Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст

Содержание

Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

 

Из данных, представленных в таблице №  6, видно, что:

  • высокий уровень развития – 7 детей;
  • средний уровень развития – 13 детей;
  • ниже среднего уровня развития – 0 детей;
  • низкий уровень развития – 0 детей.

Полученные данные в ходе наблюдения Веры Васильевны К. позволяют отметить положительную тенденцию в развитии нравственно – этических качеств личности у испытуемых детей. По сравнению с предыдущими результатами (пункт 2.1. таблица № 3) можно отметить, что уровень развития «ниже среднего» не получил ни один ребенок, в то время как ранее его получило 3 ребенка. Также повысился средний и высокий уровень развития личности детей.

Таблица №  7.

 

 

 

 

Имя дошкольника

Критерии оценки

отзывчивость

дружелюбие

добросовестность

уважение к взрослым и сверстникам

добродушие

самокритичность

справедливость

культура общения

трудолюбие

вежливость

чувство сострадания

1

Арина Б.

2

3

3

3

3

2

2

2

3

3

3

2

Маша Б.

4

4

5

3

4

4

4

4

4

4

4

3

Лена Д.

5

5

4

5

5

3

4

5

4

5

5

4

Даниил Е.

4

5

3

4

3

2

2

3

3

2

3

5

Тимофей Е.

4

3

4

5

5

4

5

4

5

3

3

6

Аиша Ж.

5

5

5

4

4

4

4

5

5

5

5

7

Герман М.

4

4

4

4

4

3

4

5

4

4

4

8

Соня Е.

4

5

5

4

5

5

4

5

5

5

5

9

Кирилл К.

4

4

2

3

3

2

3

3

2

3

4

10

Настя К.

4

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

11

Арина М.

5

5

5

5

4

5

5

5

5

5

5

12

Тимофей М.

5

4

4

4

3

4

4

3

4

3

4

13

Абдула Н.

4

4

3

5

3

4

4

3

4

3

5

14

Александр П.

4

5

5

4

5

4

5

4

4

4

4

15

Лера Ч.

4

4

5

4

4

3

3

4

5

4

4

16

Таня Р.

5

5

2

4

4

3

4

5

5

5

4

17

Денис С.

5

4

5

4

4

4

3

3

3

5

5

18

Паша С.

5

5

3

5

5

3

5

5

5

4

4

19

Полина  П.

4

3

3

4

5

3

3

3

3

5

4

20

Назар Ш.

4

5

4

5

4

5

4

4

4

4

4


 

Из данных, представленных в таблице № 7, видно, что:

  • высокий уровень развития – 15 детей;
  • средний уровень развития – 4 детей;
  • ниже среднего уровня развития –  1 ребенка;
  • низкий уровень развития – 0 детей.

По данным представленным в данной таблице по сравнению с прошлыми результатами (пункт 2.1. таблица № 4) можно сказать, что высокий уровень развития нравственных и этических качеств личности старших дошкольников значительно повысился (прибавил 6 детей) и значительно сократил средний уровень развития практически в половину. Это говорит о положительном влиянии развивающих игр на развитие личности детей.

Разработанные и апробированные нами развивающие игры дали положительный результат. В ходе проведения развивающих игр дети учились новому и совершенствовали свои навыки в общении, как в коллективе, так и непосредственно с другим ребенком, учились взаимопомощи и сотрудничеству, говорить приятные вещи собеседнику,  учились вежливости и контролю своего поведения и т.д.  это говорит о том, что игры проводимые с детьми носят воспитательно – развивающий характер.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о том, что условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями и возрастанию рефлексивности, благодаря чему развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых отношений.

Изучение особенностей самооценки детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни в игре обнаружило, что испытуемые среднего дошкольного возраста не изменяют своих притязаний - выполнять главные игровые роли - под влиянием ожидаемой оценки группы. В старшем дошкольном возрасте зафиксирована относительно устойчивая динамика игровых притязаний детей под влиянием ожидаемой оценки группы сверстников. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста в играх. Механизм влияния ожидаемой оценки группы на самооценку старших дошкольников обусловливает тенденцию сближения самооценки с групповой оценкой.

