Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст

Содержание

Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Пути и способы формирования психических свойств личности определяются ее природными особенностями. Такие качества личности как социальные не наследуются (умения, речь, навыки, нравственность, моральные понятия, знания и т.п.). Эти качества приобретаются только в процессе социализации данного индивида.

На процесс развития ребенка влияет не только наследственность (задатки, физиологические особенности и  т.п.), но и среда, которая его окружает. Понятие «среда» в широком смысле – это природные и климатические условия, условия которые создает государство для развития детей, народные обычаи, быт и культура, специфичные народу  данного государству. В узком смысле  понятие «среда» – это все то, что окружает человека. При таком понимании понятия «среда» она будет положительно влиять на успешность в  социализации.

Также в современной педагогике выделяется понятие «развивающая среда». В педагогическом процессе развивающая среда выстраивается особым образом, для наиболее продуктивного и эффективного влияния на ребенка.

Окружающая ребенка среда позволяет ему наблюдать за ее явлениями с разнообразных сторон, благодаря чему он и развивается. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Человек находится под влиянием среды постоянно, в течение всей его жизни, главное научить ребенка правильно воспринимать все ее явления.

Социализация – процесс, в ходе которого происходит формирование социальных качеств – накопление исторического опыта, приобретение знаний, умений, усвоение ценностей, норм и образцов поведения, они необходимы для его успешного функционирования в обществе.  Благодаря усвоению индивидом этих качеств формируется неповторимая личность.

Социальные качества приобретаются индивидом в процессе общения и контакта с другими представителями его биологического сообщества. Социализация предполагает наличие сферы деятельности у индивида и его непосредственное участие.

В психолого - педагогической литературе такие авторы, как Т. Парсонс, С. Бейлз и З. Фрейд занимаясь проблемами социализации личности раскрыли  механизмы ее осуществления. К механизмам социализации они относят: имитацию, идентификацию, чувства стыда и вины. Так, например, Т. Парсонс и С. Бейлз под имитацией понимают процесс, с помощью которого, усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды. А под идентификацией они понимают  "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процесс "социального научения".

З. Фрейд же характеризует имитацию, как осознанную попытку личности копировать модель поведения. Под понятия «идентификация» он понимает способ осознания принадлежности к определенной конкретной общности, целью которых является усвоение определенного типа поведения. А сформулированные З. Фрейдом понятия «стыд» и «вина» определяются им, как  подавление или запрет некоторых образцов поведения [20].

Еще одним сильнейшим фактором, влияющим на формирование личности, является, средства массовой информации как социальный институт (интернет, телевидение, радио, книги, газеты…). Они влияют, на человека не только транслируя определенную информацию, но и предоставляют в содержании образцы поведения своих героев книг, телепрограмм, мультфильмов и т.д. Эффективность этого влияния определяется тем, что у этих героев эмоции описаны намного богаче и красочнее, в отличие от переживаний обычного человека, транслируемые эмоции и чувства у героев утрированны. Люди склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные этим персонажам образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Под воздействием всех этих факторов на человека происходит процесс социализации в ходе, которого он усваивает и активно переносит в свою жизнь накопленный человечеством социальный опыт, овладевает теоретической и практической деятельностью, осуществляется преобразование реально существующих отношений в качества личности.

Национальные традиции передаются от поколения к поколению, по средствам общения взрослого с ребенком, благодаря которому ребенок усваивает принятые правила этикета и этические нормы поведения, выработанные  национальной культурой народа.

Этические правила лучше и легче всего формируются в дошкольном возрасте и чем раньше взрослый познакомит ребенка с этими правилами, тем естественнее и непосредственнее он будет их выполнять.

Исключительно под пристальным внимании взрослого, ребенок дошкольник способен усвоить специальную лексику, ритуалы, овладеть неречевыми формами и средствами общения. Это тесно связано с формированием волевых качеств его личности, с умением оценивать и анализировать свои собственные поступки и поступки других людей, с осознанием необходимости выполнять правила этикета.

