Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр. Объект исследования: Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения. Предмет исследования: Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы. Гипотеза исследования: у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития основных характеристик внимания. Специально организованные коррекционные занятия и игры позволят скорректировать нарушения внимания. Это в свою очередь повлияет на успешность логопедической работы и процесс школьной адаптации детей с речевыми нарушениями.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания
у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи…………………………………………………....7
Внимание как психический процесс…………………………… ..7
Развитие внимания в онтогенезе…………………………………18
Особенности внимания детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием ………………………………………17
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей
с ОНР II уровня………………………………………………………... 23
2.1 Организация и методы экспериментального исследования……..23
2.2. Экспериментальное исследование внимания функций у детей
с ОНР…………………………………………………………………….. 34
2.3. Система развития внимания у дошкольников с ОНР......................37
2.4.Оценка эффективности программы коррекционно-
развивающих игр…………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Педагогический факультет
Кафедра специальной педагогики и психологии
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа студентки
заочного отделения
5 курса группы 060753
Клюбиной Инны Викторовны
Научный руководитель
к.п.н., доцент Российская Е.Н.
Белгород 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания
у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи……………………………………
возраста с общим
недоразвитием ………………………………………
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей
с ОНР II уровня………………………………………………………... 23
2.1 Организация и методы экспериментального исследования……..23
2.2. Экспериментальное исследование внимания функций у детей
с ОНР…………………………………………………………………….
2.3. Система развития внимания у дошкольников с ОНР......................37
2.4.Оценка эффективности программы коррекционно-
развивающих игр…………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Рост темпа современной жизни, большой поток информации, развитие многообразных форм массовой культуры привели к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в жизнь, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Осуществлять подготовку к школе, создавать условия для эмоционального, физического, интеллектуального и творческого развития призвано дошкольное учреждение. Развитие произвольного внимания в дошкольном возрасте является одним из непременных условий успешного обучения в школе. Умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать полученный результат – все это требования, которые предъявляет школа к произвольности детского внимания. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание не менее важно, чем учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Развитие внимания, памяти, мышления это важная часть общего психического развития ребенка дошкольного возраста. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающего мира. В дошкольном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на предметы и явления, в этом случае организующее начало принадлежит речи. Ряд отечественных психологов: Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Добрынин Н.Ф., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Эльконин Д.Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей. Они отмечали тесную связь произвольного внимания и речи. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь, тем выше уровень восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание необходимое для дальнейшего обучения в школе. Поэтому очень актуальным является вопрос развития внимания у детей с речевыми нарушениями. В свою очередь речевая деятельность формируется и развивается в тесной связи со всеми психическими процессами. Коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, требует от ребенка активности на занятиях, точного выполнения действий, заданий, мыслительной деятельности, что протекает быстрее и правильнее при наличии внимания. Поэтому внимание является необходимым условием успешной коррекционной работы. Недостаточность развития внимания у детей с нарушениями речи отмечали многие авторы в области логопедии (Волосовец Т.В., Борякова Н.Ю., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. и др.). Авторы отмечают что, для детей с нарушениями речи характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, трудности переключения, распределения и включения внимания. Это ведет к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой, что в свою очередь приводит к быстрой утомляемости, отвлекаемости, повышенной истощаемости организма и способствует появлению различного рода ошибок при выполнении заданий. Ранняя диагностика на этапе дошкольного и школьного обучения помогает выявить детей с низким уровнем развития внимания (его свойств), которое не только влияет на качество формирования навыков письма, чтения, счета, но и в значительной мере определяет успешность овладения ребенком общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения. Многие трудности, связанные с низким уровнем развития внимания заявляют о себе уже в период дошкольного детства. В школе такие ученики испытывают большее, по сравнению с другими учащимися класса, напряжение при овладении школьными навыками, нередко отстают в темпе учебной деятельности. Поэтому очень важно, установив у ребенка требующие коррекции особенности развития внимания, вовремя начать коррекционную работу. Многие авторы (Гвоздев А.Н., Журова Л.Е., Каше Г.А., Лурия А.Р., Левина Р.Е., Соботович Е.Ф., Эльконин Д.Б., Швачкин Н.Х. и др.) отмечают, что обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс школьного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма, служит определенный и достаточно высокий уровень развития фонематических процессов. К моменту поступления в первый класс, у детей должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем русского языка. Дифференциация фонем – различение звуков на слух и в собственном произношении – становится возможным лишь после овладения ребенком способностью провести сложную работу, которая заключается в выделении существенных признаков речевого звука и отвлечении от посторонних, не существенных для его различения, признаков. Поэтому очень важно вести нацеленную работу по развитию слухового восприятия и внимания, а вместе с тем и работу по совершенствованию фонематического восприятия и представлений. В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, однако рекомендации по этому вопросу относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, тем более с детьми, имеющими нарушения речи. Все вышесказанное и определило актуальность исследования. Цель исследования: выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр. Объект исследования: Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения. Предмет исследования: Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы. Гипотеза исследования: у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития основных характеристик внимания. Специально организованные коррекционные занятия и игры позволят скорректировать нарушения внимания. Это в свою очередь повлияет на успешность логопедической работы и процесс школьной адаптации детей с речевыми нарушениями. Достижение данной цели возможно через решение ряда задач:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития внимания у детей. 2. Выявить особенности развития основных свойств внимания у старших дошкольников с речевыми нарушениями. 3. Провести экспериментальную работу по коррекции основных свойств внимания у старших дошкольников с нарушениями речи. 4. Выработать общие методические рекомендации по коррекции внимания у старших дошкольников с нарушениями речи. Практическая значимость заключается в том, что подобранные игры на развитие слухового и зрительного восприятия и внимания, на развитие моторно-двигательного внимания у детей с речевой патологией могут быть использованы в практической работе разными специалистами в специальных дошкольных учреждениях.
