Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 20:24, курсовая работа
Цель курсового исследования: на основе теоритического анализа литературы и опытно-исследовательской работы разработать рекомендации по развитию мелкой моторики руки младших школьников на уроках трудового обучения.
Для достижения главной цели курсовой работы необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть понятие и сущность мелкой моторики руки и особенности ее развития у младших школьников;
- дать характеристику особенностей уроков трудового обучения в младших классах;
- рассмотреть основные возможности уроков трудового обучения в развитии младших школьников;
- провести опытно-исследовательскую работу по развитию мелкой моторики руки у учащихся начальных классов;
- определить уровень развития мелкой моторики руки у младших школьников;
- проанализировать основные направления работы по развитию мелкой моторики на уроках трудового обучения.
2. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг/ Н.В. Азовцева, М.Е. Родованская. / Начальная школа. – 1999. - № 8.- С.21 - 24.
3. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики/ Т.Ю. Бардышева./ Журнал для самых-самых маленьких. – 2001, № 8 – С. 14-16.
4. Беззубцева В.Г., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму/ В.Г. Беззубцева, Т.Н. Андриевская.- М.: Изд. «ГНОМ и Д», 2003 - 120 с.
5. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002 – 46 с.
6. Битянова М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста/ М.Р. Битянова. – М.: Совершенство, 2002.- 184 с.
7. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей // Обучение и воспитание детей/ О.С.Бот. – М.: Просвещение, 1982. – 76 с.
8. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988.– 192 с.
9. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы/ Б.С. Волков - М.: Гуман. изд. Центр ВЛАДОС. – 2002. – 256 с.
10. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению: учебное пособие/ В.В. Выгонов. - М.: Академия, 1999. – 256 с.
11. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. – М.: Издательство ЭКСМО – Пресс. – 2000. – 1008 с.
12. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать/ С.Е. Гаврина. – М.: «Академия развития», 1998. – 385 с.
13. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка/ П.Я. Гальперин. – М.: Издательство МГУ, 1985. – 212 с.
14. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба/ И.В. Дубровина – М.: Просвещение, 1991. – 128 с.
15. Захарова С.С. Уроки трудового обучения/ С.С. Захарова. – М.: Знание, 2000. – 162 с.
16. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков/ Е.М. Косинова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002 – 64 с.
17. Лебедева Т.Г. Трудовое обучение. 4 класс: Поурочные планы по курсу «Школа мастеров»/ Т.Г. Лебедева. - М.: Учитель, 2008. – 105 с.
18. Мишарева Е.И. О структуре труда в начальных классах // Начальная школа./ Е.И. Мишарева. - 2010. - №11. - С.56-59.
19. Пименова Е.П. Пальчиковые игры/ Е.П. Пименова. – Р-н-Д.: Феникс, 2007. – 221 с.
20. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики // Школьное воспитание./ Е. Плутаева./ -2005. - №3. - С.27-34.
21. Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации/ Н.П. Сакулина. – М.: Просвещение, 1988. – 328 с.
22. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников/ А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ. Сфера, 2002. – 118 с.
23. Синицына Е. Умные занятия/ Е. Синицына. – М.: Педагогика, 1993. – 192с.
24. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков/ Т.А.Ткаченко. – М. Издательство ЭКСМО, 2010. - 128 с.
25. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику/ Т.А.Ткаченко. – М.: Издательство ЭКСМО, 2007. – 136 с.
26. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Игры с пальчиками/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Издательство Астрель, 2002. – 162 с.
27. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь/ В.В.Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1996. – 32 с.
28. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс: учеб. Пособие/ О.А. Шаграев. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
29. Швайко
Г.С. Занятия по изобразительной деятельности/
Г.С. Швайко. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,
2001. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ЗАДАНИЕ №1 ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ЗАДАНИЕ №2 ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ЗАДАНИЕ №3 ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТРУДУ
НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Тема: Поделка «Грибок».
Цели:
- Закрепить умение учащихся работать с бумагой,
- Развивать мягкую мускулатуру рук, творческие способности,
- Воспитывать аккуратность, бережливость, дружеские отношения и дисциплинированность.
Оборудование: цветная бумага, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, клеенка, альбом, кисточка для клея.
Ход занятия:
1. Организация учащихся на
2. Вводная беседа.
Сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах, и узнаем о них много нового.
- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы?
- Скажите, какие грибы вам известны?
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа?
3. Повторение правил безопасной работы.
А) перед работой проверь исправность инструментов
Б) не работай ножницами с ослабленным креплением.
В) при работе не держи ножницы концами вверх.
Г) работай ножницами только на своем рабочем месте.
4. Практическая работа.
1) Анализ изготавливаемого изделия
- Дети, сегодня на занятии мы с вами сделаем аппликацию «грибок».
- Давайте посмотрим из чего изготовлен грибок? (из бумаги)
- Верно. А что еще нужно для его изготовления? (клей, ножницы)
- Правильно. Все это у вас уже готово. И мы можем приступать к работе.
2) Инструктаж (общий и индивидуальный)
А) Возьмем лист бумаги коричневого цвета и обведем шаблон шляпки.
Б). Вырежем шляпку и отложим ее в сторону.
В) Возьмем лист белой бумаги и обведем шаблон ножки и глазок.
Г) Вырезаем и откладываем в сторону.
Д) Берем бумагу желтого цвета и обводим бородку.
Е) Вырезаем.
Ж) Из листа зеленой бумаги будем вырезать листик. Выполняем.
З) Из светло – коричневой сделаем ножки и ручки.
И) Вырезаем из черной бумаги глазки.
3. Сборка.
А) Разложим основные детали гриба на листе бумаги.
Б) Намажем клеем эти детали и приклеим на лист бумаги.
В) Намажем клеем по – очереди все остальные детали и приклеим их.
V. Итог занятия
Выставка выполненных работ