагогиче- ское консультиро- вание |
- активизация позитивных установок, мотивов, ценностей у ребенка; преодоление чувства неуверенности в себе; |
Психолог Соц. педагог | |
Тренинг лич- ностного рос- та |
Формирование адекватной само- оценки |
Лютова Е.К., Монина Г.П. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа) СПб.: Речь, 2013.-98 с. |
Психолог Соц. пе- дагог | |
Тренинг ком- муникативных умений Упражнения: «Ваятель», с.96; «Поменяться местами», с.96; «Скалолаз», с.96; «Чемодан», с. 152; «Построение в круг», с.90 |
Развитие чувства сотрудничества, снятие напряжения |
Асмолов А.г. Тренинг об- щения с подростками. - М.: Изд-во «Владос-Пресс», 2009.-215с. |
Психолог Соц. пе- дагог |
Продолжение прил. Б | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Аутогенная тренировка «Мой огонек»; «Разговор с собой», с. 75 |
Снижение уровня тревожности |
Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. -349 с. |
Психолог Соц. пе- дагог |
|
Игротерапия Игры: - «Что случи- лось?», с.37; «Кто есть кто», с.38; -«Ты диктуй, а я буду писать о том, что случилось», с.39; -«Зло ищу, пальцем покажу», с.40 |
Снижение уровня |
Романова А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей (диагностические и коррекцион-ные методики). М.: Школьная пресса, 2009. -48 с. |
Психолог |
агрессии и преодо- |
Соц. пе- | |||
ление эмоциональ- |
дагог | |||
ных расстройств |
||||
Метод ком- плексной эс- пресс- диагностики родителей |
Выявление особенностей семейного воспитания и отношения родителей к детям |
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М..-ТЦ Сфера, 2009. -480 с. |
Психолог Соц. педагог | |
Коррекция детско- родительских отношений
|
Индивидуаль- ное психолого-' педагогиче- ское консультирование родителей |
Преодоление затруднительных психологических ситуаций в семье, во взаимоотношениях с ребенком |
Психолог Соц. педа- гог |
Окончание прил. Б | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Педагогическое поручение (творческое домашнее задание для родителей) на тему «новые семейные традиции» |
Расширение и восстановление воспитательного потенциала неполной семьи |
Овчарова Р.В. Справочная книга социального педаго- га. - М.:ТЦ Сфера, 2009. -480 с. |
Соц. педагог Классный руководитель | |
Образовательное |
Семейные лектории Тема «Виды нарушений семейного воспитания и характер ребенка» |
повышение психолого-педагогической культуры родителей |
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2010. .-272 с. |
Соц. педагог |
Арттерапия Изобразитель- ная деятельность в сочетании с движением и танцем: -«Ведущий и ведомый»; -«Тактильное знакомство»; -«Эмоции»; «Рисунок жестов»; -«Танец», с. 250 |
Снижение уровня агрессии и тревожности |
Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 256 с. |
Психолог Соц. педагог |
Приложение В
Таблица 3 - Социально-педагогическая поддержка родителей
Направление деятельности |
Формы и методы работы |
Ожидаемый результат |
Методическое обеспечение |
Службы сопровождения | |
Организа-ционное |
Встреча с родителями |
Ознакомление с целями работы, получение их согласия на диагностическую и коррекционную работу |
Соц. педагог Классный руководитель | ||
Диагности- ческое |
Социальная паспортизация семей |
Сбор сведений об условиях жизни, развития и воспитания ребенка |
Рабочая тетрадь социального педагога/ сост. Г.С.Семенов. под ред. Л.В. Кузнецовой - М.: Школьная пресса, |
Соц. Педагог Классный руководитель | |
Практикум для родителей «Психологическая поддержка в семье» |
повышение психолого-педагогической культуры родителей |
Ахметшина В.А. Психолого- педагогиче- ские аспекты работы с родителями // Классный руководитель. - 2009 - №1. _ С. 65-73 |
Психолог Соц. педагог |
Приложение Г
Таблица 4 - Взаимодействие с педагогическим коллективом по социально-педагогической поддержке детей из неполных семей
Направление деятельности |
Формы и методы работы |
Ожидаемый результат |
Методическое обеспечение |
Службы сопровождения |
Консультативно- методическое
|
Учебно-методический семинар по проблеме: «Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающиеся в неполных семьях» на методическом объединении классных руководителей |
Просвещение педагогическо- го коллектива |
Психология роди- тельства: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2010.. 368 с. |
Соц. педагог Психолог |
Консультация классных руководителей по выбору и внедрению оптимальных методов и форм работы с детьми и родителями в воспитательной работе с классом |
Прописывание индивидуальной работы с детьми и родителями в воспитательно- образовательных планах классных руководителей |
Психолог Соц. педагог | ||
Организация деятельности с психологом школы |
Помощь и взаимодействие в проведение диагностики, коррекции, консультирования |
Соц. педагог |
Информация о работе Работа педагога с детьми, воспитывающимися в неполной семье