Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель исследования: выявить возможности коррекции развития внимания через проведение системы специально организованных игр. Объект исследования: Процесс коррекционно – логопедической работы с детьми имеющими речевые нарушения. Предмет исследования: Возможность развития и формирования основных характеристик внимания (объема, устойчивости, переключаемости), видов внимания (зрительного, слухового, моторно – двигательного) в процессе логопедической работы. Гипотеза исследования: у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития основных характеристик внимания. Специально организованные коррекционные занятия и игры позволят скорректировать нарушения внимания. Это в свою очередь повлияет на успешность логопедической работы и процесс школьной адаптации детей с речевыми нарушениями.
Введение……………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы изучения внимания
у детей старшего дошкольного возраста с
нарушениями речи…………………………………………………....7
Внимание как психический процесс…………………………… ..7
Развитие внимания в онтогенезе…………………………………18
Особенности внимания детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием ………………………………………17
Глава 2. Экспериментальное изучение внимания у детей
с ОНР II уровня………………………………………………………... 23
2.1 Организация и методы экспериментального исследования……..23
2.2. Экспериментальное исследование внимания функций у детей
с ОНР…………………………………………………………………….. 34
2.3. Система развития внимания у дошкольников с ОНР......................37
2.4.Оценка эффективности программы коррекционно-
развивающих игр…………………………………………………………41
Заключение………………………………………………………………46
Список литературы…………………………………………
2. «Костер», «Руки – ноги», «Буратино»,
«Парад», «Птенцы» (игры, направленные
на формирование внимания и
произвольной регуляции
2.4. Оценка эффективности программы коррекционно-развивающих игр
Определение уровня развития основных характеристик внимания у детей с речевыми нарушениями по окончанию обучающего эксперимента проходило на базе той же экспериментальной группы. Данные контрольного эксперимента сравнивались с данными констатирующего эксперимента. Детям предлагались аналогичные задания. Эксперимент был разделен так же на три серии: исследование особенностей развития объема внимания, устойчивости и переключаемости. I серия эксперимента. Уровень развития объема внимания изменился у 30% детей. У двоих детей он был низким и в результате коррекционной работы, нам удалось поднять его до среднего уровня (Катя Б., Оля Ж.). Один ребенок (10%) показал высокий уровень развития объема внимания (Руслан Г.). Несмотря на незначительные показатели повышения уровня развития объема внимания (30%), в процессе выполнения задания, почти у всех детей улучшились показатели результатов. Дети осматривали образцы последовательно, старались охватить взглядом все точки, воспроизвели по 4 точки за более короткое время. Обобщая результаты можно отметить, что в результате коррекционной работы уровень развития объема внимания повысился: высокий уровень развития объема внимания – 10% средний уровень развития объема внимания – 90% низкий уровень развития объема внимания – 0% II серия эксперимента. Уровень развития устойчивости внимания по контрольным данным повысился у 40% детей. У 20% детей он повысился до среднего уровня (Оля Ж., Дима С.) и у 20% повысился до высокого уровня развития (Лиза Ш., Руслан Г.) Они смогли хорошо сконцентрироваться и выполнить его за более короткое время с наименьшим числом ошибок. Общая оценка уровня развития устойчивости внимания показала: высокий уровень развития устойчивости внимания – 20% средний уровень развития устойчивости внимания – 60% низкий уровень развития устойчивости внимания – 20% III серия эксперимента. В результате оценки, можно отметить, что у 20% детей уровень развития переключаемости повысился (Лиза Ш., Дима М.). При выполнении задания эти дети не сделали ни одной ошибки. Общий результат развития уровня переключаемости: высокий уровень развития переключаемости – 70% средний уровень развития переключаемости – 30% низкий уровень развития переключаемости – 0% Анализируя полученные в ходе контрольного эксперимента данные, можно отметить увеличение роста успешности выполнения заданий детьми и повышение уровней развития основных характеристик внимания. Делая выводы о проведенной работе можно отметить, что у 60% детей отмечается повышение уровня развития отдельных характеристик внимания.
Сравнение уровней развития основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями (констатирующий и контрольный эксперимент)
Параметры, уровни |
Объем |
Устойчивость |
Переключаемость | |||
конст. |
контр. |
конст. |
контр. |
конст. |
контр. | |
высокий |
- |
10% |
- |
20% |
50% |
70% |
средний |
80% |
90% |
60% |
60% |
50% |
30% |
низкий |
20% |
40% |
20% |
Положительные результаты свидетельствуют о целесообразности комплексной коррекционной работы, использовании игр в разных видах деятельности. Применение облегчающих, активизирующих приемов, неоднократное повторение игр на разном речевом и наглядном материале, использование их на занятиях, в свободной, совместной деятельности способствовало успешному развитию внимания. В ходе проведения коррекционных игр возросли возможности детей в плане контроля и самоконтроля за выполнением заданий. Опираясь на проведенную работу, можно выделить ряд условий, соблюдение которых будет способствовать развитию внимания у детей с речевыми нарушениями:
1. Хороший темп проведения игр. 2. Доступность, краткость объяснений и инструкций. 3. Опора на мыслительную деятельность. 4. Разнообразие форм работы. 5. Включение в работу всех детей и при выполнении продуктивной деятельности и при устных упражнениях. 6. Проведение специальных упражнений, тренирующих основные свойства внимания, упражнений, в которых внимательность формируется как свойство личности.
