Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:53, курсовая работа
Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 1.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. 7
1.1. Игра как один из видов развивающих заданий, механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 7
1.2. Теория и классификация игр 18
1.3. Значение и применение игровых технологий на уроках русского языка 21
ГЛАВА II 1. ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И АПРОБИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮШИХ ЗАДАНИЙ 33
2.1 Определение уровня развития мыслительных навыков и познавательного интереса 35
2.2. Развивающие задания на уроках русского языка 40
2.3.Изучение эффективности проделанной работы 48
1.4.Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
• как технология внеклассной работы.
• Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:
1.Дидактическая цель ставится
перед учащимися в форме
2.Учебная деятельность
3.Учебный материал
4.В учебную деятельность
5.Успешное выполнение
В данной работе мы рассматриваем игру как образовательное средство. Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.
В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играем на уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ». Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
1)игра — эффективное средство
воспитания познавательных
2)правильно организованная с
учётом специфики материала
3)игра стимулирует умственную
деятельность учащихся, развивает
внимание и познавательный
4)игра — один из приёмов
преодоления пассивности
5)в составе команды каждый
ученик несёт ответственность
за весь коллектив, каждый заинтересован
в лучшем результате своей
команды, каждый стремится как
можно быстрее и успешнее
Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можно использовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка в русской школе.
Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребёнку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь к родному языку – значит воспитать интерес к нему.
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавательных интересов, к развитию любознательности. Творческие работы и задания возбуждают «умственный аппетит», формируют положительное отношение к учебной деятельности, (в конкретном случае – к русскому языку).
Творческие задания следует давать систематически, так как нельзя «завести» детей на какую-то интересную работу, а потом всё взять и бросить. Сначала (в 1 классе) следует давать творческие задания на сугубо добровольных началах. Все ли задания, данные учителем, должны быть выполнены каждым учеником? Вовсе нет. Каждый ученик пусть работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, ему посильную ступеньку. Первые 2-3 работы обычно выполняют 50-60% учеников (из них 30% - по собственному желанию и заинтересованности, а 30% - по настоянию родителей). Кстати, в детстве особую роль в становлении личности человека играет подражание взрослым. Поэтому родители должны оказывать посильную помощь при выполнении, особенно при оформлении домашних творческих работ учащихся.
После первых работ, видя, как это интересно, красочно, какую похвалу учителя можно заслужить и аплодисменты и восхищение товарищей, начинают стараться и выполнять творческие задания все.
В то же время необходимо помнить, что перегружать заданиями нельзя – это отобьёт интерес к ним.
Чтобы выполнить творческое задание, ученик должен не столько хорошо знать программный материал, но, и это главное, - уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений, выявлять закономерности, уметь фантазировать.
Вот одно из заданий на безе 2 класса:
Очень важны скороговорки, развивающие фонематический слух ребёнка, правильное произношение звуков, дикцию, голосовой аппарат, темп речи. Увлекает ребят и изучение пословиц и поговорок. Шарады, ребусы, кроссворды не могут никого оставить равнодушным. Этот занимательный материал помогает детям в усвоении орфографии.
С второклассниками мы вместе составляем различные словари: имён мужских и женских, словарик музыкальных терминов и искусства (после походов в театр), словарь разноцветной кисти (для запоминания правописания цветов не только радуги). Словарики синонимов и антонимов продолжают пополняться и в 3-4 классах и оказывают ученикам помощь при написании сочинений. И у совсем «взрослых» четвероклассников не останется без внимания призыв: «Помоги учительнице!»,составь словарный диктант из глаголов неопределённой формы, которые есть в орфографическом словаре учебника или словарный диктант из 20 наиболее трудных, на твой взгляд, слов из словарика, включи в него 5 имён существительных, 5 глаголов, 5 наречий, 3 имени прилагательных и 2 имени числительных, запиши слова по частям речи.
Кроссворды со словарными словами – одно из любимых творческих домашних заданий, оно направлено на повышение эффективности работы с орфографическим словарём (Приложение №1).
Составленные детьми тематические кроссворды затем активно используются как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
При
изучении темы «Однокоренные слова» на
уроке – игре «Путешествие в страну родственных
слов» ученики с удовольствием подбирают группы
родственных слов(САД: садик, посадка, садовод, садовник,
рассада; ЦВЕТ: цветик, цветник, цветок, соцветие, цветение, цветущий, зацвели,
расцветали; и др.), оформляя
их в красочные рисунки (Приложение №2).
