Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в определении взаимосвязи интеллектуального развития и развития графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период. Задачи исследования:
1) изучить психологические и методические приемы обучения письму в букварный период;
2) рассмотреть требования Программы по развитию умений и навыков обучения на уроках письма в букварный период;
3) исследовать приемы подготовки к урокам письма в букварный период;
4) ознакомиться с видами диктантов на уроках письма в букварный период.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
1. Психологическое и методическое обучение письму в букварный период………………………………………………………….……7
2. Требование программы по развитию умений и навыков, которыми должны обладать учащиеся на уроках труда……10
3. Приемы подготовки к урокам письма в работе над новой буквой…………………………………………………………………………….13
4. Виды диктантов в буквенный период на уроках письма…………………...21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Приложение ... …………………………………………………………...............30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик буква.docx

— 89.44 Кб (Скачать файл)

- Прочтём слова на 3 и  4 строчках (читают вслух цепочкой). Почему они написаны с заглавной  буквы? (Имена и кличка) Диктуем  и записываем слова.

Физминутка для глаз.

- Продолжаем. Переверните  страницу. Посмотрите, как пишется  строчная буква ш. Три одинаковых  элемента: наклонная с закруглением  внизу вправо. Посмотрите, как правильно  писать (показываю). Обведите элементы  в 1 и 2 строках.

Теперь прочтём слова  на следующих двух строчках (читают вслух цепочкой).

-Вчера на уроке мы  узнали новое правило. Давайте  вспомним его (ЖИ пиши с буквой  И). Молодцы, вспомнили. Сегодня  мы узнаем ещё одно: ШИ пиши  с буквой И. Запишите его  и запомните (пишут). (слайд 7)

-Прочтите предложение  внизу страницы и запишите  его. 

5. Актуализация  знаний.

-Ребята, сейчас я буду  произносить слова, если вы  услышите звук Ш в слове, то хлопаете в ладоши, если нет этого звука – топаете ногами. Договорились? Играем.

КАША УРОК НАТАША ШАПКА  ЩИ ДАША АНТОША ХАВРОШЕЧКА ХАЛВА КАРТОФЕЛЬ  КАРАНДАШ ШКОЛА

6. Итог урока.

-Ребята, что нового вы  сегодня узнали на уроке?

-Что было трудным для  вас?

-Какое новое правило  вы узнали?

-Вам интересно было  на уроке?

Спасибо за урок!

 

 

УРОК ПИСЬМА 2

 

«Написание заглавной  буквы К, слогов и слов с ней. Закрепление навыков написания строчной буквы К»

 

Тема урока: написание заглавной буквы К, слогов и слов с ней. Закрепление навыков написания строчной буквы К

Цель: закреплять навыки учеников относительно написания строчных букв; учить писать прописную букву К; составлять словосочетание и предложение по рисунку; повторить правописание слов с заглавной буквы; писать слова с заглавной буквы; воспитывать у детей любовь к Украине, к ее столице — городу Киеву.

Оборудование: рисунки котов (кота Матроскина, кота Базилио, Кота в сапогах, кота Леопольда); таблица слов; схема слова котики; схема предложения; грамзапись песни; мешочек с предметами для игры.

Ход урока

I. Организация  класса

— Дети, сегодня к нам  на урок пришли гости. Они помогут  нам провести урок письма.

(Учитель вывешивает рисунки  кота Матроскина, кота Базилио, Кота в сапогах, кота Леопольда.)

— Какой первый звук вы слышите  в слове кот?

— Какой буквой обозначается этот звук в письме?

II. Объявление  темы и цели урока

— Итак, сегодня на уроке  мы научимся писать прописную букву К, слоги и слова с ней, а также повторим написание маленькой буквы к и других букв, которые мы уже выучили.

III. Повторение  и закрепление изученного материала

1. Игра «Буква  потерялась».

— А как зовут этих котов? Отгадать поможет вам игра. Отгадайте букву, которая потерялась.

(Учитель вывешивает таблицу  с надписями.)

...атроскин, ...азилио, ...еопольд, Кот В...апогах.

— Молодцы! А с какой  буквы вы напишете имена: Матроскин, Базилио, Леопольд?

2.Звукобуквенный  анализ слова котики.