В зависимости от степени соответствия самооценок старших дошкольников оценке их игровой группой, а также связи с характером игрового общения, выделено четыре подгруппы испытуемых, обнаруживающих тенденции в игровом поведении к лидерству, конформизму, конфликтности и отчуждению. Трудности дошкольников в регуляции их игровой деятельности, отражающие указанные тенденции, связаны прежде всего с неправильным рефлексированием ими групповой оценки, а также недостаточным нравственным опытом оценивания личностных достоинств партнеров по игре.

С целью создания условий, которые обеспечивали бы целенаправленное формирование таких особенностей самооценки старших дошкольников как ее реалистичность и рефлексивность, а также обогащения содержания самооценки детей этого возраста нравственными критериями предпринят психолого-педагогический формирующий эксперимент. Разработана программа формирующего эксперимента, включавшая различные формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности, благодаря которым оценка и самооценка становились одним из необходимых мотивационных компонентов этой деятельности. Мотивационное значение оценки и самооценки включенных непосредственно в игру, обнаруживалось в повышении познавательной и нравственной активности ребенка, направленной на осознание им своих игровых достижений и характера отношений со сверстниками по поводу игры.

Формами оптимизации оценочных отношений детей в игре выступили :

а) обогащение положительного опыта сравнения ребенком под руководством воспитателя своих достижений в различных играх с результатами сверстников;

б) практическое использование детьми нравственных 1фитериев, которыми вооружал их воспитатель при оценке успешности выполнения совместных игровых заданий;

в) осуществление ребенком функций организатора игры и повышение на этой основе его потребности в нравственной оценке себя сверстниками - партнерами по игре.

Положительные сдвиги в проявлении регулятивных свойств самооценки, зафиксированные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что применявшиеся в исследовании формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности выступили действенными условиями формирования самооценки детей этого возраста.

Выявленные нами особенности самооценки детей и условия ее формирования в дошкольном возрасте позволили сформулировать практические рекомендации, которые были широко апробированы. Результаты апробации свидетельствуют о необходимости внедрения различных форм оптимизации оценочных отношений детей в игре в практику дошкольных учреждений с целью улучшения их работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Решение задач, стоящих в области развития самосознания дошкольников в качестве регулятора их нравственной активности, требует дальнейшего изучения индивидуальных особенностей самооценки детей этого возраста, устойчивость проявления которых обусловлена, по-видимому условиями воспитания детей в семье. Изучение этих условий способствовало бы разработке новых методов дифференцированного подхода к детям при формировании их самооценки: а/ средняя группа б/ старшая группа в/ подготовительная группа

 
 

 

 

Список литературы

  • Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. Гл. «Гегель» — М.: Мысль, 1987.
  • Абрамова Т.С. Практическая психология./ Учебник для вузов.  – Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  • Словарь русского языка С.И. Ожегова
  • Вишнякова С.М. Профессиональное образование: словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.;
  • Дурова Н.В. Очень важный разговор: Беседы – занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста. / Пособие для педагогов, воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000.
  • Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадовский. – М.: Мысль- 1972. - 144 с.
  • Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Под. ред. Н.А. Ветлугиной - М.: Просвещение, 1992. – 243 с.
  • Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание, 2001. №9. – с. 14-19.
  • Болотина Л.Р., Комарова, Т.С., Баранов, С.П. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академия, 1997. – 252 с.
  • Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 416 с.
  • Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
  • Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /  А.М. Виноградова // Дошкольное воспитание, 2004. № 4. - с.33-35.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973.
  • Арсентьева В. П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2009. — 144 с.
  • Макаренко А.С. Соч.т.5. – М.- 1951. – 404 с.
  • Лихачев Б.Д. Педагогика. – М, 1992. – с. 463
  • Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. С. 15 — 18.
  • Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1998.

Информация о работе Развивающие игры как средство формирования нравственно - эстетических качеств личности детей старшего дошкольного возраста