Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст

Содержание

Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

6) Игра – « Совушка »

Цель игры:

  • формирование таких качеств, как дружелюбие и взаимоуважение по отношению ко всем участникам игры;
  • развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
  • воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;
  • приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;
  • формирование положительного эмоционального настроя;
  • воспитание гуманного отношения детей к животным и насекомым.

Материально техническое обеспечения: большой обруч (гнездо).

Количество игроков – не менее 5 детей.

Ход игры.

Выбирается «совушка» путем жеребьевки. Остальные игроки распределяют между собой роли мышек, жучков, бабочек. На площадке обозначается гнездо, в котором она находится. Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки -  располагаются по всему залу (площадке). По сигналу воспитателя все дети ходят, бегают по площадке, передовая движениями характер образа, стараясь не задевать друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит: « ночь» и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелился, уводит в свое гнездо. По сигналу «день» совушка улетает, а мышки, жуки, бабочки снова начинают резвиться. Игра повторяется с другим водящим (из числа ни разу не пойманных).

7) Игра – «Правила движения»

Цель игры:

  • овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;
  • развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
  • воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе;
  • приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;
  • воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
  • формирование положительного эмоционального настроя;
  • продолжать учить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения;
  • воспитывать умение ориентироваться в дорожной ситуации;
  • расширить словарный запас детей: «пост ГИБДД», «светофор», «нарушение движения», «превышение скорости», «штраф».

Материально – техническое обеспечение: игрушечные автомобили, дорожные знаки, светофор; для сотрудника ГИБДД – милицейская фуражка, палочка, радар; водительские удостоверения, техталоны.

Количество игроков – не ограничено.

Ход игры.

Детям предлагают выбрать сотрудников ГИБДД (государственная инспекция безопасности дорожного движения), чтобы те                                                        следили за порядком на дорогах города. Одного из детей просят повторить правила дорожного движения -  останавливаться около «зебры», чтобы дать пешеходу перейти дорогу, не выезжать за пределы дороги и на встречную линию, не ехать с большой скоростью, останавливаться на красный цвет у светофора…. Остальные дети – автомобилисты выбирают себе игрушечные автомобили. По желанию дети распределяют между собой роли работников бензозаправки. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

8) Игра – «Черепаха-путешественница»

Цель игры:

  • формирование таких качеств, как терпимости и внимательности;
  • развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
  • воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе;
  • формирование положительного эмоционального настроя;
  • приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;
  • воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
  • развивать чувство юмора;
  • воспитание чувства коллективизма.

Материально – техническое обеспечение: тазы небольшого размера (панцири) в соответствии с количеством детей.

Количество игроков – не ограничено.

Ход игры.

В начале игры дети разбиваются на команды и строятся в колонны друг за другом. Воспитатель объясняет детям, что черепаха – медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобиться таз (металлический или пластмассовый). Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимает следующий по очереди за ним игрок черепаший панцирь и устанавливают его на своей спине, после чего выполняет задание и так до последнего игрока. Побеждает та команда, которая не нарушила правила и закончила задание первой.

9) Игра – «Вот идет Рассеянный по улице Бассейной»

Цель игры:

  • развивать чувство юмора;
  • формирование положительного эмоционального настроя;
  • развивать умение  сохранять тайну;
  • воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
  • развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
  • воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества.

Материально – техническое обеспечение: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.

Количество игроков – не ограничено.

Ход игры.

Воспитатель произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.

Дети, разбиваются на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку. Дети выполняют задание воспитателя.

10) Игра «У нас порядок»

Цель игры:

  • научить детей быстро и аккуратно складывать вещи по своим местам, приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам;
  • научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей;
  • воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу;
  • развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения;
  • воспитанию у детей организованности, умения управлять своим поведением в коллективе, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества;
  • приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры;

Материально – техническое обеспечение:

1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.

2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода).

3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.

Количество игроков – не ограничено.

Ход игры.

 Дети делятся на равные команды. В ходе игры необходимо заметить как можно больше вещей, лежащих не на своих местах, и как можно быстрее убрать их. За каждую убранную вещь дается 1 очко, дополнительные очки начисляются за бережливость.

Команды складывают вещи по очереди, давая объяснение своим действиям. Например, участник одной команды говорит: «Я кладу книгу на полку в книжный шкаф» (он зарабатывает для своей команды очко). Участник второй команды говорит: «А я вешаю полотенце около умывальника». Дети из третьей команды дружными усилиями подвинули лавочку к окну, так как она стояла посередине группы и всем мешала выполнять задания. Они получают сразу 1 очка: за доброе дело и за проявленную заботу. Игра продолжается до полной победы над беспорядком. Побеждает команда, получившая наибольшее количество очков [25].

Игры проводятся регулярно со всей группой (в группе и на прогулке) в течение двух недель.

