Работа социального работника с детьми с противоправным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кобизь.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

Положительно зарекомендовала  себя практика назначения шефов, наставников  и общественных воспитателей для  проведения индивидуальной систематической  профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей. (5, 56-58)

 

По справедливому мнению многих педагогов и психологов, дети в  семье выступают не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания.

 

Для усиления эффективности специальных  мер предупреждения правонарушений среди учащихся необходимо, прежде всего, улучшить работу комиссий по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, общественных пунктов охраны порядка и других, специализированных на уровне малых групп микросреды. Удовлетворяя естественные потребности подростков в общении и совместном времяпрепровождении со сверстниками и друзьями, такие неформальные группы в то же время осуществляют неофициальный контроль за поведением своих членов и в определенной степени влияют на выбор ими социальных ролей, ценностных ориентации и в целом на процесс адаптации личности.

 

Возрастание роли малых неформальных групп многие исследователи объясняют  изменением способов общения, экстенсивным характером личностных контактов, составляющих неотъемлемую часть повседневного быта и широко распространенных в различных группах населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. (5, 85-86) Изложенное, однако, не противоречит положениям криминологии о разлагающем влиянии малых асоциальных (преступных) групп на формирование личности правонарушителей,особенно из числа несовершеннолетних и молодежи. (3, 290) Важно при этом учитывать, что преступные группирования, возникающие на почве неформальных связей и отношений, в условиях нашего общества не являются какой-либо социальной общностью, входящей в другие структурные или социальные образования. Преступная деятельность членов таких групп приводит их к вынужденной изоляции встречает противодействие со стороны общества, что в свою очередь облегчает действия по их обнаружению, разобщению и ликвидации.

 

Другие точки зрения высказывались  еще в 70-е годы Букиным В.Р.,который  например, указывает, что неформальные малые группы в современных условиях становятся организующими и регулирующими  факторами общественных психологических процессов. (5, 10) По мнению известного американского социолога Теодора Миллза, изучение и познание социальной микроструктуры малых групп представляет собой важнейший «источник путей умозаключений о социальных системах вообще». (3, 82). С такой трактовкой роли микросоциальных образований нельзя согласиться, поскольку малые, группы в данном случае рассматриваются изолированно, в отрыве от микроструктуры общества, что приводит к субъективному неоправданно преувеличенному значению психологических факторов межличностного общения. Не следует забывать, что указанные группы как таковые не создают социальных норм и не определяют характер общественных отношений.

 

 Изучение структуры групп  и характера внутригрупповых  связей показало что подавляющее  большинство их возникло на почве стремления подростков и юношей ко взаимному общению по месту проживания в целях совместного проведения досуга, особенно в вечернее время. Состав этих групп и социальные связи между участниками вначале не отличались устойчивостью: подростки без определенных занятий группировались со школьниками, учениками профтехучилищ с молодыми рабочими для развлекательного времяпрепровождения. В дальнейшем под влиянием наиболее активных и старших по возрасту участников, взявших на себя роль лидеров и отличавшихся более устойчивой антиобщественной направленностью, указанные смешанные группы, не объединенные общностью школьных, производственных или иных интересов, меняли свою направленность и превращались в преступные сообщества.

 

1.2.Профилактика отклоняющего поведения несовершеннолетних

 

В последние годы наблюдается рост и ужесточение преступности среди  детей. Дети становятся реальной угрозой  здоровью, безопасности, жизни людей. Деятельность школ, милиции, общественности не дает желаемых результатов. Как остановить детскую преступность?

 

Как решать те проблемы, которые стоят  пе-ред нашей страной, нашим городом  или посел-ком, перед каждым из нас?

 

Так нельзя следовать правилам, которых  не знаешь. Прежде чем спросить с  подростка, нужно ему объяснить. Сегодня семья, школа средства массовой информации оградили себя от не-простой работы -- учить нормам морали и права. Родители добывают деньги, в учебном расписании школ в лучшем случае час в не-делю отвели курсу "Граждановедение", рек-ламные ролики и боевики не оставили на ТВ места для менее смелых передач. Стало неко-му объяснять разницу между "нельзя" и "можно", "хорошо" и "плохо". Однако что-бы жить в согласии с общественной моралью и не совершать противоправных действий, подростку необходимо знать различия между моралью и правом, преступлением и правона-рушением, знать, за что посмотрят с осужде-нием, за что оштрафуют, за что посадят за ре-шетку. Только процесс просвещения, объеди-няющий учителей и родителей, врачей и журналистов, суды, милицию, всех нас, вы-ходящий за рамки урока в студии, дворы, детские сады, сможет стать необходимьм ус-ловием, снабдить подростков достаточным знанием для соблюдения правил, норм и за-конов нашего общества.