— Дети, а как ласково  назвать этих котов? (Котики)

— Постройте звуковую схему  к слову котики.

(Один ученик строит  схему возле доски, другие ученики  - в тетрадях. После построения показать для проверки схему на таблице, проверить правильность выполнения задачи учениками).

3. Игра «Поймайте  звук [к]».

Каштан, ромашка, индюк, гусыня, орех, голубь, малина, рак, лось, тетрадь, сосна, сон, жук, утка, сова, виноград, арбуз, ворона, аист, василек, лисица.

IV. Актуализация  опорных знаний

1. Игра «Составьте  слово из букв».

Артмоксин

2. Задача Матроскина.

Мне, современному коту,

Живется хорошо именно потому,

Что ощущаю наслаждение

От работы лап своих  неутомимых.

Я - кот-хозяин: свой дом,

Своя корова молочная.

Я пью полезное молоко,

Не то, что Шарик пьет - ситро.

И буду и дальше работать

И лап своих не покладать,

Чтобы дядя Федор мной гордился,

Из города иногда появлялся.

— Дети, что нравится вам  у этого кота?

— А что любит есть кот?

— Запишите слова — названия любимых кушаний героя. (Сыр, сметана, молоко)

V. Работа с  рисунком в печатной тетради

— Дети, а кто говорит  такие слова?

Люблю я деньги-деньжата! Как подержу в лапах, сразу  хитренькая Алиса Меня обманет, ох, актриса...

— Кот Базилио просит вас рассмотреть рисунок в тетради.

1. Рассмотрение  рисунка.

2. Составление  предложений, словосочетаний по  рисунку.

Широкая улица, зеленые каштаны, новая машина, большие дома, красивый город.

Машина едет по улице. Вдоль  дороги растут каштаны.

Вдали видны многоэтажные дома. Киев - сильный красивый город.

3. Анализ звуковой  модели слова Киев.

4. Составление  предложения по схеме.

1) На улице много каштанов.

2) В городе растут каштаны.

3) По дороге едет машина.

VI. Работа над  новым материалом

— Кот в сапогах хочет, чтобы вы хорошо научились писать прописную букву К.

1. Демонстрация заглавной  буквы К, сравнение печатной буквы с написанной,

Со строчной.

Буря дерево ломала, била, ветки выгибала. И сучок лишь расцепила - в букву превратила.

(Л. Андриенко)

2. Показ и объяснения  учителем написания буквы К.

— Прописная буква состоит  из трех элементов. Начинается, как  и буква, продолжается прямой наклонной, которая возле нижней строчной линии  закругляется влево, как в прописных  буквах Т, Н. Второй элемент начинается немного ниже межстрочной, возле нее закругляется влево и ведется наклонно вниз, а, не доходя верхней строчной линии, возвращается влево к первому элементу. Оттуда начинается третий элемент, который пишется под вторым к тому месту, где второй поднимается вверх, а он продолжается вниз прямой линией к нижней строчной, где закругляется вправо. Пишем под счет «и - раз — и», «два — и», «три — и».

3. Работа в тетради  (С. 44).

1) Написание буквы К  воздухе, по пунктирам образца  в тетради ( 1-я строка).

2) Написание заглавной  буквы К в соединении со строчными буквами к, с, л.

4. Написание слов с  заглавной буквы (Киев, Канев,  Крым, Карпаты).

V. Физкультминутка

— Дети, а кто это стихотвореньице  принес нам?

Добрее нет кота в мире, Меня узнают хорошие дети,

Так как уважаю я соседей, Двух разбойников, которым на свете

Ничего не надо, только Посмеяться и радоваться

Тем затеям, которые мешают Нам всем, в конце концов, подружиться. (Кот Леопольд).

— А какая любимая песня  кота Леопольда? («Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта.)

— Под эту песню выполним физкультминутку.

VI. Переписывание предложения  с печатного текста

— А вот еще один котик  пришел в гости.

(Учитель вывешивает рисунок).

— Это кот Данил. Он принес вам задачу. Перепишите предложение  с печатного текста.

Киев — столица Украины. (Беседа с учениками о Киеве. Выдающиеся места. Рассмотрение иллюстраций).

IX. Физкультминутка  («игра на пианино»).

X. Развитие связанной  речи.

— А этого котика зовут  Мурчик. (Учитель вывешивает рисунок.)