Заключение
С учетом проведенной работы по развитию основных свойств внимания у детей с речевыми нарушениями нами сделаны следующие выводы: 1. Внимание ребенка возникает на основе безусловного рефлекса. Поскольку физиологической основой внимания является возникающий в коре головного мозга очаг оптимального возбуждения (доминанта), образование которого возможно при условии торможения всех остальных участков коры, маленькие дети не способны к длительной сосредоточенности, устойчивости и распределению внимания. 2. Внимание детей привлекается яркими, сильными раздражителями и сосредоточенным остается до тех пор, пока сохраняется интерес к этим раздражителям. Это непроизвольное внимание. Но формирующееся познавательное отношение к окружающему перестраивает внимание ребенка. Все большую роль на его развитие оказывает направленность личности, интересы, мышление и речь. Ребенок учится говорить, подчиняться правилам, считаться с требованиями взрослых, что способствует развитию произвольного внимания. Вместе с тем возрастают возможности распределения, переключения внимания, расширяется объем и развивается устойчивость внимания. 3. Основные характеристики внимания взрослых и детей зависят и от темперамента, направленности личности. 4. У детей с речевыми нарушениями отмечается более низкий уровень развития основных характеристик внимания, чем у их нормально развивающихся сверстников. Плохо развивающаяся речь, меньшая самостоятельность в поведении ребенка не позволяет развиваться объему внимания. Роль слова как объекта внимания снижена. Устойчивость внимания низкая, так как умение направлять внимание на те объекты, которые требуют сосредоточения снижено. Умение это связано непосредственно с речью, так как только в словах может быть выражена цель деятельности. 5. Внимание можно и нужно тренировать. Поскольку оно включено в любой психический процесс, то оно и совершенствоваться может в разных видах психической деятельности, разумно организованной взрослым. Этому способствуют как специально организованные игры на развитие внимания, его свойств, видов, так и специально организованные игры по развитию речи с включением заданий на речевом материале, физкультминутки с заданиями направленными на развитие двигательного контроля. 6. Положительные результаты развития основных характеристик внимания в процессе эксперимента свидетельствуют о возможности развития их в разных видах деятельности, что позволяет рекомендовать коррекционные игры для работы разным специалистам. 7. Высокий уровень сформированности характеристик внимания очень важен для учебно-воспитательного и коррекционно-логопедического процессов. Так в логопедической работе развитое внимание позволяет в более короткие сроки, с наименьшими затратами преодолеть трудности возникающие у детей с речевой патологией. Таким образом, поставленная нами цель и задачи были решены, а выдвинутая нами в исследовании теоретическая гипотеза о необходимости развития внимания (его характеристик) у дошкольников с речевыми нарушениями, как одного из условий успешного обучения в школе и успешной коррекционно-логопедической работы, получила подтверждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскакова И.Л. Внимание
дошкольника, методы его
13. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе.- М.: Академический проект.-2000.- 184 с. 14. Детская психология / Под ред. Люблинской А.А.. - М., 1971. - 415с. 15. Детская психология./ Под ред. Эльконина д.Б. – М., Учпедгиз. 1960. – 78с. 16. Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- Академия. 1999.- ЗЗ6с. 17. Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания.// Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т2. 18. Добрынин Н.Ф. Внимание и память. М.: 1958. 19. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.:1995. 20. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников.// Под ред. Я.Л. Коломенского, Е.А. Панько.- Минск, 1997. 21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика.- Пресс. 1993.-48с. 22. Зверева Г.И. О воспитании внимания. // Дошкольное воспитание. – 1960. – №12. – С.46. 23. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М.,1991. 24. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 1998. – 192с. 25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно – методическое пособие.- СПб.: Издательство Союз, 2003.- 224с. 26. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия», 2000.- 232с. 27. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.,1975. 28. Мастюгина И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А., Слоненко Т.Б. Как развивать внимание.- Донецк.- 1997.
29. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб.: Речь.- 2001.- 22с. 30. Мухина В.С. Возрастная психология.- М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 1999.- 352с. 31. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В З кн.- 4 изд.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- кн. 1: Общие основы психологии.- 688с. 32. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2002.- 104с. 33. Овчарова Р.В., Жданова Т.Б., Перервус Н.Э. Учебное пособие для слушателей высших курсов психологов. Архангельск.- 1992.-С.18. 34. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 1981.- 383с. 35. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина. Просвещение. 1964.-352с. 36. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия. – 1998. – 160с. 37. Психология человека: Учеб. для студентов всех спец. педаг. Вузов/ Под. ред. И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М.: МГОПУ. – 1999. – 272 с. 38. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие.- М.: ИНТОР, 1997. 39. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодинамические методы изучения личности: Учебное пособие. М.: 1998.- 17с. 40. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе.// Вопросы психологии. – 1990. – №4. – С.161-167. 41. Руководство практического психолога: Готовность к школе: Развивающие программы. Методическое пособие /Под ред. И.В. Дубровиной. – 5-е издание. М.: Академия. – 1999. – 96с.
42. Сиротюк А.Л. Синдром
дефицита внимания с