Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:37, курсовая работа
Предмет исследования – графо-моторные навыки у дошкольников.
Объект исследования – процесс развития графо-моторных навыков.
Цель – разработать программу эффективного развития графо-моторных навыков старших дошкольников.
Введение………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития графо-моторных навыков
у дошкольников.
§ 1. Развитие движений руки в онтогенезе…………………..……....………… 5
§ 2. Связь движений пальцев рук с устной и письменной речью……………. 7
§ 3. Пути и средства развития графо-моторных навыков у дошкольников…... 10
ГЛАВА II. Опытно-педагогическая работа.
§ 1. Диагностика уровня развития мелкой моторики и координации движений
рук у детей старшей группы……………………………………………… 17
§ 2. Разработка и апробация программы для эффективного развития
графо-моторных навыков у детей старшей группы. Анализ результатов
работы............................................................................................................ 23
Заключение………………………………………………………………………. 31
Список литературы……………………………………………………………… 34
Приложения……………………………………………………………………… 36
В ходе работы по развитию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста решались следующие задачи:
Материал по тренировке мелкой моторики пальцев рук преподносили детям в виде сказок, стишков, что делало занятия интересными, увлекательными, эмоциональными, а нашу работу более эффективной и результативной.
В процессе этих занятий мы применяли специально подобранные упражнения пальчиковой гимнастики: «Фонарики», «Пальчики здороваются» и другие. Мы соединяли ряд тонких движений с речевым текстом.
При выполнении каждого упражнения старались вовлекать в работу все пальчики, упражнения выполняли как правой, так и левой рукой, а позже и одновременно обеими руками. Мы работали над ловкостью, тонкостью, переключаемостью движений. Формировали координацию, силу тонких движений, навык выполнения действий с мелкими предметами. С этой целью использовали работу со счетными палочками, спичками, бусинками, горохом, рисом и другими мелкими предметами.
Учили
детей устанавливать
Мы учили детей ориентироваться в пространстве, на плоскости, листе бумаги, в тетради в клеточку и линейку (Приложение 2).
Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка. Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью. Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память.
Развитие
графических навыков –
Вначале дети выполняли простейшие графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Они с удовольствием рисовали прямые горизонтальные и вертикальные линии в ограниченном пространстве (упражнения «Дорожки», «Дождик», «Парашютисты»).
Далее мы учили их рисовать ритмически повторяющиеся круговые движения (упражнения «Намотаем нитки», «Соберем веревочку»), волнистые линии в горизонтальном и вертикальном направлениях («Летит бабочка»).
Упражнения «Обведи рисунок», «Составь картинку по точкам-штрихам» и штриховки приносили детям не только удовольствие, но и позволили усвоить необходимых для письма гигиенические правила (так как в первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть, правильно держать карандаш, бумагу) (Приложение 3, 8).
Мы проводили работу в тетрадях в крупную клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
В тетрадях в клеточку дети рисовали (простым карандашом) палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Постепенно переходили к более сложным рисункам. Эту работу сопровождали чтением специально подобранных стихотворных текстов. Это помогало нам заинтересовать детей, оживить однообразную работу. Выполняя задания, дети не только «писали» узор и работали рукой, но и включался в работу речевой и зрительный анализаторы, что тренировало память, стихи постепенно заучивались и дети, уже непроизвольно, зарисовывая что-то в тетради, начинали произносить строчки из них. Таким образом, шло оречевление произвольных действий.
Если упражнение вызывало затруднение мы точками (пунктирно) намечали предстоящую работу. Учили детей правильно вести линию, не «выезжать» за клеточку, проводить ровные наклонные линии, выполнять рисовальные движения неотрывным движением руки: волнообразные, дугообразные, завитки, кудряшки – имитируя элементы школьного письма.
К новым элементам или движениям не приступали до тех пор, пока какое-то упражнение (движение) не усвоено (Приложение 8).
На
занятиях широко использовали зрительные
диктанты, способствующие развитию
графических навыков и
Мы добивались, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без труда, чтобы занятия приносили им радость. Затруднения, возникающие у отдельных детей, устранялись нами в ходе индивидуальной работы. Так, Сашу К. и Полину П. учили изготавливать и нанизывать бусы на леску. С Лерой Т. и Владом Д. провели работу, направленную на развитие умения работать с ножницами. Полина П., Дима П. учились штриховать предметы в одном направлении.