— Он тоже вам принес задачу.

1. Работа над значением  слов.

— Объясните значение слов.

Показать записанные на карточках ручка, коса, кран, ключ. После объяснения дети записывают эти слова.

• Ручка. (Для письма и  от дверей)

• Коса. (Траву косят косой. Заплетенная коса).

• Кран. (Подъемный, водопроводный).

• Ключ. (Скрипичный, от замка, журавлиный, родниковый).

2. Дидактическая игра  «Опишите предмет».

Ученик получает из мешочка  предмет, называет его и составляет связанный текст.

Например, это — мяч. Он красного цвета большой, круглый. Мяч - любимая игрушка всех детей. Им играют и взрослые, и дети.

XI. Итог урока

— О чем мы говорили на уроке?

— Сколько значений может  иметь слово?

— Какие слова, которые  имеют разные значения, вы запомнили?

— Какую букву вы научились  сегодня писать?

— Тяжело ли было писать эту  букву?

— Какие гости помогали нам на уроке?

— Сосчитайте, сколько было котиков.

Урок окончен. Все сегодня  потрудились на славу. Молодцы!

 

УРОК  ПИСЬМА 3

Письмо прописной буквы  Р.

 

Цели урока:

1. Научить писать прописную  букву Р, сформировать в памяти ясный, чёткий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списывать с печатного текста.

2. Развивать образную  память, координацию движений, мышление, речь, умение детей писать  имена  людей с большой буквы.

3. Воспитывать положительное  отношение к письму как виду  речевой деятельности; воспитание  у детей таких качеств, как  толерантность, трудолюбие, самостоятельность,  аккуратность при выполнении  заданий.

Оборудование: « Пропись № 2»  Т.М. Андриановой, плакат « Сиди правильно»,       демонстрационный плакат написания буквы Р, табличка соединений буквы Р со строчными буквами,  «ладошки» из цветной бумаги на столах детей для самооценки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Будем отвечать  активно.

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Сядьте сразу правильно. Ведь сейчас у нас урок письма. А  красиво пишет тот, кто красиво  и правильно сидит. Еще от чего зависит красота письма, кроме  посадки? (Дети вспоминают правила положения  Прописи и как держать ручку  при письме).

Ручку правильно держу,

Наклонно пропись положу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я примусь.

II. Актуализация знаний.

Задание книжечка №1.(Пропись  № 2 с. 25) дублируется на доске ( портреты девочки и мальчика, буквы Р и р).

- Соедини имена детей( . ома, Ла.а с соответствующими буквами в карточках.

- Какие буквы вставили?

_ Какие слова получили? (хоровое чтение полученных слов)

- Что общего между  этими словами?

- Какое имя вы уже  можете записать? Почему?

 А хочется научиться  писать имя Рома?

III. Работа над новой темой.

1. Подготовка рук к  письму.

– Но прежде чем мы приступим  к записи буквы Р в прописи, давайте подготовим наши руки и пальчики к работе. Все движения повторяем вместе со мной:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту трем, трем,

 Мы капусту жмём, жмём.

- После небольшой разминки, приступим к работе, к написанию  прописной буквы Р.

2. Обсуждение элементов  составляющих букву.

- Рассмотрим из каких  элементов состоит прописная  Р (дети рассматривают на демонстрационной карточке и выражают свое мнение)

3. Показ учителем написания  прописной буквы Р на доске.

4. Прописывание буквы  Р детьми в воздухе.

5. Какие правила надо  вспомнить, чтобы красиво написать  букву или элементы в прописи,  в тетради?

6. Дети пишут элементы  прописной Р и букву Р в прописи, учитель контролирует и оказывает необходимую помощь.

7. Самоконтроль детей.

- Найдите и подчеркните  буквы Р, которые вам самим очень понравились и они очень похожи на образец – первую букву.

IV. Физ.минутка.

« Кузнечики»

Самомассаж пальцев рук  « Моя семья».

V. Продолжение работы по теме урока.

1.Соединения буквы Р с другими буквами( учитель вместе с детьми прописывает на доске и обсуждает вид соединения букв.)

Ри                   Ры                Ро Ра                               Родина

Информация о работе Развитие графомоторных навыков на уроках письма у детей младшего школьного возраста в букварный период