Таким образом, игры позволила нам как экспериментаторы сделать выводы, что дети стали

2.3. Результаты опытно - экспериментальной работы и их анализ.

Для проверки эффективности проведения развивающих игр мы использовали тот же метод, что и в пункте 2.1.- метод анкетирование «Бланк наблюдений». Производя анализ полученных результатов, мы для удобства полученные данные представили в таблицах № 5, 6 и 7. В таблице № 5 зафиксированы данные по бланку наблюдения по выявлению сфомированности нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста, воспитателя подготовительной группы № 11 Ольги Николаевны Б., в таблице № 6 - Веры Васильевны К.и мои наблюдения в таблице № 7.

 

 

 

 

 

 

Таблица № 5.

 

 

 

 

Имя дошкольника

Критерии оценки

отзывчивость

дружелюбие

добросовестность

уважение к взрослым и сверстникам

добродушие

самокритичность

справедливость

культура общения

трудолюбие

вежливость

чувство сострадания

1

Арина Б.

3

3

2

3

2

2

2

2

2

3

2

2

Маша Б.

3

4

2

4

4

3

3

3

3

4

3

3

Лена Д.

4

4

4

5

4

3

4

4

4

3

4

4

Даниил Е.

3

3

3

3

3

2

2

3

2

3

3

5

Тимофей Е.

4

3

4

4

5

4

3

4

4

3

3

6

Аиша Ж.

3

3

3

4

4

2

3

3

4

4

3

7

Герман М.

3

3

4

3

3

3

3

4

3

3

2

8

Соня Е.

4

4

4

4

4

5

4

4

5

4

4

9

Кирилл К.

3

4

2

2

3

2

2

3

3

3

3

10

Настя К.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

4

5

11

Арина М.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

12

Тимофей М.

3

4

3

4

3

2

2

3

3

4

3

13

Абдула Н.

4

3

4

3

3

3

4

3

4

3

5

14

Александр П.

4

4

4

3

3

3

3

3

3

4

5

15

Лера Ч.

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4

4

16

Таня Р.

3

4

4

4

4

3

4

4

4

4

4

17

Денис С.

4

4

3

4

3

3

2

3

2

4

4

18

Паша С.

3

3

3

4

3

3

3

4

3

4

4

19

Полина  П.

3

2

3

5

4

3

4

3

4

4

5

20

Назар Ш.

3

3

3

4

4

4

4

3

4

3

3


 

Из данных, представленных в таблице №  5, видно, что:

  • высокий уровень развития – 9 детей;
  • средний уровень развития – 10 детей;
  • ниже среднего уровня развития – 1 детей;
  • низкий уровень развития – 0 детей.

Данные Ольги Николаевны Б. изменились по сравнению с предыдущими результатами (пункт 2.1. таблица № 2). Высокие баллы получило большее количество детей (прибавилось 3 ребенка). Эти данные свидетельствует о среднем и высоком уровне развития нравственных и этических качеств личности у дошкольников.

 

Таблица №  6.

 

 

 

 

Имя дошкольника

Критерии оценки

отзывчивость

дружелюбие

добросовестность

уважение к взрослым и сверстникам

добродушие

самокритичность

справедливость

культура общения

трудолюбие

вежливость

чувство сострадания

1

Арина Б.

3

3

2

2

3

2

2

2

3

3

2

2

Маша Б.

4

3

4

3

3

3

4

3

3

4

4

3

Лена Д.

4

4

4

4

4

3

4

5

4

4

5

4

Даниил Е.

3

4

3

3

2

2

2

2

3

4

3

5

Тимофей Е.

3

4

4

3

3

4

4

4

4

3

4

6

Аиша Ж.

3

4

2

3

3

3

3

4

4

4

4

7

Герман М.

3

4

3

3

4

4

3

3

4

3

4

8

Соня Е.

4

5

4

5

5

4

5

5

5

5

5

9

Кирилл К.

3

3

2

3

2

2

3

2

2

2

3

10

Настя К.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

11

Арина М.

5

5

5

5

4

4

5

5

4

5

5

12

Тимофей М.

3

3

4

4

3

3

3

3

4

3

3

13

Абдула Н.

3

3

3

4

3

3

2

2

4

3

3

14

Александр П.

4

4

5

4

4

4

4

3

4

3

4

15

Лера Ч.

4

4

5

4

3

3

3

4

4

4

4

16

Таня Р.

5

5

3

4

4

3

4

4

5

5

4

17

Денис С.

5

3

3

3

4

2

2

3

2

4

5

18

Паша С.

4

5

3

5

5

4

4

4

4

3

4

19

Полина  П.

3

3

3

3

4

3

3

4

3

4

4

20

Назар Ш.

3

4

3

4

4

3

4

3

4

3

3

Информация о работе Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста