Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 01:12, дипломная работа
Цель исследования: разработка и апробация программы развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качества личности старших дошкольников.
Гипотеза исследования. Процесс формирования нравственно – этические качества личности детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, при следующих условиях:
осознания педагогом необходимости формирования нравственно – этических качества, как базовых ценностей личности детей старшего дошкольного возраста;
включения в образовательный процесс дошкольного учреждения развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраст
Введение ………….……………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. Формирование личности ребенка как психолого - педагогическая проблема …………………………………………………… 7
1.1. Теоретический анализ сущности понятия «нравственно – этическое воспитание» …………………………………………………………………….. 7
1.2. Средства формирования нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………………………..……… 13
ГЛАВА 2. Разработка и апробация серии развивающих игр направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста ……………………….
2.1. Исследование по выявлению уровня сформированности нравственно – этических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………………………………
2.2. План организации проведения занятий направленных на формирование нравственно – этических качеств личности детей старшего дошкольного возраста …………………………………………………………………………
2.3. Результаты опытно - эксперементальной работы и их анализ ………………………………………………………………………………….. 24
Заключение …………………………………………………………………… 28
Список литературы …………………………………………………………. 31
Из данных, представленных в таблице № 6, видно, что:
Полученные данные в ходе наблюдения Веры Васильевны К. позволяют отметить положительную тенденцию в развитии нравственно – этических качеств личности у испытуемых детей. По сравнению с предыдущими результатами (пункт 2.1. таблица № 3) можно отметить, что уровень развития «ниже среднего» не получил ни один ребенок, в то время как ранее его получило 3 ребенка. Также повысился средний и высокий уровень развития личности детей.
Таблица № 7.
№ |
Имя дошкольника |
Критерии оценки | ||||||||||
отзывчивость |
дружелюбие |
добросовестность |
уважение к взрослым и сверстникам |
добродушие |
самокритичность |
справедливость |
культура общения |
трудолюбие |
вежливость |
чувство сострадания | ||
1 |
Арина Б. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
Маша Б. |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
Лена Д. |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
3 |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
Даниил Е. |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
5 |
Тимофей Е. |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
3 |
3 |
6 |
Аиша Ж. |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7 |
Герман М. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
8 |
Соня Е. |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
9 |
Кирилл К. |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Настя К. |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
11 |
Арина М. |
5 |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
12 |
Тимофей М. |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
13 |
Абдула Н. |
4 |
4 |
3 |
5 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
3 |
5 |
14 |
Александр П. |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
15 |
Лера Ч. |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
4 |
4 |
16 |
Таня Р. |
5 |
5 |
2 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
5 |
5 |
4 |
17 |
Денис С. |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
5 |
18 |
Паша С. |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
3 |
5 |
5 |
5 |
4 |
4 |
19 |
Полина П. |
4 |
3 |
3 |
4 |
5 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
20 |
Назар Ш. |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Из данных, представленных в таблице № 7, видно, что:
По данным представленным в данной таблице по сравнению с прошлыми результатами (пункт 2.1. таблица № 4) можно сказать, что высокий уровень развития нравственных и этических качеств личности старших дошкольников значительно повысился (прибавил 6 детей) и значительно сократил средний уровень развития практически в половину. Это говорит о положительном влиянии развивающих игр на развитие личности детей.
Разработанные и апробированные нами развивающие игры дали положительный результат. В ходе проведения развивающих игр дети учились новому и совершенствовали свои навыки в общении, как в коллективе, так и непосредственно с другим ребенком, учились взаимопомощи и сотрудничеству, говорить приятные вещи собеседнику, учились вежливости и контролю своего поведения и т.д. это говорит о том, что игры проводимые с детьми носят воспитательно – развивающий характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В исследовании нашла экспериментальное подтверждение гипотеза о том, что условиями формирования самооценки старших дошкольников в игре выступают такие формы оптимизации оценочных отношений детей в этом виде деятельности, которые ведут к повышению реалистичности самооценки, обогащению ее содержания нравственными критериями и возрастанию рефлексивности, благодаря чему развивается регулятивная функция самооценки как фактор совершенствования самого процесса игры и игровых отношений.
Изучение особенностей самооценки детей 5-го, 6-го и 7-го года жизни в игре обнаружило, что испытуемые среднего дошкольного возраста не изменяют своих притязаний - выполнять главные игровые роли - под влиянием ожидаемой оценки группы. В старшем дошкольном возрасте зафиксирована относительно устойчивая динамика игровых притязаний детей под влиянием ожидаемой оценки группы сверстников. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что оценка игровой группы сверстников оказывает существенное влияние на самооценку детей старшего дошкольного возраста в играх. Механизм влияния ожидаемой оценки группы на самооценку старших дошкольников обусловливает тенденцию сближения самооценки с групповой оценкой.
В зависимости от степени соответствия самооценок старших дошкольников оценке их игровой группой, а также связи с характером игрового общения, выделено четыре подгруппы испытуемых, обнаруживающих тенденции в игровом поведении к лидерству, конформизму, конфликтности и отчуждению. Трудности дошкольников в регуляции их игровой деятельности, отражающие указанные тенденции, связаны прежде всего с неправильным рефлексированием ими групповой оценки, а также недостаточным нравственным опытом оценивания личностных достоинств партнеров по игре.
С целью создания условий, которые обеспечивали бы целенаправленное формирование таких особенностей самооценки старших дошкольников как ее реалистичность и рефлексивность, а также обогащения содержания самооценки детей этого возраста нравственными критериями предпринят психолого-педагогический формирующий эксперимент. Разработана программа формирующего эксперимента, включавшая различные формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности, благодаря которым оценка и самооценка становились одним из необходимых мотивационных компонентов этой деятельности. Мотивационное значение оценки и самооценки включенных непосредственно в игру, обнаруживалось в повышении познавательной и нравственной активности ребенка, направленной на осознание им своих игровых достижений и характера отношений со сверстниками по поводу игры.
Формами оптимизации оценочных отношений детей в игре выступили :
а) обогащение положительного опыта сравнения ребенком под руководством воспитателя своих достижений в различных играх с результатами сверстников;
б) практическое использование детьми нравственных 1фитериев, которыми вооружал их воспитатель при оценке успешности выполнения совместных игровых заданий;
в) осуществление ребенком функций организатора игры и повышение на этой основе его потребности в нравственной оценке себя сверстниками - партнерами по игре.
Положительные сдвиги в проявлении регулятивных свойств самооценки, зафиксированные в контрольном эксперименте, свидетельствуют о том, что применявшиеся в исследовании формы оптимизации оценочных отношений старших дошкольников в их игровой деятельности выступили действенными условиями формирования самооценки детей этого возраста.
Выявленные нами особенности самооценки детей и условия ее формирования в дошкольном возрасте позволили сформулировать практические рекомендации, которые были широко апробированы. Результаты апробации свидетельствуют о необходимости внедрения различных форм оптимизации оценочных отношений детей в игре в практику дошкольных учреждений с целью улучшения их работы по нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Решение задач, стоящих в области развития самосознания дошкольников в качестве регулятора их нравственной активности, требует дальнейшего изучения индивидуальных особенностей самооценки детей этого возраста, устойчивость проявления которых обусловлена, по-видимому условиями воспитания детей в семье. Изучение этих условий способствовало бы разработке новых методов дифференцированного подхода к детям при формировании их самооценки: а/ средняя группа б/ старшая группа в/ подготовительная группа
Список литературы