 

Поэтому на социального работника  ложится ответственность в работе с детьми с противоправным поведением. Самое главное в его работе : не наказать, а предотвратить. Главное -- направить силы и средства на упреждение преступности.

 

Накормить, одеть, обеспечить защиту жиз-ни и здоровья, создать условия  для развития творческих способностей, обеспечить социаль-ные гарантии семье -- вот на чем общество должно сосредоточить свои усилия. Заботясь же о наказании, строительстве новых коло-ний, расширении штатов инспекций по делам несовершеннолетних, мы отвлекаем внимание и финансы от профилактических мер. Жесто-кость всегда вызывает жестокость. Суровое наказание за небольшую провинность вызыва-ет следующее серьезное правонарушение, за-тем преступление. Эту цепочку надо прервать. Усиливая наказание, делая ставку на страх, мы вряд ли добьемся желаемых результатов.

 

Так знакомство с нормами морали и права, изучение граждановедческих  дисциплин повышает умственный уро-вень подростка, что является одним из усло-вий формирования культуры человека.

 

Просвещение развивает духовность, стремле-ние к знанию. Статистика свидетельствует, что среди правонарушителей все больше под-ростков, не обладающих этими качествами.

 

Просвещение расширяет кругозор расту-щего человека, среду его общения, знакомит с грамотными, знающими людьми. Это  позво-ляет более серьезно воспринимать окружаю-щий мир, критически относиться к поведе-нию людей, оценивать действия политиков. Именно просвещение поможет сформировать культурный уровень, который позволит под-ростку жить в соответствии с нормами пове-дения, законами морали и права, -- приняты-ми в обществе.

 

Ведь обладая знаниями, мы стремимся  ими поделиться, они выручают нас  в повседневной жизни и экстре-мальных  ситуациях. Подросток, знающий свои права и обязанности, становится очень ценным неформальным источником информа-ции для своих ровесников. Он объяснит, что будет за разбитое стекло до того как его раз-били, что ждет за катание на чужом мотоцикле еще до его угона. Просвещенный подросток может предотвратить преступление, что явля-ется самой большой ценностью в обсуждаемой проблеме. Информация, полученная от свер-стника, более авторитетна и доступна. Не надо организовывать специальные лекции, устраи-вать собрания и встречи. Обмен сведениями идет в ежедневном общении, в классе, на улице. Участвуя в конкурсах, олимпиадах, викторинах по праву, подростки набирают знания, оценивают и сравнивают их, становят-ся более информированными и тем самым бо-лее интересными и полезными для окружаю-щих подростков.

 

Далее: деятельность: обеспечить занятость  под-ростков. Обилие свободного времени, закры-тые клубы и секции, отсутствие доступных мест для проведения досуга толкает подрост-ков на поиски иных путей общения, в подва-лы и подворотни. Только обеспечение наибо-лее полной занятости подростка, кружки, учеба и труд не оставят времени и сил нару-шать закон.

 

/. Возможность самореализации. Необ-ходимо  обеспечить работу кружков, секций, клубов различных направлений,  где ребенок сможет реализовать  свои желания, потребно-сти, энергию.  В сегодняшних экономических  условиях детским домам творчества, клубам, другим учреждениям выжить трудно. Указ президента запретил перепрофилирование детских учреждений и сдачу их в аренду. Од-нако уже не первый год Брянский центр тех-нического творчества, например, не получает из бюджета ничего на развитие материальной базы. В таком же положении другие учреж-дения. Обстоятельства вынуждают откры-вать платные кружки и секции, которые да-леко не всем по карману. Скупой платит два-жды. Сегодня мы экономим на воспитании, на клубе и зарплате тренеру, завтра вклады-ваем средства в перевоспитание. На содержа-ние одного воспитанника в Брянской ВТК в сутки идет около 40 рублей, а их 350. Сколь-ко кружков можно открыть на эти деньги?

 

Подростку некуда пойти, негде применить  силы, реализовать способности. Отсутствие нормальных условий для самовыражения толкает на поиски "приключений". Только организованный досуг, творчество и спорт дают возможность самореализации и предо-храняют подростка от опасной черты.