Таким образом, проведенный анализ психолого - педагогической литературы осуществленной в данном параграфе позволяет нам сделать следующие выводы:

  • Что понятие «нравственно – этическое воспитание» понимается, как – систематический и целенаправленный процесс воздействия на физическое и духовное развитие личности индивида для ее подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности. Данный процесс тесно взаимосвязан с образованием и обучением.
  • Понятие «нравственно – этическое воспитание» включает в свое содержание такие качества личности, как: отзывчивость, дружелюбность, эмпатия, умение различение добро и зло, знание правил поведения в обществе, чувство сострадания, ответственность, добросовестность, уважение к взрослым и сверстникам, трудолюбие, целеустремленность, послушность, приветливость, справедливость, скромность,  доброта, терпимость, самокритичность, честность, радушие, обязательность, вежливость, заботливость, чуткость, доброжелательность, тактичность, общительность, душевность, милосердие, стыдливость, смелость и многое другое.
  • Выделяются две группы факторов, влияющие на развитие человека: социальные и биологические.
  • Под воздействием всех этих факторов на человека происходит процесс социализации в ходе, которого он усваивает и активно переносит в свою жизнь накопленный человечеством социальный опыт, овладевает теоретической и практической деятельностью, осуществляется преобразование реально существующих отношений в качества личности.
  • Национальные традиции передаются от поколения к поколению, по средствам общения взрослого с ребенком, благодаря которому ребенок усваивает принятые правила этикета и этические нормы поведения, выработанные  национальной культурой народа.
  • Этические правила лучше и легче всего формируются в дошкольном возрасте и чем раньше взрослый познакомит ребенка с этими правилами, тем естественнее и непосредственнее он будет их выполнять.

 

  • Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Уже в дошкольном образовательном учреждении дети усваивают нормы и правила поведения в обществе. Усвоенные детьми в дошкольном возрасте этические нормы и нравственные ценности будут отражены в поведении и отношении ребенка по отношению к взрослым и сверстникам в дальнейшей его жизни.  Но стоит учесть, что зная нормы и правила поведения, дети не всегда стараются их соблюдать. Самое главное, ребенок должен понимать смысл совершаемого им поступка, он должен уметь предвидеть последствия его реализации [9].

Ребенок может начать воспринимать общественные требования лично как свои при прочном эмоциональном фундаменте, который возникает в ситуации с моральным смыслом: чувство стыда, гордости и собственного достоинства.

Педагог воспитывает в детях нравственные добрые и гуманные чувства -  внимательность, заботливость и доброжелательность к окружающим, беря за основу детскую впечатлительность, их эмоциональную отзывчивость и нестандартное воображение. На этой основе начинают формироваться чувства дружбы, товарищества, коллективизма. Эти чувства не будут в должной степени сформированы без этического воспитания, в результате которого дети должны  осознавать нормы и правила поведения в обществе. Ведь этика учит осознанно поступать в соответствии с нравственными ценностями.

Развитие нравственности в психологическом аспекте включает две стороны. Одна сторона - это развитие чувств и воли, другая состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки [7].

Нравственные и этические качества личности формируются в результате длительного времени в результате осознания и принятия человеком норм и правил общества, в котором он обитает, осознания плохого и хорошего.

Ребенок приобретает новые черты в процессе взаимодействия с взрослыми и сверстниками. У него активно проявляется интерес к содержательному общению со старшими. Серьезную роль в поведении ребенка играет авторитет взрослого. Ребенок становится более ответственным и самостоятельным он уже осознает свое поведение, руководствуясь ранее усвоенными нравственными нормами. Таким образом, у ребенка формируются внутренние «этические инстанции»,  определяющие дальнейшие поступки дошкольника.  Дети активно стремятся общаться со сверстниками в разных видах деятельности. У детей формируются предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений в процессе взаимодействия и общения друг с другом. В процессе игровой и трудовой коллективной деятельности и общения друг с другом старшие дошкольники усваивают умения договариваться, планировать совместную деятельность, соблюдать установленные правила, добросовестно выполнять свои обязанности, справедливо разрешать споры. Это способствует накоплению и закреплению нравственных и этических качеств личности растущего дошкольника. [8]

Нравственное и этическое воспитание является сенситивным (период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики) периодом в  развитии личностных качеств детей старшего дошкольного возраста [14]. Это обуславливает большие изменения, происходящие в умственном и эмоционально – волевом развитии ребенка, в мотивационной сфере, в общении с взрослыми и сверстниками. Поэтому старший дошкольный возраст считается наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности ребенка в целом  [10].