Занятия по развитию графо-моторных навыков и мелкой моторики обеспечивали постепенное развитие и укрепление мелкой мускулатуры кисти руки, отработке координации движений руки. Дети учились выполнять усложненные задания, одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти.
Работу проводили строго с учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития детей, соблюдая гигиенические правила и общие рекомендации по организации работы по формированию графических навыков (Приложение 4) .
На занятиях проводили упражнения для профилактики нарушений зрения, гимнастику для рук, шеи (Приложение 5, 6).
Чтобы работа по развитию ручного праксиса и координации движений руки дала заметный положительный эффект, стала регулярной, для неё мы выделили время на прогулке. Так, дети с удовольствием играли в игру «Автомобили и гаражи» (проводили ровные, ломаные линии не «выезжая» за края дорожки), складывали разные картинки из двух, трех и четырех частей.
В своей работе использовали элементы теневого театра. С помощью пальцев рук учили детей показывать героев сказки «Колобок»: зайца, волка, лису, медведя. Чтобы детям было проще запомнить положение пальцев, мы предложили им картинку-опору.
В процессе игровой деятельности мы освоили с детьми ниткопись (выкладывали нитками контур рисунка на бархатной бумаге или индивидуальном фланелеграфе). Эта работа очень результативна, интересна детям. Во-первых, яркая нитка привлекает внимание детей, во-вторых, она легко отделяется от бархатной бумаги, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Вначале опытно-педагогической работы дети выкладывали нитку по трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.
Дети упражнялись в нанизывании бус разного размера, плетении ковриков из полосок ткани, работали с природным материалом, играли с кубиками, матрешками.
Работа по развитию движений и координации рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда будет достигнут успех. Поэтому родители под умелым руководством педагогов должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Для родителей были подобраны рекомендации «По развитию графо-моторных навыков у детей, поступающих в школу» (Приложение 9).
Таким образом, подобранный нами дидактический материал представлен в форме постепенно усложняющихся занятий по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков и носит, учитывая специфику дошкольного возраста, преимущественно игровой, занимательный характер. Занятия включают упражнения (графические и учебного типа), графические игры, направленные на развитие у детей произвольной регуляции движений руки по разным параметрам, формирование навыков создания предметных и линейных изображений различными способами (отрывным, неотрывным движением).
Содержание каждого занятия не ограничивается только решением задач по формированию мелкой моторики и графо-моторных навыков, оно также направлено на систематизацию представлений детей об окружающей действительности, развитие у них пространственной ориентировки, зрительной памяти, внимания, воображения.
При выполнении графических упражнений использовали простой карандаш повышенной мягкости. Легкость и дифференцированность четкости штриха, оставляемого карандашом на бумаге, упрощает контроль движений при письме, кроме того, сохраняется возможность коррекции неточных линий, штрихов, контуров.
Каждое графическое упражнение несет определенную методическую нагрузку, поэтому мы не торопили детей. Упражнение, которое ребенок не успел выполнить в процессе занятия, он мог завершить в свободное время самостоятельно, совместно с педагогом или родителями.
При проведении занятий следили за освещенностью рабочего места, осанкой детей, умением правильно держать карандаш, не переворачивать тетрадь при выполнении графических упражнений. Во время графической деятельности детей делали паузы, используя упражнения для пальцев рук, шеи, глаз.
Вначале опытно-педагогической работы мы наблюдали, что у большинства детей возникали трудности: пальцы были малоподвижные, движения неточные, темп даже самых легких упражнений замедленный. Но постепенно дети овладевали своими пальчиками и более сложными движениями.
В процессе проделанной работы у детей исследуемой группы улучшилась зрительно-двигательная координация, мелкая моторика, дети научились более свободно и уверенно пользоваться карандашом, меньше трудностей испытывать при работе с ножницами, улучшились память, внимание, мышление.
В процессе опытно-педагогической работы разработали перспективный план работы по подготовке руки к письму (Приложение 2), разработали следующие рекомендации педагогам:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.
Информация о работе Развитие графо-моторных навыков у дошкольников