 

Для любого из нас, особенно для подростка, очень важна оценка окружающих. В спортив-ных секциях, кружках и клубах, где не ста-вят отметок, где ребенок занят тем, что ему интересно, он добивается видимых результа-тов, чего с ним не происходит в классе. Под- росток понимает, что он тоже хороший, его взяли на соревнования, на выставку, кон-церт, он заслужил похвалу и от этого хочет сделать еще больше, еще лучше. Денежный дефицит в семье лишает подростка карман-ных денег. Назрела необходимость создавать временные рабочие места для несовершенно-летних. Они смогут заработать трудом, не прибегая к мелким кражам, грабежам и другим нарушениям закона. Занятость на рабочем месте может дать начальную профессио-нальную подготовку, что немаловажно для подростка сегодня. Расширяя сеть кружков и секций, гарантируя льготы для тех, кто дает

подростку возможность работать, мы убере-гаем его от криминальной среды.

 

Одиноче-ство подростка -- настоящий  бич сегодняшнего дня. Начинается оно  в семье. Для некоторых одиночество  продолжается и в классе. В объединении, клубе, секции, где сближает интерес, подросток чувствует себя равным среди равных.

 

Так, например, Брянский центр детского туризма часто берет в поход  ребят, стоящих на учете в ин-спекции  по делам несовершеннолетних. Практически  все участники прошлогодних походов  сейчас ведут себя нормально, учат-ся, многие сняты с учета. В Бежицком районе Брянска прошлым летом организован отряд для работы по благоустройству города из "трудных" ребят. Они хорошо поработали, а центр занятости еще и выдал им небольшую зарплату. В этом году они вновь захотели быть в таком отряде. Подросток ищет обще-ния, друзей, совместных дел. Задача социального педагога - помочь ему в этом.

 

1.3. Нормативно - правовая база в  организации социальной работы

 

с детьми правонарушителями - в России

 

Совершенно очевидно, что социальная работа с детьми - правонарушителями на уровне отношений специалист - ребенок, является частью социальной работы на общегосударствен-ном, региональном и местном уровнях. И та, и другая тре-буют эффективных технологий.

 

Вопреки распространенному мнению, необходимо под-черкнуть, что в настоящий момент общегосударственная технология работы с в России дей-ствительно существует. Она представлена в текстах важ-нейших российских законов «Об основах социального об-служивания населения», «Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а так-же в государственных и региональных программах профи-лактики безнадзорности и правонарушений среди несо-вершеннолетних, утверждаемых на различные сроки, в ряде других законов и документов, регламентирующих вопросы помощи и поддержки отдельных категорий детей, нуждающихся в особой помощи со стороны государства и общества.

 

Как и всякая технология (определенным образом спла-нированная последовательность действий), общегосудар-ственная технология работы с детьми группы риска гарантированно приводит ее разработчика к получению ожида-емого результата.

 

В качестве цели социальной работы государство  и зако-нодатель рассматривают формирование общегосударствен-ной системы защиты прав и интересов несовершеннолет-них, предупреждение форм противоправного их поведения.

 

Ст. 2 Федерального Закона «Об основах  системы профи-лактики...» определяет в качестве основных задач и прин-ципов  деятельности по профилактике безнадзорности пра-вонарушений несовершеннолетних следующие:

 

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление  и устранение причин и условий, способствующих этому;

 

обеспечение защиты прав и законных интересов несо-вершеннолетних;

 

-социально-педагогическая реабилитация  несовершен-нолетних, находящихся в  социально опасном положении;

 

- выявление и пресечение случаев  вовлечения несовер-шеннолетних  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

 

При этом в законе уточнены принципы организации профилактической работы, что имеет важное значение при  соотнесении социально-педагогических и управленческих подходов в решении  проблем безнадзорности и правонару-шений  на государственном уровне. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального Закона «Об основах системы профилак-тики...» к ним отнесены:

 

законность;

 

демократизм;

 

гуманное обращение с несовершеннолетними;

 

поддержка семьи и взаимодействие с ней;

 

индивидуальный подход к исправлению  несовершен-

нолетних с соблюдением конфиденциальности полученной

информации;

 

государственная поддержка деятельности органов местного самоуправления и  общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 

обеспечение ответственности должностных лиц и граждан

за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Анализ закона позволяет заключить, что общегосудар-ственный подход не только не противоречит ключевым ка-тегориям и понятиям современной социально-педагогичес-кой науки и социальной работы как области знания и сфе-ры практики, но и совпадает с ними. В частности, направ-ления профилактики, выделенные законодателем, очень точно описывают содержание ведущей категории социаль-ной педагогики - социальное воспитание.

 

Социальное воспитание, по М.А. Галагузовой, -«.. .педаго-гически ориентированная  и целесообразная система помо-щи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь» (7, с. 182].

Информация о работе Работа социального работника с детьми с противоправным поведением