Работа социального работника с детьми с противоправным поведением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:28, реферат

Краткое описание

Все мы согласны с тем, что детская пре-ступность -- одна из острейших проблем се-годняшнего дня. Уверенно идет процесс омо-ложения правонарушителей. Растет среди них число девочек, увеличивается количество тяжких преступлений. Мы согласны с тем, что необходимо что-то делать. Надо только решить, что именно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая кобизь.doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

 

Поведение подростка , недавно прибывшего, например, отличается от его же поведения  несколько месяцев спустя, что  требует разделения на этапы времени пребывания ребенка в учреждении. В конце, когда ребенок уже знает, что скоро покинет , он тоже будет вести себя совсем по-другому. В разное время к нему будут предъявляться различные требования: у подростка будут другие обязанности, поэтому им надо будет по-другому руководить и по-другому поддерживать его.

 

Они даю возможность уделить  внимание именно тем навыкам, которые  необходимо развить в подростке.

 

 Подросток поступает в учреждение, при этом происходит знакомство  в форме беседы. Ему доступно, в зависимости от его возраста, объясняют, что он будет жить в данном учреждении. На первом этапе очень важно построить отношения доверия между воспитанником и воспитателем и рабочие отношения. Он должен привыкнуть к ежедневному распорядку дня. Внимание воспитателя группы обращено в основном на обучение навыкам, необходимым для повседневной жизни, с тем чтобы воспитанник с каждым днем чувствовал себя более уверенно, чтобы ему было бы легче заниматься повседневными делами. Для этого необходимо познакомить его с правилами поведения и традициями группы и привить ему некоторые навыки: убирать за собой, аккуратно есть, соблюдать очередность, мыться, дружелюбно относиться к товарищам, считаться с ними, разрешать конфликты, играть в игры и т. д.Воспитатель поощряет адекватное поведение воспитанника, хваля его, уделяя ему положительное внимание.

 

На втором этапе проводят воспитанниками (ответственный - психолог) специальный  курс поведенческой терапии (работа по социализации и развитию, коррекция  поведения), например: научить обращаться с эмоциями (страх, стресс, печаль и т. п. ); подготовка детей к встрече с родителями/родственниками, друзьями (важно, чтобы воспитатели групп с самого начала могли принять тот факт, что их по-прежнему любят, какими бы плохими они не были).

 

По ходу работы у социального педагога колонии выработалась своя программа

 

Примерная программа по профилактики правонарушений

 

 

Таблица 1

 

 Цель этапа 

Основные направления в работе 

Методы работы 

 

1 этап

 

Цель:

 

 Изучение причин, способствующих  совершению правонарушений. Составление социально - психологического портрета учащегося,  

Первичная диагностика 

 

Определить "зоны" неблагополучия;

 

Изучить личность подростка, его мотивационно-потребностную  сферу 

Методы изучения личности

 

(анализ документов, беседа, опрос). 

 

2 этап

 

Цель:

 

Изменение нежелательного стереотипа поведения подростка. Развитие положительной  мотивации и качеств личности подростка. 

1. Развитие положительных взаимоотношений  с подростком (личных и деловых);

 

2. Оказание конкретной помощи  в реализации социальных потребностей подростка;

 

3. Привлечение подростка к участию  в различных формах коллективной  творческой деятельности; 

Методы коррекции 

 

 метод поощрения, метод убеждения,  методика организации коллективной  творческой деятельности, индивидуальная консультация и др. 

 

3 этап

 

Цель:

 

Формирование законопослушного поведения  подростка 

4.Формирование доверительных отношений  с подростком;

 

5.Достижение устойчивых позитивных  результатов в учебе и других  видах деятельности; 

Метод аутогенной тренировки, тренинги социальных навыков Индивидуальная педагогическая поддержка. 

 

 

 

Заключение

 

 

Итак, в заключении следует отметить, что основные профилактические мероприятия  с подростка-ми, совершившими правонарушения, проводятся, в основном, в открытом социуме (подросток совершил мелкие правонаруше-ния или осужден условно), и в специальных учебно-воспита-тельных заведениях, то в воспитательных колониях, в основ-ном, реализуются реабилитационные программы помощи несо-вершеннолетний осужденным.

 

 Как отметил работник ОВД по делам несовершеннолетних, процесс воспитания в колониях для несовершеннолетних существенно отличается от «взрослых» колоний прежде всего тем, что в них законодательство предоставляет для работы с осужденными большие возможности в применении позитивных мер воздействия, значительно увеличивая перечень льгот и уменьшая объ-ем карательных мер. Основной акцент в работе с подростками следует делаеть на учебно-воспитательную работу, вклю-чающую в себя общеобразовательное и профессиональное обу-чение.Здесь мы особо отмечаем, что изменение названия «воспитательная трудовая колония» на «воспитательная коло-ния» подчеркивает при всей важности трудовой деятельности приоритетность именно воспитательных мероприятий.

