Неблагоприятные тенденции
роста и ожесточения подростко-вой
преступности, увеличение правонарушений
в самих коло-ниях и следственных
изоляторах, достаточно высокий уровень
рецидива свидетельствуют о том, что эффективность
исправи-тельного воздействия на данную
категорию преступников пока низка. В
этой связи представляется целесообразным
расширять применение к несовершеннолетним
иных, помимо лишения свободы, видов наказаний.
Одним из таких альтернативных длительному
лишению свободы видов наказаний может
стать краткосрочный арест, который широко
практикуется в евро-пейских странах.
Что же касается условного осуждения,
то к данному виду наказания необходимо
подходить более взвешен-но и с установлением
обязательного четкого контроля за лица-ми,
к которым оно применено, так как подростки
оказываются предоставленными самим себе,
ощущая безнаказанность за со-вершенные
преступные деяния. Необходимо также внедрять
децентрализацию управления органами,
исполняющими нака-зания, и предоставление
большей самостоятельности местным органам
власти. В таком случае вопросы исправительного
воз-действия на несовершеннолетних преступников,
применение к ним избирательного подхода
при назначении и исполнении наказания
могли бы решаться более оперативно и
действенно.
Достижение желаемого эффекта
в профилактике правонару-шений
и рецидивной преступности несовершеннолетних
воз-можно лишь при условии
привлечения к воспитательной
рабо-те с ними социальных педагогов-профессионалов.
Плодотвор-но работать с трудными подростками,
по нашему убеждению, могут только люди
духов-но богатые, щедро отдающие это богатство
своим подопечным. Еще В. С. Соловьев писал:
«Первое и самое важное условие есть, конечно,
то, чтобы во главе пенитенциарных учреждений
сто-яли воспитатели, способные к такой
высокой и трудной задаче, -- лучшие из
юристов, психиатров и лиц с религиозным
призва-нием» [см. 62 - с. 270].
Литература
1. Антонян Ю.М. Социальная среда
и формирование личности преступника
(неблагоприятные влияния на личность
в микросреде). - М., 1975.
2. Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов
В.В. Криминологическая характеристика
возрастных параметров правовой
ответственности несовершеннолетних.
// Несовершеннолетние: их возрастные
особенности и проблемы правовой ответственности.
- М., 1994.
3. Баженов В. Профилактическая
работа с несовершеннолетними
правонарушителями. - М., 1994.
4. Башкатов И.П. Социально-психологические
методы изучения личности и
групп несовершеннолетних осужденных.
- М., 1986.
5. Башкатов И.П. Социально-психологические
особенности развития криминогенных
групп подростков // Психология и
профилактика асоциального поведения
несовершеннолетних / Под ред. С.А.
Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.
6. Беличева С.А. Парадоксы превентивной
теории и практики //
7. Психологический журнал. - 1987. -Т.8
- № 6. - С.36-40.
8. Беличева С.А. Основы превентивной
психологии. - М., 1993.
9. Белкин А.С. Отклонения в
поведении школьников. Свердловск,
1973.
10. Бестужев-Лада И.В. Факторы
риска. - М., 1989.
11. Божович Л.Я. Личность и
ее формирование в детском
возрасте. - М., 1968.
12. Борьба с групповыми правонарушениями
несовершеннолетних / Под ред. И.П.
Лановенко. - Киев: Наук. Думка, 1981.
13. Букин В.Р. Научно-технологический
процесс и психология ведущего. - Л., 1973.
14. Ветров Н.И. Профилактика правонарушений
среди молодежи. - М., 1986.
15. Волков Б.С. Детерминистическая
природа преступного поведения.
- Каз., 1985.
16. Данилин Е.М. Использование
системы А.С. Макаренко в деятельности
ВТК. - М., 1991.
17. Долгова А.И. Социально-психологические
аспекты преступности несовершеннолетних.
- М.: Юрид. лит., 1981.
18. Драгунова Г.О. Психология
подростка. - М., 1987.
19. Жигарев Е.С. Криминологическая
характеристика несовершеннолетних и
организация их правового воспитания.
- М., 1990.
20. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная
работа с трудными учащимися.
- М., 1982.
21. Игошев К.Е. Преступность и
ответственность несовершеннолетних:
22. Социально-психологический очерк.
- Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во,
1973.
23. Игошев К.Е. Психология преступных
проявлений среди молодежи. - М., 1982.
24. Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные
аспекты предупреждения правонарушений.
- М.: Юрид. Лит., 1980.
25. Калмыкова З. Проблемы преодоления
неуспеваемости глазами психолога. 1982.
26. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н.
Работа с трудными детьми. - М.:
Просвещение, 1986.
27. Крутецкий В.А. Психология
обучения и воспитания школьников.
- М., 1976.
28. Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая
характеристика антиобщественного поведения
- В кн.: Методологические проблемы социальной
психологии. - М., 1985.
29. Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие
особенности несовершеннолетних
правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс.
- Л., 1981.
30. Макаренко А.С. Сочинения в
7 томах. Т.3 - М., 1989.
31. Миллз Т.М. О социологии
малых групп. - Американская социология.
- М., 1975.
32. Овчарова Р.В. Технологии практического
психолога образования. - М., 2000.
33. Семенов В.Д. Педагогика среды.
- Екатеринбург, 1993.
34. Социально-психологические, социально-педагогические
и индивидуально-личностные проблемы
профилактики правонарушений несовершеннолетних
/ Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и
др. - М., 1980.
35. Хижченко
Л.С. Положение в классе младших
школьников с отклонениями в поведении:
Психологическое изучение трудновоспитуемости
школьников и несовершеннолетних правонарушителей.
- М., 1984.