Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа
Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.
Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30
Творческие диктанты используются не только в качестве формирования навыков правописания, но и как средство развития речи учащихся. При проведении этого вида диктантов школьники учатся правильно выражать свои мысли отдельными предложениями или связным текстом и орфографически грамотно передавать их на письме. Материалом для творческих диктантов могут служить деформированные тексты с пропуском некоторых слов или учащимся предлагаются опорные слова, с которыми нужно составить предложения, объединив их общим сюжетом. Отобранное предложение диктуется учеником, который его составил и записывается учащимися класса. В оценку диктанта включается один критерий: отражение в составленном предложении названной темы.
Чтобы облегчить работу по
составлению тематически
Контрольные диктанты предназначены, прежде всего, для проверки и учета знаний учащихся. Количество слов в них дано в соответствии с требованиями программы обучения письму.
Контрольный диктант является
самым напряженным видом работы
для детей с нарушением интеллекта.
Не рекомендуется проводить
После окончания диктанта текст еще раз прочитывается учителем для проверки учащимися своих диктантов.
Заключение
Подводя итоги проделанного исследования, следует отметить, что письмо для поступающих в школу детей – очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении ребенка в школу резко меняется образ его жизнедеятельности, и успешность обучения во многом зависит от его готовности к новым учебным нагрузкам.
Графические навыки относятся
к сенсомоторным навыкам
Формирование письменных навыков начинается, по мнению психологов и физиологов, значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ребенку в руку ручку и показывает, как надо писать букву. Ещё в трехлетнем возрасте дети берут в руку карандаш или ручку и чертят на бумаге прямые линии или каракули, не контролируя, не направляя зрением свою руку. Это и служит основой, психофизиологической предпосылкой для формирования письма.
У первоклассников, как отмечают физиологи, слабо развиты мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка 6-7 лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема письменной работы, соответствия методических требований при обучении письму возрастным возможностям ребенка.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Сосредоточенное внимание детей к графике письма, выписывание каждого элемента в отдельности, длительные паузы, часто превышающие само время выполнения графического элемента или буквы, чрезвычайная медленность письма, неустойчивость графических форм, структуры движений и мышечных напряжений – таковы характерные черты письма первоклассников на начальном этапе формирования навыка. Поэтому при обучении детей письму учитель должен учитывать индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний.
Следовательно, формированию
каллиграфического почерка
Таким образом, согласно проведенным исследованиям, гипотеза подтверждена. Процесс обучения письму в букварный период будет эффективным, если педагог знает психолого-физиологические особенности формирования графических навыков письма; знаком с различные системами работ по формированию умений и навыков письма; выбирает эффективные приемы обучения письму; анализирует графические ошибки детей при письме и на этой основе намечает способы их предупреждения и исправления.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ
УРОК ПИСЬМА 1
«Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Тема урока: Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений.
Цель урока: познакомить с новой буквой.
Задачи:
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок - снежный ком.
Оборудование: учебники «Букварь», тетради «Пропись №3», цветные карандаши,индивидуальный раздаточный материал (схемы, карточки со словами), ручки, линейки, мультимедиапроектор.
Методы:словесный, наглядный, практический, дифференцированный подход.
Приёмы: коммуникативный, игровой.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядут те, у кого имя начинается с гласного звука, а теперь те, у кого с согласного мягкого, затем с согласного твёрдого.
(слайд 2)
Посмотрите-ка на нас!
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не стучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться!
Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается. И начинаем мы его с речевой разминки. Чтение чистоговорок:
ЖУ-ЖУ-ЖУ в школу я хожу.
ЖИ-ЖИ-ЖИ за руку меня держи.
ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ на уроке мы уже.
2. Сообщение темы урока.
- Как зовут эту девочку? (Даша)
- Поставьте руку под подбородок и произнесите это слово. Сколько слогов в нём? (2)
- Назовите первый слог? (Да)
- Второй? (ша)
- Какой слог ударный? (первый - Да)
- Назовите первую букву во втором слоге. (Ш)
- Дайте ему характеристику (согласный, твёрдый, глухой)
- Молодцы, справились с заданием. Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Знакомство с буквой Ш,ш)
- Верно, тема урока «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо строчной и заглавной буквы Ш (ш), слов и предложений». (слайд3)
3. Знакомство с новым звуком. (слайд 4)
- Как шипит гусь? (Ш-ш-ш)
-Как шипит змея? (Ш-ш-ш)
-Откройте учебник на стр.125. Охватите взглядом всю страницу. Теперь посмотрите и скажите, что вы видите вверху страницы? (Печатные буквы Ш,ш)
-На что похожа эта буква? (Ответы детей)
-Назовите слова, которые начинаются с буквы Ш. (Ответы детей)
-А теперь назовите слова, в которых эта буква в середине или в конце слова. (слайд 5,6)
-Посмотрите, что нарисовано около первой схемы? (Груша). На каком месте стоит звук Ш? (на 4). Дайте характеристику этому звуку (согласный, твёрдый, глухой). Сколько гласных в этом слове? (2) А сколько слогов? (2). Какой слог ударный? (1) Приготовьте листочки со схемами и цветные карандаши. Найдите схему к слову – груша, давайте проведём звуковой анализ слова. (Работаем вместе)
-Что нарисовано около второй схемы? (Катушка). На каком месте здесь стоит звук Ш? (на 5) Охарактеризуйте его (согласный, твёрдый, глухой). Сколько слогов? (3). Найдите схему к слову – катушка и также проводим звуковой анализ, только самостоятельно и проверим.
-Давайте сравним звук Ш в этих словах, какой он? (Согласный, твёрдый, глухой)
-Правильно! Запомните, звук Ш всегда произносится твёрдо!
Прочтём слоги в учебнике. (Читаем хором). А теперь читаем пары слов (цепочкой)
Переверните страницу. Поиграем: нужно найти слово в слове (читаем).
Соедините слоги так, чтобы получились слова (соединяют и читают)
4. Физминутка.
Мы шли, шли, шли
И грибок нашли.
Раз грибок, два грибок-
Положили в кузовок.
5. Знакомство с новой буквой.
- Ребята, отложите в сторону
«Букварь» и приготовьте «
Теперь давайте подготовимся
к письму, положите правильно
тетради, сядьте правильно,
- В первой строке обведите
элементы буквы, будьте