 

 Совместная деятельность с  социальными педагогами школы … позволила нам выявить, что необходимым условием для предотвращения отклоняющегося поведения всех воспитанников является -- получение ими специальности. При этом должен обеспечиваться как можно более широкий и добровольный выбор профессий, учитываться потребности региона и рынка труда (перспектива), воз-раст, физические, умственные и психические особенности. Нами выявлено, что по-вышение эффективности трудового воспитания - это наи-более важный фактор решения задачи социализации подро-стков, подготовки их к самостоятельной жизни. Однако в насто-ящее время это условие в полной мере не обеспечивается, о чем свидетельствуют данные опросов бывших осужденных, отбывавших срок наказания в воспитатель-ных колониях и вернувшихся к месту постоянного проживания в … более 60% которых в будущем не собираются работать по приобретенным в колонии профессиям.

 

 Большинство осужденных, как  подчеркивает работник ОВД по  делам несовершеннолетних …,  до колонии, обучаясь в школах  и профессиональных училищах, характеризовалось как наруши-тели дисциплины, организаторы и участники конфликтных ситуаций, они сбегали с уроков, оскорбляли ровесников и пре-подавателей. Поэтому необходимо, по нашему убеждению, уделять серьезное внимание построению взаимоотношений учителей и мастеров производ-ственного обучения с учащимися-осужденными. Умение выз-вать интерес к своему предмету, увлечь полезными делами, быть терпеливым, но настойчивым в достижении поставленной цели являются, как мы считаем, критериями профессионального мастерства педагога, работающего с этим контингентом несовершеннолетних.

 

 Нами было выявлено, что большое  значение в изменении негативной  позиции криминальных подростков  к реальности имеет обеспечение  воспитанников ра-ботой с высоким  уровнем организации и культуры производ-ства, технологии. Социальным педагогам необходимо добиваться проведения оплаты выполненной работы, что обеспечит заинтересованность подро-стка в результатах его труда.

 

 К числу основных средств,  обеспечивающих процесс исправ-ления  преступников, по нашему мнению, относится общеобразовательное обучение. Относительно несовершеннолетних осужденных необходимо отметить особую роль, которую приобретает данное средство воздействия. Ведь в воспитательной колонии практически каж-дый осужденный проходит через образовательную школу, яв-ляющуюся одним из главных структурных элементов учрежде-ния и фактически -- центром проводимой в колонии воспита-тельной работы. При поступлении в колонию все осужденные зачисляются в соответствующий класс общеобразовательной школы, распределение по отрядам производится исходя из имеющегося у них образовательного уровня по принципу «от-деление-класс» . Работа на производстве или обучение в профес-сиональном училище может производиться только в свободное от учебы в школе время. В отличие от исправительных колоний для взрослых, преподаватели школ в воспитательной колонии являются сотрудниками данного учреждения, что подчеркивает особую роль школы в воспитательном процессе. Очень важ-но четкое взаимодействие в воспитательном процессе учителей школы, воспитателей отрядов и отделений, преподавателей профессионального училища, мастеров производства, так как в работе с осужденными много дублирования, не всегда соблю-дается принцип единства педагогических требований.

 

 Выход из этого положения мы видим в создании единого учеб-но-воспитательного процесса, охватывающего все службы ко-лонии. Для современных воспитательных колоний необходимы вы-сококвалифици-рованные специалисты, знающие возрастную специфику несовершеннолетних, и прежде всего социальные педагоги. Воспитательная работа должна проводиться диффе-ренцирование, с учетом степени нравственной деформации осужденных. Желательно, по нашему мнению, применение таких методов, как со-вет, напоминание, пожелание. Необходимо использовать актив-ность, эмоциональность и впечатлительность, одновременно преодолевая внутреннее сопротивление осужденных к воспита-тельным воздействиям (иногда открытое, но чаще скрытое).

 

 К наиболее распространенным  формам воспитательной рабо-ты  мы отнесим беседы, лекции, диспуты, встречи с интерес-ными людьми, широкая практика встреч с бывшими воспитанниками колоний, ведущими чест-ный образ жизни, с родственниками осужденных, с представи-телями общественных и религиозных организаций -- так назы-ваемые меры общественного воздействия. Общественное воз-действие, мы считаем, одним из условий обеспечения процесса социализа-ции несовершеннолетних, отбывающих уголовное наказание, приобщения их к нормальной человеческой деятельности и участию в общественной жизни, и здесь открывается широчай-ший простор для деятельности социального педагога.