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания[18] .

Нравственное воспитание, как и этическое, осуществляется с помощью определенных средств и методов.

С точки зрения С.И. Ожегова понятие «средство» определяется как -  прием, способ действия для осуществления, достижения чего-либо [11]. То, какое будет использовано средство в нравственном и этическом воспитании, будет зависеть от возраста ребенка, от ведущей задачи, его интеллектуального развития, общего развития и от уровня развития его нравственных качеств личности.

В психолого – педагогической литературе выделяются следующие средства нравственного и этического воспитания, которые делятся на группы:

  • художественные;
  • природа;
  • уход за животными и растениями, окружающую обстановку;
  • собственная деятельность детей;
  • общение детей со сверстниками и взрослыми [16].

В группу художественных средств нравственного и этического воспитания входит: музыка, художественная литература, спектакли, диафильмы, изобразительное искусство и т.д. Художественные средства очень важны для нравственного воспитания, так как они способствует эмоциональной окраске познавательных моральных явлений. На эту тему было проведено множество исследований таких авторов, как – А.М. Виноградовой, Л.Н. Стрелковой, Н.С. Крапинской и др. в своих работах они отмечают, что дети эмоционально, доверчиво и живо воспринимают читаемые им сказки, стихотворения и рассматривают иллюстрации книг. Дети очень любят рассматривать иллюстрации читаемых им книг, особенно если они изображены реалистично и понятны для их возраста, они оказывают сильное эмоциональное впечатление. Особенно удачно и наиболее эффективно использовать художественные средства при воспитании чувств и формировании у дошкольников моральных представлений в поведении [16].

Такие педагоги как Л.Г. Нисканен, В.Д. Сыч, В.Г. Фокина и др. считают, что природа воздействует на этическую и нравственную сферу личности детей при правильной педагогической организации. Соответствующая постановка воспитательного процесса становится значительным средством в воспитании у детей дошкольного возраста их поведения и чувств. В процессе наблюдения, посещения экскурсий, осуществляя каких-либо опыты связанные с природой, у детей формируются гуманные чувства, появляется желание защитить и заботиться, о тех, кто слабее их, что способствует повышению самооценки у дошкольника.

Общение ребенка с домашними животными является эффективным средством в воспитании нравственных качеств личности. При постоянном контакте ребенка с домашними животными ученые и педагоги отмечают, что у ребенка снижается агрессия, усталость, неврозы и формируются такие качества, как гуманное отношение к живым существам, ответственность, доброта, терпеливость, внимательность, отзывчивость и многое другое [12].

В собственную деятельность детей дошкольников входит: игры, трудовая, художественная и учебная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Именно данное средство лучше всего подходит при воспитании практики нравственно – этического поведения.

Особо акцентируют свое внимание педагоги на средства общения. Общение, как средство воспитания наиболее эффективно выполняет функцию корректировки представлений о моральных аспектах, воспитании чувств и отношений [13].

В качестве средства нравственного и  этического воспитания детей можно считать атмосферу, которая их окружает (где они живут). Важно чтобы эта атмосфера была пропитана любовью, уважением, честностью, заботливостью и доброжелательностью. Таким образом окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений и поведения. Окружающая атмосфера, воспитывая чувства ребенка, активизирует весь механизм нравственно – этического воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств личности ребенка.

Для эффективности использования средств воспитания их сочетают с адекватными методами воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации методов организации учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Так например с точки зрения Б.Т. Лихачева учебно - воспитательный процесс рассматривается, как целостный образовательный процесс направленный на организацию решения задач нравственного воспитания и самовоспитания. В этой связи он выделяет следующую группу методов:

Информация о работе Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста