Развивающие задания на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. 1.ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА. 7
1.1. Игра как один из видов развивающих заданий, механизмы, обуславливающие привлекательность игры. 7
1.2. Теория и классификация игр 18
1.3. Значение и применение игровых технологий на уроках русского языка 21
ГЛАВА II 1. ИССЛЕДОВАНИЕ, РАЗРАБОТКА И АПРОБИРОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮШИХ ЗАДАНИЙ 33
2.1 Определение уровня развития мыслительных навыков и познавательного интереса 35
2.2. Развивающие задания на уроках русского языка 40
2.3.Изучение эффективности проделанной работы 48
1.4.Выводы 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Ахтямовой Анжелики Евгениевны.docx

— 1.80 Мб (Скачать файл)

34.Даны три слова. Первые два  находятся в определенной связи. Между третьим и одним из  предложенных пяти слов существует  такая же связь. Найди четвертое  слово.

- песня – композитор, самолет - ?

(аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель)

- школа – обучение, больница - ?

(доктор, ученик, лечение, учреждение, больной)

- нож – сталь, стул - ?

( вилка, дерево, стол, пища, скатерть)

- лес – деревья, библиотека - ?

( город, здание, библиотекарь, театр, книги)

- утро – ночь, зима - ?

( мороз, день, январь, осень, сани)

35. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

Ел, ем, ед, ев, ес, ер, ешь.

Лев, сетка, лес, ветка, пел, метка, весело, герои, теремок.

Сын, дуб, сынок, стол, столик, дубок.

Сон, сын, рот, рыл, рак, дом, дым, дал, вол, выл, вал.

Чудо, щука, грущу, чужой, чучело, прошу, часы, чаща, пощада.

Муравьи, соловьи, воробьи, сирень, васильки, колокольчики.

Так же в работе систематически использовала различные упражнения на развитие орфографической зоркости. В начальной школе орфографическая зоркость является важной частью звена. На уроках использовались  различные задания с пропусками букв. Ученикам предлагались карточки с напечатанными словами, в которых нужно вставить пропущенную букву. По окончании практики проводилось контрольное списывание по памяти. Текст был дан в стихотворной форме и роздан каждому ученику на индивидуальной карточке:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

                            («Зимний вечер»)

После проведения контрольного списывания было наглядно видно, что дети значительно реже допускали ошибки. Можно считать, что упражнения по развитию орфографической зоркости дали положительные результаты.

Для повторения пройденного материала, для всестороннего развития детей были использованы на уроках пятиминутки. Применялись поэтическая и графическая пятиминутка.

Поэтическая пятиминутка проводилась с целью развития умения писать с большой буквы имена, фамилии, отчества людей.

Такой вид работы был использован при повторении темы:«Слова с двойными согласными».

Были включены задания такого вида:

1.Образуй от данных  имён отчества и фамилии женщин.

Афанасий-Афанасьевна, Афанасьева, Аркадий, Евгений, Геннадий.

2.Кто является  автором рассказа «В бурю»?

Дети: Плещеев А.

Графическая пятиминутка булла нацелена на развитие умения писать с большой буквы названия населенных пунктов.

1.Ребята, как называется  наше село? (Вороний Куст)

2.Запишите название  областного центра. (Ульяновск)

3.Ребята, в какой  стране мы живём? (Россия)

4.Как называется  столица России? (Москва)

Дидактическая игра: Будь внимателен.  
Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.  
Из предложенных стихотворений выписать с сочетаниями жи, ши:  
1.Жили в хижине чижи,  
Мыши,ежики,стрижи,  
В гости к ним идут моржи  
И жирафы и ужи.  
2.Жилет, животное, живот,  
Жирафы, живопись, живет,  
Шиповник, шины, камыши,  
Машины и карандаши,  
Кружить, служить, дружить и жить,  
Спешить, смешить,  
Шипеть и шить.  
Все сочетания ЖИ и ШИ, 
Только с буквой И пиши! 

Дидактическая игра: Все наоборот.  
Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-, активизировать внимание, мыслительную деятельность детей.  
Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.  
Игрушка для елки-…(елочная игрушка)  
Герой сказки- … (сказочный герой)  
Сок яблока-… (яблочный сок)  
Суп из молока -…(молочный суп)  
Варенье из клубники-… (клубничное варенье)  
Каша из гречки-… (гречневая каша)  
Вода из речки-… (речная вода)  
Скважина в замке -…(замочная скважина)  
Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п. 

После проведения системы развивающих заданий на уроке русского языка стало видно, что у учащихся повысился уровень развития мыслительных навыков, интереса и познавательной потребности.

На уроках дети стали наиболее активны, не боялись задавать вопросы учителю.

Ученикам очень нравились различные раннее не использованные задания. Было заметно, что ученики с нетерпением ждали чего-то нового и интересного от учителя.

 

2.3.  Изучение эффективности проделанной работы

На контрольно – итоговом этапе исследования были поставлены следующие цели:

1.Проанализировать  полученные результаты проделанной  работы и сравнить с предварительными.

2.Сформулировать  методические рекомендации по  повышению эффективности уроков  русского языка.

Для сравнения полученных результатов был проведен:

1.Письменный опрос

2.Методика «Исключение  лишнего».

Для опроса школьника были предложены следующие вопросы:

1.Какие уроки  вызывают у тебя большой интерес?

2.Чем нравятся  уроки русского языка?

По результатам опроса был выявлен уровень познавательной активности детей на 4 неделе прохождения преддипломной практики.

Опираясь на результаты опроса можно составить таблицу.

Таблица 4

Ф.И. ученика

1 вопрос

2 вопрос

1.Анна М.

2.Александр С.

3.Ярослав С.

Русский язык

Математика и Русский язык

Окружающий мир

Нравиться писать

Разгадывать кроссворды

Схемы


Из таблицы видно, что у большинства детей вызывает интерес уроки русского языка. На уроках русского языка ученикам нравиться писать, выполнять упражнения для развития орфографической зоркости, пользоваться опорными схемами, работать в группах.

Опираясь на результаты таблицы, можно составить гистограмму.

 

Рис.3.   Уровень развития интереса к уроку русского языка 

 

Сравним результаты констатирующего этапа с контрольно-итоговым этапом.

     

Рис.4. Анализ уровня развития интереса к уроку русского языка в на констатирующем и контрольно-итоговом этапах

Наглядно видно, что у детей повысился интерес к урокам русского языка.

На контрольно-итоговом этапе исследования была использована методика «Исключение лишнего».

После проведения методики можно составить таблицу.

 

 

Таблица 6.

Ф.И. ученика

Характеристика задачи

Балл

Уровень

В-высокий

С-средний

ВС-выше среднего

Н-низкий

1

2

1.Анна М.

2.Александр А.

3.Ярослав С.

 

+

+

+

5

5

4

ВС

ВС

С


 

После составления таблицы видно, что у учеников 2 класса повысился уровень развития мыслительных навыков. Преобладает высокий уровень развития. Опираясь на результаты таблицы, можно составить гистограмму.

Рис. 5 Уровень развития мышления младших школьников

Для сравнения результатов констатирующего этапа и контрольно-итогового, построим гистограмму.

Рис. 6. Анализ результатов констатирующего и контрольно-итогового этапов

Опираясь на таблицу, можно сказать, что у учеников 2 класса уровень мышления повысился.

 Итак, если учитель, использует упражнения для развития орфографической зоркости, то у учащихся повышается интерес к урокам русского языка, уровень мыслительной деятельности становится выше.

Таким образом, гипотеза исследована и практически доказана.

2.4.Выводы

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

У учеников повысился интерес, уровень мыслительной деятельности, интерес к урокам русского языка благодаря использованию опорных схем, пятиминуток, упражнений по развитию орфографической зоркости. Наблюдение за работой учителя, экспериментальная работа по преддипломной практике показала, что существует много путей повышения эффективности современного урока русского языка, которые способствуют развитию мыслительных и речевых навыков, познавательного интереса, совершенствованию орфографической зоркости и грамотности детей. После преддипломной работы можно определить некоторые методические рекомендации по повышению эффективности современного урока русского языка:

    1.Работать над повышением своего теоретического и методического уровня, следить за появляющимся материалом по данной проблеме в методических журналах, в педагогических изданиях.

   2.Использовать в своей работе пятиминутки, опорные схемы, упражнения по развитию орфографической зоркости.

   3.В своей практике использовать опыт лучших учителей и методистов, работающих по данной проблеме.

 

 

Заключение

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр.

Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработках игровых технологий для современной школы. В последнее время опубликовано несколько пособий по игровым технологиям, в которых дано описание игр и развивающих заданий. Хочется отметить работу А.Б.Плешаковой «Игровые технологии в учебном процессе» , А.В.Финогенова «Игровые технологии в школе»  и О.А.Степановой «Профилактика школьных трудностей у детей».

Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроке русского языка.

Анализ литературы и практики преподавания позволил  разработать комплекса игр и развивающих заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников при изучении нового материала.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Исследование показало, что дидактические игры и развивающие задания активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения нового материала, используя возможности методических приемов, направленных на изучение русского языка.

Таким образом, яркость, эмоциональность, разнообразие видов работ, содержательный урок, вызывающий самостоятельный поиск ребёнка, активность его пытливого, ищущего ума, развитие воли – вот к чему стремиться каждый педагог.

    Подлинные  знания и навыки приобретаются  в процессе активного овладения  учебным материалом.

    Активность  же при его усвоении требует  внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке  правил и заданий учебника.

    Интерес  ребенка как нельзя лучше помогает  легче запомнить, повышает работоспособность.

    Учёба  – это серьёзный труд. И именно  поэтому обучение должно быть  интересным и занимательным, так  как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Ведь не секрет, что русский язык является одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку с детства. Он овладевает им также естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Воспитать любовь – значит воспитать интерес к нему. Когда учиться интересно – легко учиться, хочется учиться, радостно учиться.

Информация о работе Развивающие задания на уроках русского языка