 

 Правильная организация свободного  от учебы и работы вре-мени  способствует улучшению здоровья  и физического разви-тия осужденных. В условиях лишения свободы  это время, в основном, носит регламентированный характер. Поэтому необ-ходимо четко планировать досуговые мероприятия для осуж-денных, с одной стороны, чтобы они не носили формальный характер («ради галочки»), с другой-- обучали правильному планированию своего времени (отсутствие навыков в планиро-вании свободного времени и умения распоряжаться им -- одна из основных причин совершения правонарушений подростка-ми). Мероприятия должны пробуждать у подростков интерес к жизни, формировать волевые качества и черты характера, по-зволяющие им противостоять антисоциальным влияниям.

 

 Физическое воспитание также  способствует повышению авторите-та  в глазах других воспитанников,  что является прекрасным стимулом  для привлечения осужденных к  активным занятиям спортом, а  также формированию не только физических, но и морально-волевых, нравственных качеств личности.

 

 Большое значение в организации  воспитательного процесса, как это  было выявлено нами из бесед  с бывшими осужденными имеет  коллектив осужденных. Положительный  эффект здесь достигается чаще при воздействии на осужденного через его первичный коллектив (отряд, бригаду, класс), члены которого находятся в постоянном общении и вза-имодействии друг с другом, повседневно связаны общими ин-тересами и делами, отношениями ответственной зависимости и находятся под постоянным контролем воспитателя, знающего о характере межгрупповых и межличностных отношений осуж-денных. Необходимо доверять подросткам роль активных орга-низаторов, а не только исполнителей воли воспитателей, ис-пользовать различные формы коллективной деятельности на основе самоуправления, творческого начала, самостоятельно-сти. Перестройка нравственного сознания осужденного осуще-ствляется в неразрывной связи с формированием позитивного опыта жизнедеятельности.

 

Большое значение имеет использование социально-полезных связей с родственниками осужденных, которое активизирует процесс воспитательной работы, позволяет разрушить создан-ный ранее стереотип антиобщественного образа жизни и пове-дения.

 

 Гуманизация и педагогизация  воспитательного процесса дол-жна быть построена на здравом и реалистическом анализе об-становки -- «на разумном гуманизме», т. е. система наказания должна быть достаточно гибкой, обеспечивать избирательность в применении режимных ограничений, создавать предпосылки для реального установления в учреждениях атмосферы чело-вечности, уважительного отношения к закону и нравственным нормам. В настоящее время расширены права администрации и арсенал средств для дифференциации и индивидуализации воспитательных мер воздействия на осужденных в сторону ос-лабления репрессий и изоляции их от общества.

 

 Исправительное воздействие  на несовершеннолетних пре-ступников  следует рассматривать как единый  процесс, начиная с момента  взятия его под стражу и  заканчивая периодом реаби-литации  и социальной адаптации после освобождения. На прак-тике этот процесс оказывается разорванным. Причина -- отсут-ствие должного взаимодействия между службами и учреждениями, обеспечивающими работу с несовершеннолетними право-нарушителями и профилактику преступности.

 

 Один из возможных вариантов  организации совместной ра-боты -- воспитательные центры для несовершеннолетних  пре-ступников, в состав которых  должны входить:

 

-- следственный изолятор для  содержания подследственных несовершеннолетних (к сожалению, в некоторых изоляторах несовершеннолетние содержатся вместе со взрослыми и нео-днократно судимыми в условиях «субкультуры», позже пере-нося полученный опыт в воспитательную колонию);

 

-- служба, обеспечивающая исполнение  наказания в виде краткосрочного  ареста;

 

-- служба по исполнению наказания  в виде лишения свобо-ды (воспитательная  колония);

 

-- участок социальной адаптации  для лиц, готовящихся к ос-вобождению  от наказания;

 

-- временное общежитие для освобожденных,  не имеющих постоянного места  жительства;

 

-- служба социального контроля, обеспечивающая работу с осужденными по отбытии наказания.

 

 Создание таких центров могло  бы обеспечить необходимое комплексное  воздействие на несовершеннолетних, привлекае-мых к уголовной ответственности,  и преемственность в работе с ними, оградить их от негативного влияния взрослой преступ-ной среды.

 

 Эффективность исправительного  воздействия, оказываемого на  осужденных несовершеннолетних, определяется  по общим критериям, основывающимся  на известных степенях исправле-ния:  «встал на путь исправления», «твердо встал на путь ис-правления». К сожа-лению, эти критерии оценки являются единственными для всех исправительных учреждений и не отражают адекватно реаль-ные процессы. Следовательно, достоверным показателем, опре-деляющим эффективность исправительного воздействия, явля-ется рецидив преступного поведения после освобождения.

Информация о работе Работа социального работника с детьми с противоправным поведением