Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель курсового исследования: на основе теоритического анализа литературы и опытно-исследовательской работы разработать рекомендации по развитию мелкой моторики руки младших школьников на уроках трудового обучения.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников;
- дать характеристику особенностей уроков трудового обучения в младших классах;
- рассмотреть основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников;
- провести опытно-исследовательскую работу по развитию мелкой моторики руки у учащихся начальных классов;
- определить уровень развития мелкой моторики руки у младших школьников;
- проанализировать основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего школьного детства. Именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.
Проблема развития мелкой моторики на занятиях трудового обучения весьма актуальна, так как именно трудовая деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Развитие мелкой моторики важно ещё потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Изучением данной проблемы занимались как зарубежные, так и отечественные ученые – психологи. Среди них П.Я. Гальперин, Л.А. Венгер, А.Е. Белая, Е.М. Косинова, Т.А. Ткаченко, Е.А.Нефёдова и др.
Цель курсового исследования: на основе теоритического анализа литературы и опытно-исследовательской работы разработать рекомендации по развитию мелкой моторики руки младших школьников на уроках трудового обучения.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников;
- дать
характеристику особенностей
- рассмотреть основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников;
- провести
опытно-исследовательскую
- определить
уровень развития мелкой
- проанализировать основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.
Объект курсовой работы – процесс развития мелкой моторики руки детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - направленность уроков трудового обучения на развитие мелкой моторики младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической и специальной литературы по данной теме.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование, групповые и индивидуальные занятия; анализ продуктивной деятельности детей (рисунки, аппликации, лепка и т.д.).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, выводов к разделам, общих выводов, списка использованной литературы и приложений.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. [8; с.44]
В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Когда ребенок приходит в первый класс учителя часто сталкиваются с необходимостью правильной постановки руки при письме. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли [11; с.92]
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Развитие мышц руки формирует не только речь, но и мышление. Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана и с мышлением. [23; с.107]
Можно ускорить развитие мелкой моторики различными способами, представленными в виде рис. 1.1.
Рис.1.1. Способы развития мелкой моторики рук
Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.
Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Возможности уроков трудового обучения предполагают следующие упражнения пальчиковой гимнастики, которые делятся на три вида:
1. Упражнения для кистей рук.
2. Упражнения
для пальцев условно
3. Упражнения для пальцев динамические.
Лепка – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка.
Лепка
воспитывает усидчивость, развивает
трудовые умения и навыки
Занятия лепкой на уроках трудового обучения развивают школьника:
- ученик
начинает более точно
- у него
развивается воображение и
- тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.
- ребенок учится воплощать свой замысел.
- у школьника
развиваются эстетические
Таким образом, мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Развитие мелкой моторики у детей происходит благодаря нервной, мышечной, костной системам организма и органам чувств. Все они взаимосвязаны, и развитие одной - дает толчок к развитию другой.
1.2Характеристика и особенности уроков трудового обучения
Трудовое обучение – это часть всего учебно-воспитательного процесса в школе, оно служит всестороннему и гармоническому развитию личности учащихся, подготовке к практической деятельности.
Уроки трудового обучения по своим целям, содержанию, методам обучения могут быть очень разнообразны.
Организация уроков трудового обучения предполагает определенные этапы, представленные в виде рис. 1.2.
Рис.1.2. Основные этапы организации уроков трудового обучения
в младших классах
Деятельность учителя и учеников в зависимости от цели и учебных задач урока, от уровня самостоятельности учащихся в ходе практической работы, от сложности изготавливаемого изделия, от организации инструктажа будет различной, что в свою очередь оказывает влияние на построение каждого этапа, на его объем, на содержание его элементов, на их взаимодействие.
Рассмотрим данные этапы более подробно:
1. Постановка перед учащимися цели трудового задания и учебных задач урока. Каждый урок труда преследует определенную дидактическую цель и конкретные учебные задачи. Знание и понимание учащимися дидактической цели (ознакомление с новым материалом, повторение или закрепление ранее изученного) обеспечивают осознанную и целенаправленную деятельность учеников на уроке.
Четко формулируя цель, определяя трудовое задание и учебные задачи, учитель не только знакомит учащихся с будущим объектом труда, его назначением и практическим применением, но и сообщает детям, для чего это используется, какие знания они получат на уроках, каким приемам будут учиться.
2. Подготовка к выполнению трудового задания. На этом этапе урока проводится подготовительная работа, обеспечивающая сознательное и правильное выполнение учениками трудового задания. [18; с.57]
Этот этап может включать несколько элементов, например обобщение и пополнение знаний учащихся, необходимых (прямо или косвенно) для изготовления изделия, анализ трудового задания, планирование хода предстоящей работы и времени для ее выполнения. Если трудовое задание предусматривает творческую работу учащихся, то добавляются те элементы, которые помогут подготовить конструкторскую деятельность учеников.
С целью активизации познавательной деятельности детей полезно использовать раздаточный материал. Он позволяет ученикам в ходе наблюдения не только опирается на зрительное восприятие предмета и слове учителя, а включать в работу и другие анализаторы (двигательные, тактильные, т. е. осязание, и т. д.).
Развитие сенсорной основы, приобретение разнообразного и достаточно полного чувственного опыта благоприятно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие детей. Кроме того, использование раздаточного материала на уроке позволяет ученику не только слушать и отвечать, но и действовать, то есть быть всесторонне активным.
3. Организация и подготовка рабочего места. Организация рабочего места для выполнения трудового задания проводится перед началом урока учителем или дежурным. Готовность к работе, наличие всех нужных материалов и инструментов проверяются учеником после анализа полученного трудового задания и составления плана работы.
Для работы с клеем, пластилином, природным материалом рабочее место ученика должно быть закрыто клеенкой, полиэтиленом или плотной бумагой. При введении в работу каждого нового инструмента учитель указывает, где его место на рабочем столе.
Порядок на рабочем месте поддерживается на протяжении всего урока: и в процессе выполнения каждой операции, и после ее завершения. Окончательная же уборка рабочего места производится учеником после полного завершения работы.
Формирование привычки следить за порядком оказывает существенное влияние на воспитание у младших школьников аккуратности, организованности, то есть таких качеств личности, которые необходимы каждому. [15; с.88]
4. Выполнение учащимися трудового задания. Данный этап является основным. Его цель — формирование у учащихся трудовых практических и обще трудовых навыков, а также умения контролировать свою работу. Этот этап урока наиболее сложен по организации и может строиться по-разному, в зависимости от условий.
Одно из условий — степень подготовленности учеников к выполнению трудовых операций. При формировании практических навыков нужно учитывать и то, что учащиеся с разной быстротой усваивают те или иные приемы работы.
Практическая работа учащихся на уроке трудового обучения требует от учителя постоянного контроля. Учитель следит за правильностью хода работы по изготовлению изделия, контролирует качество выполнения операций, разметки, раскроя, сборки, правильность используемых приемов работы инструментами и т.д. Но не менее важно научить ребенка самого контролировать cвои действия.
5. Подведение итогов урока. Этот этап урока состоит из двух элементов: проверка детьми выполненного изделия в действии, исправление недостатков и оценка работ; выяснение результатов решения поставленных учебных задач.
Демонстрация правильного использования изделия важна для накопления учащимися опыта достижения соответствия конструкции назначению изделия. Одновременно можно обсудить ошибки, допущенные кем-либо из ребят, выяснить их причины и возможные способы их исправления.