При изучении видов предложений по цели
высказывания мои ученики сами должны
придумать и записать вопросительное
предложение, которое можно прочитать
с различной интонацией, и где на вопрос
можно было бы дать несколько различных
ответов. Например:
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, приезжали.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, гости.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, вечером.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, вчера.
- К вам вчера вечером приезжали гости?
- Да, к нам.
Когда мы с учениками начинаем готовиться к первому в нашей школьной жизни серьёзному конкурсу «Русский медвежонок», мы учимся не только отгадывать, но и составлять свои ребусы (Приложение №3).
1.4. Использование развивающих заданий на уроках русского языка
В своей педагогической деятельности учитель может и должен использовать систему развивающих заданий разных уровней сложности, которые помогают формировать некоторые мыслительные умения учащихся, кроме того, одним из которых являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует учитель, и игровую, ради которой действует ребёнок. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах урока, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока.
Например, для развития анализа и синтеза, учащимся можно предложить решить анаграмму (зашифрованное слово):
1, 2, 7, 4, 5, 3, 2, 4, 6, 2, 9, 8, 2
11, 2, 13, 12, 14, 10, 4, 1, 8, 2
15, 18, 10, 19, 1, 8, 2.
Ключ:
Е – 2, О – 5, Я – 6, Ы – 8, А - 10, У – 12, Н – 1, П – 7, Р – 4, В – 3, М - 9,
Б – 11, З – 13, Д – 14, Г – 15, Л – 18, С – 19.
Словарная работа, направленная на развитие зрительной памяти:
Кабинет
Директор
Коридор
Аттестат
Секретарь
- в словах, записанных на доске, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные;
- составьте словосочетание или предложение;
- прочтите и проговорите по слогам;
- закройте глаза, вспомните порядок написания слов, орфограммы в них.
1, 2, 7, 4, 5, 3, 2, 4, 6, 2, 9, 8, 2 11, 2, 13, 12, 14, 10, 4, 1, 8, 2 15, 18, 10, 19, 1, 8, 2 |
Е – 2, О – 5, Я – 6, Ы – 8, А - 10, У – 12, Н – 1, П – 7, Р – 4, В – 3, М - 9, Б – 11, З – 13, Д – 14, Г – 15, Л – 18, С – 19. |
Шарады
Отгадать зашифрованные слова.
Найдешь в лесах меня повсюду.
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду.
(Сосна – насос)
2) Число и нота рядом с ним,
Но букву припиши согласную –
И в целом – мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную.
(Сто – ля – р)
3) Вам известно или нет?
Есть такой на свете цвет:
Если ноту уберете –
В лес еловый попадете.
(Бор – до)
4) Первое метут метлою,
Глазом назову второе,
Третье резать хлеб годится,
А четвертое – частица.
(Сор – око – нож – ка)
5) Названье ноты напиши,
Прибавить имя поспеши,
И покачусь я по дороге
Или тебе обую ноги.
(Ре – зина).
Подведение итогов:
Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
1.5. Вывод
База исследования: 2 класс школы с. Вороний Куст Новомалыклинского района Ульяновской области
Список класса:
Краткая характеристика класса (со слов учителя)
Во втором классе МОУ СОШ Воронекустовской средней общеобразовательной школы учатся 3 человек. Из них 1 девочка и 2 мальчика. По своему развитию класс можно разделить на 2 группы.
I группа (2 ученика) – дети уравновешенны, быстро включаются в работу. Умеют сравнивать, анализировать, делать выводы. Любят рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи. Дети любознательны, развиты познавательные процессы. С удовольствием общаются с товарищами, помогают и объясняют им.
II группа (1 ученик) – эти дети
не сразу усваивают материал.
Процесс торможения
Они требуют постоянного внимания и контроля со стороны учителя и родителей. Читают мало, но умеют отвечать на поставленные вопросы, рассказывать. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя или сильных учащихся.
Учитель данного класса – Сафина Ркия Макаровна. Стаж работы - лет, с данным классом работает 2 года. Имеет высшую категорию.
Учитель активно внедряет интерактивные формы и методы учебы, с целью развития познавательной активности детей применяет развивающие упражнения, путешествия уроков. Уровень учебной компетенции выпускников школы 1 степени учебы является средним: по итогам срезов знаний из русского языка успеваемость составляет 75%, качество знаний - 50%.
Цель: выявление уровня развития мыслительных навыков и познавательного интереса.
Информация о работе Развивающие задания на уроках русского языка