Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 22:12, курсовая работа
целью данной курсовой работы - обоснование и применение хорового пения для музыкального развития школьников.
Для выполнения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть явление вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника;
рассмотреть хоровое пение в контексте исполнительского искусства;
рассмотреть процесс формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива.
Введение
Глава 1. Развитие вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника.
§1. Хоровое пение как наиболее распространенный, массовый вид исполнительского искусства в России.
§2. Значение хорового пения для музыкального развития школьников
Глава 2. Хоровое пение на уроке музыки.
§1. Певческие вокально-хоровые навыки.
§2. Работа над песней на уроках музыки в школе.
Заключение
Список использованной литературы
Культуртрегер, Данное понятие в Большом толковом словаре русского языка определяется, как "носитель культуры" Культура поведения - понятие многогранное, - считают учёные: она включает в себя умение человека вести себя в обществе, эстетику внешнего вида, выразительность речи, безупречность манер, жестов. В поведении проявляется духовное богатство человека, его внутренняя культура, под которой понимают широту кругозора эмоциональную отзывчивость и выразительность, терпимость к другим людям, способность понять их душевное состояние. Учитель в глазах учеников всегда выгляди!" обладателем определённых качеств, выступая в области эстетики эстетическим ориентиром. Поэтому крайне важен личный пример педагога, степень его эстетической воспитанности. Кроме того, учитель должен обладать высокой эстетической требовательностью как к себе и окружающим людям, так и к социальным явлениям. В ходе работы над школьной песней учитель музыки выступает
и в ряде ролей, обусловленных спецификой его педагогической деятельности, а именно:
Исполнитель. Педагог должен владеть конкретными исполнительскими навыками. Роль предполагает навыки выразительного, эмоционального исполнения, умения донести музыкальный образ до слушателя. Тесно связана с ролями актёра, искусствоведа импровизатора.
Дирижер-хормейстер. Самая обширная из специфических ролей учителя музыки, она включает в себя роли информатора организатора демонстратора искусствоведа. Кроме того, подразумевает хороший музыкальный слух, владение вокалом умение самостоятельного художественного анализа музыкальных произведений, владение методикой дирижирования, умение с помощью дирижёрского жеста раскрывать художественный замысел произведения.
Развивающая функция. Её реализация связана с совершенствованием физических сил воспитанника, интеллектуальных возможностей, его духовности. Она предполагает систематическое влияние на воспитуемого с целью развития его восприятия, эстетической чувственности, вкуса, регулярное усовершенствование его творческой деятельности, оказание ему помощи в саморазвитии. Выполняя развивающую функцию, учитель в процессе работы над песней выступает в следующих ролях.
Организатор. Учителю приходится постоянно выступать организатором учебной деятельности школьников, собственной педагогической деятельности, воспитательного процесса, а так же организатором, контроля результатов обучения и воспитания. Все это предусматривает овладение методикой организации воспитания и обучения, знание основных форм: и методов организации деятельности воспитанников. В ходе педагогического взаимодействия с учениками учителю приходится формировать потребности школьников к учению и самовоспитанию. При этом очень важными становятся умения педагога ставить наводящие вопросы, требующие применения усвоенных ранее знаний, а также умения создавать проблемные ситуации, стимулирующие детей к активному мышлению и творческой деятельности.
Консультант. Данная роль подразумевает умение педагога адаптировать для школьников сложную для детского восприятия информацию, учитывая специфику материала и уровень подготовленности учащихся, оказывать им помощь и поддержку в любых затруднительных ситуациях, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности школьников, меру их социального опыта. Роль тесно соприкасается с ролями информатора и субъекта коммуникации.
Импровизатор. В нашей трактовке под импровизацией понимается "гибкость" учителя, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях на уроке, способность быстрого переключения с одних методов и приёмов на другие, в том случае, если первые оказываются недостаточно эффективными. Если владение педагогической импровизацией важно для учителя музыки в процессе всего урока, то в работе над школьной песней это качество приобретает особое значение в силу многоплановости данного вида деятельности и невозможности ее точного планирования.
Огромное значение для выполнения: этой: роли имеет' уровень общей культуры учителя, его психолого-педагогическая грамотность и эрудиция. Важно, по мнению Л.Г. Арчажниковой, уметь сохранять уравновешенность спокойствие, уметь управлять собой в любых ситуациях, находить правильный стиль общения, как с отдельными школьниками, так и с целым ученическим коллективом, анализировать собственное поведение как бы со стороны. Несложно заметить, что такие педагогические умения тесно связаны с навыками общения.
Концертмейстер. Роль включает в себя навыки аккомпанирования, чтения нотного текста "с листа", умение транспонировать произведения в тональности, удобные для исполнителя, навыки быстрого подбора аккомпанемента, умение подбирать на слух знакомые мелодии и аккомпанемент к ним, навыки музыкальной импровизации.
Выполняя развивающую функцию в процессе работы над песней, педагог
также выступает в ролях субъекта коммуникации, информатора, актера и дирижёра - хормейстера, содержание которых было раскрыто выше.
Формирующая (ценностно-орнентацнонная) функция. Её выполнение направлено на формирование у детей правильного отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Она решает задачи:, связанные с формированием: у них полноценного восприятия, потребностей, чувств и идеалов, вкуса, а также взглядов и убеждений, основанных на категориях Истины, Добра и Красоты. Роли, в которых, выступает педагог на уроке, осуществляя: данную функцию, по нашему мнению, следующие: культуртрегер, актер, искусствовед, консультант, импровизатор, исполнитель, дирижёр-хормейстер.
Функция социальной адаптации. Она обеспечивает приспособление воспитанников к условиям жизни. Её выполнение направлено на создание благоприятных условий тесного общения учеников с песенной культурой вне стен школы, "знакомство с песнями родного народа, с особенностями эстетики социальной среды, непосредственно окружающей воспитанника в ходе его активной социальной практики. Реализация данной функции происходит через выполнение учителем следующих ролей: субъект коммуникации, информатор, искусствовед, консультант, организатор, концертмейстер, дирижёр-хормейстер и исполнитель.
Заключение
В данной работе было рассмотрено явление хорового пения как распространенный вид коллективной исполнительской деятельности. В исследовании были рассмотрены явление вокально-хоровой культуры как важной части общей музыкальной культуры школьника; хоровое пение в контексте исполнительского искусства; процесс формирования исполнительской культуры школьного хорового коллектива.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам. Урок музыки - это целостный процесс, и необходимо найти такой метод его организации, который помогал бы объединить различные виды музыкальной деятельности школьников единую систему. В школьных занятиях умение иди неумение слышать музыку, особенно обнажено, даёт о себе знать в хоровом пении. Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитор, и понимание характерных особенностей данного произведения - вот что надо прежде всего воспитывать в учащихся с первого класса на их собственном исполнительском опыте. Хоровое пение, как наиболее доступный ребятам способ работы, дающий возможность всему коллективу принять участие в музыкальном действии. Хоровое пение является прекрасным методом общественного воспитания. Оно приучает детей сливать свои личные переживаниями коллектива. Пение будет тем совершеннее, чем выше общий музыкально культурный уровень учащихся, и художественный вкус и музыкальный, а также чем выше развиты их слуховые навыки и чем лучше они овладевают музыкальной грамотой. Задачей педагога является привитие учащимся правильных певческих навыков, воспитание и охрану детского голоса, воспитание хоровых навыков, умело сочетая эти специальные задачи с воспитанием музыкального слуха и вкуса детей, и поднятием их общей музыкальной культуры. Хоровое пение развивает слуховую, моторно-двигательную и логическую память. Важно понять, что развитие хорового пения, основанная на принципах высокого профессионального исполнительства - характерная черта музыкального воспитания.
Список использованной литературы
1Абдуллин Э.Б. Теория и методика преподавания музыки // Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки. – М., 2000.
2 Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.
3 Вербов, А.М. Технология постановки голоса/ А. М.Вербов – М.: «Советвкий композитор» . – 1967. С. 4.
4 См. там же. С. 4.
5 Вербов, А.М. Технология постановки голоса/ А. М.Вербов – М.: «Советвкий композитор» . – 1967. С. 4.
6 Пащенко, А.П. Хоровая культура: аспекты изучения и развития/А.П. Пащенко. – К.: «Муз. Украина»,1989.- 136 с.
7 Е.Б.Сивицкая УО «БГПУ» им. М. Танка (РБ, Минск)
8 Е.Б.Сивицкая УО «БГПУ» им. М. Танка (РБ, Минск)
9 Сальникова Вера Викторовна. Особенности развития детского голоса. // Озерск, 2007. МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи». С. 31-32.
10 Экспериментальная программа по музыке для 1-10 классов / НИИ художественного воспитания АПН СССР.- М., 1974. С. 35.
11 Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002. С. 30.
12 Куликова Н.Ф. К вопросу о работе с неточно интонирующими учащимися 1 класса («гудошниками»). В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 11.- М., 1976. С. 17.
13 Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 15.- М., Музыка, 1982. С. 32.
14 Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе.- М., Музыка, 1972. С. 12.
15 Сальникова Вера Викторовна. Особенности развития детского голоса. // Озерск, 2007. МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи». С. 31-32.
16 Сальникова Вера Викторовна. Особенности развития детского голоса. // Озерск, 2007. МОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи». С. 31-32.