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
1.1. Внимание как психический процесс
Среди психических явлений внимание
занимает особое место: как отмечают
многие психологи, оно не является самостоятельным
психическим процессом и не относится
к свойствам личности. В то же время внимание
всегда включено в практическую деятельность
и познавательные процессы, посредствам
него выражаются интересы, направленность
личности. Внимание выступает как сторона
психической деятельности и является
необходимым условием успешного приобретения
знаний, качества и продуктивности трудовой
деятельности, самовыражения личности.
Внимание само по себе не является познавательным
процессом, но оно присуще любому из познавательных
процессов (восприятию, мышлению, памяти)
и выступает как способность к организации
этого процесса. Внимание является одним
из компонентов ориентировочно – исследовательской
деятельности, оно представляет собой
психическое действие направленное на
содержание образа, мысли и других явлений.
Внимание играет огромную роль в регуляции
интеллектуальной активности. По мнению
П.Я. Гальперина «внимание нигде не выступает
как самостоятельный процесс, оно открывается
как направленность, настроенность и сосредоточенность
любой психической деятельности на своем
объекте, как сторона или свойство этой
деятельности» [10. с.33] Внимание не имеет
своего специфического продукта, его результатом
является улучшение всякой деятельности,
которой оно сопутствует. Психологи утверждают, что ни один психический
процесс не может протекать целенаправленно
и продуктивно, если человек не сосредоточит
своего внимания на том, что воспринимает
или делает. Человек может смотреть на
какой либо предмет и не замечать его или
видеть очень плохо. Занятый своими мыслями
человек, не слышит разговоров, хотя звуки
голосов доносятся до его слухового аппарата.
Человек может не чувствовать боли, если
внимание направленно на что – то другое.
Напротив, глубоко сосредоточившись на
предмете или деятельности, человек подмечает
все его детали и действует очень продуктивно,
а, фиксируя свое внимание на ощущениях,
он увеличивает свою чувствительность. Внимание
в жизни и деятельности человека выполняет
много различных функций. Р.С. Немов отмечал:
«Оно активизирует нужные и тормозит ненужные
в данный момент психологические и физиологические
процессы, способствует организованному
и целенаправленному отбору, поступающей
в организм информации, в соответствии
с его актуальными потребностями, обеспечивает
избирательную и длительную сосредоточенность
психической активности на одном и том
же объекте или виде деятельности» [31.
с.206]. С вниманием связаны направленность
и избирательность познавательных процессов.
Их настройка непосредственно зависит
от того, что в данный момент времени представляется
наиболее важным для организма, для реализации
интересов личности. Вниманием определяется
точность и детализация восприятия, прочность
и избирательность памяти, направленность
и продуктивность мыслительной деятельности.
Для перцептивных процессов внимание
является своеобразным усилителем, позволяющим
различать детали изображений. Для человеческой
памяти внимание выступает как фактор
способный удерживать нужную информацию
в кратковременной и оперативной памяти,
как обязательное условие перевода запоминаемого
материала в хранилище долговременной
памяти. Для мышления внимание выступает
как обязательный фактор понимания и решения
задачи. Внимание играет огромную роль
в процессе развития речи. В экспериментальных
работах доказано, что при отсутствии
слухового внимания изменяется порог
слуховой чувствительности, по сравнению
с нормальным он повышается в несколько
десятков раз, а чувствительность к звуку
соответственно снижается. Оценивая роль
внимания в психической деятельности
великий русский педагог К.Д. Ушинский
говорил: «Внимание есть та дверь, через
которую проходит все, что входит в душу
человека из внешнего мира» [34. С.156 ]. Внимание –
это сосредоточение сознания на определенном
объекте, обеспечивающее его особо ясное
отражение. Исследование внимания ведутся
много веков и среди психологов до сих
пор нет согласия в отношении сущности
и права на самостоятельное рассмотрение.
Одни ученые утверждают, что как особого
независимого процесса внимания не существует,
что оно выступает лишь как сторона другого
психологического процесса или деятельности.
Другие полагают, что внимание представляет
собой независимое психическое состояние
человека, специфический внутренний процесс,
имеющий свои особенности, несводимые
к характеристикам других познавательных
процессов. В качестве обоснования своей
точки зрения психологи указывают на то,
что в мозге человека можно обнаружить
и выделить особого рода структуры, связанные
именно с вниманием, анатомически и физиологически
относительно автономные от тех, которые
обеспечивают функционирование остальных
познавательных процессов. Указывалось
в частности на роль ретикулярной формации
в обеспечении внимания, на ориентировочный
рефлекс, как его возможный врожденный
механизм, на доминанту, исследованную
и описанную в связи с вниманием А.А. Ухтомским.
Психологи отмечают, что действительно
в системе психологических феноменов
внимание занимает особое положение. Оно
включено во все остальные психические
процессы, однако у него есть особенности
проходящие через все другие психические
процессы. Это – наличие в нем динамических,
наблюдаемых и измеримых характеристик,
таких как объем, устойчивость, переключаемость
и других, которые непосредственно к познавательным
процессам (ощущению, восприятию, памяти,
мышлению) не относятся. Р.С. Немов [31. с.412
].отмечает, что правильное решение состоит
в том, чтобы попытаться соединить и учесть
обе точки зрения, увидеть во внимании
и сторону процессов, и самостоятельное,
независимое от них. Это значит принять
точку зрения, согласно которой, внимание
как отдельный психический процесс не
существует, но представляет собой особенное
состояние, характеризующее все эти процессы.
Эта позиция подтверждается известными
анатомо-физиологическими данными: 1. Механизм
доминанты можно наблюдать на всей поверхности
коры головного мозга, независимо от того,
зоны каких анализаторов в них локализуются. 2.
Ретикулярная формация находится на пути
нервных импульсов, касающихся всех познавательных
процессов. 3. Нейроны внимания – клетки
– детекторы новизны – можно встретить
практически на всей поверхности и в некоторых
внутренних структурах головного мозга
4. Все 3 фактора в центральной нервной
системе существуют автономно, независимо
от отдельных сенсорных анализаторов,
что говорит все же о особенном феномене,
не сводимым ко всем остальным. В соответствии
с концепцией традиционной психофизиологии
внимание рассматривается как самостоятельный
психический процесс. В противовес этому
представлению С.Л. Рубинштейн (1946) полагал,
что внимание лишено своего содержания
и является динамической характеристикой
протекания познавательной деятельности.
В современной системной психофизиологии
внимание трактуется не как отдельный
психический процесс, а как результат
определенных межсистемных отношений
в ЦНС, которые обеспечивают эффективность
деятельности человека.
Устойчивость внимания
не означает его статичности. Она
тесно связана с динамическими
характеристиками внимания (с колебаниями). Динамика
внимания проявляется в сдвигах устойчивости
в течение длительного периода работы,
который делится на стадии сосредоточения: – первоначальное вхождение в работу; –
достижение сосредоточения внимания,
микроколебания, преодолеваемые путем
волевых усилий; – снижение сосредоточенности
и работоспособности при усилении усталости. Концентра
1.2. Развитие внимания в онтогенезе
Историю развития внимания пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции. Он писал, что история развития внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребёнка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием» [ 7, c.186]. Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.И. Леонтьев. Он отмечал, что развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом. В школьном возрасте наступает перелом в развитии, где первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта форма внимания занимает основное место среди всех его видов. Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасте. Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам выступает во взаимодействии с окружающим, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…. Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом из слов могущественные стимулы-указания; затем ребенок начинает сам активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, т.е. обращать внимание взрослых на интересующий его предмет» [7, c.205 ]. Р.С. Немов [31,С.214] представил последовательность основных этапов развития детского внимания в том виде, как она выглядит по данным наблюдений и экспериментальных исследований: 1. Первые недели-месяцы жизни. Проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет. 4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания. 5. Четыре с половиной, пять лет. Проявление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. 6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства). Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий. 7. Семь лет. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое. 8. В старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: – расширяется объем; – возрастает устойчивость внимания; – формируется произвольное внимание.
А.А. Люблинская [14, c.188] исследуя особенности развития
внимания детей в разные периоды детства,
отмечала внимание маленьких детей: 1. Внимание ребенка младенческого и преддошкольного
возраста кратковременно, сосредоточенность
его слабая. Оно постоянно колеблется,
перемещаясь с одного объекта на другой
без видимой причины. 2. Маленький ребенок
не управляет своим вниманием. Оно имеет
непроизвольный характер и привлекается
ярким, сильным или новым раздражителем.
Нестойкое и легко отвлекаемое внимание
не отличается подвижностью и не поддается
управлению, т.е. не может переключаться
по его желанию 3. Узкий объем внимания.
Распределение внимания между двумя предметами
или действиями маленьким детям недоступно. 4.
Чем меньше дети, тем меньше они могут
сосредоточиваться на словах, обращенных
к ним. Только после 2-х лет можно вызвать
внимание словесным сигналом. 5. Внимание
наиболее устойчиво в активной деятельности.
В дошкольном возрасте, как отмечает А.А.
Люблинская [14, c.188], основные изменения,
происходящие в развитии внимания, это:
а) расширение объема внимания; б) рост
устойчивости внимания; в) формирование
произвольного внимания.
Устойчивость внимания возрастает и показателем этого является более редкие и короткие отвлечения от работы, чем у детей младшего возраста. Устойчивость изменяется в результате упражнений и зависит от особенностей деятельности детей. Меньше утомляет детей свободная, творческая игра, наиболее напряженной является словесная форма деятельности. Разные виды занятий предъявляют к активности детей разные требования, что обнаруживается в частоте и длительности отвлечений их внимания. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента значительно варьируют длительность доступного ребенку сосредоточения. Как показывают исследования, устойчивость внимания у сдержанных, уравновешанных детей в 1,5-2 раза больше, чем у особенно возбудимых. У детей с холерическим типом темперамента устойчивость и сосредоточенность внимания зависят от степени осознания ими необходимости какой – либо деятельности, от потребности в ее выполнении. Чем более заинтересован ребенок в ней, тем более длительное время его внимание может быть сосредоточенным и устойчивым. Ребенок может только в начале деятельности часто отвлекаться. Если задание неинтересно, дети отказываются от его выполнения. С возрастом устойчивость и сосредоточенность увеличиваются, а время, необходимое на сосредоточение, сокращается, но зависимость свойств внимания от степени заинтересованности в деятельности сохраняется. Устойчивость и сосредоточенность внимания детей с сангвиническим типом темперамента зависят от того, насколько предлагаемая деятельность им интересна. Но даже при наличии интереса дети – сангвиники, в отличие от холериков, не могут длительное время быть сосредоточенными на чем-то одном – они либо часто отвлекаются, либо вообще меняют вид деятельности. Сангвиники отличаются быстрым сосредоточением, равномерным и быстрым распределением внимания. Перед ними как можно чаще следует ставить новые, по возможности все более трудные задачи, которые требовали бы от них максимального сосредоточения. Дети с флегматическим типом темперамента сохраняют устойчивость внимания до завершения любой деятельности, но им необходимо длительное время для сосредоточения. Дети испытывают трудности в распределении внимания и, по сравнению с детьми холерического и сангвинического типов, медленнее выполняют задание, где это требуется. Таких детей нужно вовлекать в активную деятельность, но нельзя быстро переключать с одной деятельности на другую. Внимание детей с меланхолическим типом темперамента неустойчивое, им трудно сосредоточиться и распределить внимание. Им сложно выполнять коллективное задание, больше подходит монотонная работа или индивидуальное задание. Существенным показателем развития у детей способности к сосредоточению являются начальные формы произвольного внимания, которые возникают у детей старшего дошкольного возраста, хотя их внимание еще чаще поддерживается интересом к самой деятельности, ее результату и процессу. Дети 5-7 лет учатся произвольно направлять свое внимание на те объекты, которые требуют от ребенка сосредоточения. В.С. Мухина [30, c.314] говоря о развитии произвольного внимания у старших дошкольников, отмечает, что оно формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание и тем самым дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Универсальным средством организации внимания является – речь. Первоначально взрослые организуют внимание ребенка при помощи словесных инструкций. Позднее ребенок сам начинает обозначать словом те предметы и явления, на которые необходимо обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, сформулировать словесно, на что он должен ориентироваться.