Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:02, курсовая работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимости организации специальной целостной системы работы с интеллектуально и творчески одаренными учащимися. Поскольку именно от них будущих достижений зависит политическое, экономическое, культурное развитие общества. Сегодня целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников объективно необходимо, так как «… значительные преимущества будут за теми государствами, которые сумеют как можно раньше опознать творческие личности и создать самые благоприятные условия развития их потенциалов»
Введение 5
Научно-методическое обоснование 6
Описание сущности педагогического опыта 9
Результативность 18
Литература 20
Приложения 22
Минский городской исполнительный комитет
Комитет по образованию Мингорисполкома
РАЗВИТИЕ И ПОДДЕРЖКА
ОДАРЁННЫХ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ
УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
Автор: Черепко Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
гимназии № 25 г.Минска
Минск
2008
Оглавление
Введение
Научно-методическое обоснование 6
Описание сущности педагогического опыта 9
Результативность 18
Литература 20
Приложения 22
Тема: «Развитие и поддержка одарённых и высокомотированных учащихся средствами предметов русский язык и литература».
Цель: представить формы и методы урочной и внеурочной работы по русскому языку и литературе как систему, обеспечивающую развитие и личностную самореализацию высокомотивированных и одарённых учащихся.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость организации специальной целостной системы работы с интеллектуально и творчески одарёнными учащимися, поскольку именно от их будущих достижений зависит политическое, экономическое, культурное развитие общества.
Сегодня целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников объективно необходимо, так как «… значительные преимущества будут за теми государствами, которые сумеют как можно раньше опознать творческие личности и создать самые благоприятные условия развития их потенциалов»
(К. Тейлор, американский психолог).
Решение вопроса, кого из учащихся и по каким критериям можно отнести к одарённым, определяется ведущей концепцией одарённости. Одной из наиболее популярных и принимаемых в настоящее время большинством специалистов является концепция американского психолога Дж. Рензулли. Согласно его теории, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
Значительный вклад в разработк
Способности, считал Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестаёт пользоваться, со временем теряется.
Способности делятся на два больших вида: природные (восприятие, память, мышление) и специфические, имеющие общественно-историческое происхождение и основанные на пользовании речью и логикой. Последние определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, в том числе лингвистике и литературе.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Способности
1. высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности.
2. то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено.
Специальные способности – психологические особенности индивида, обеспечивающие возможности успешного выполнения определённого вида деятельности: музыкальной, сценической, литературной и пр. Развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки.
Задатки – предпосылки к развитию способностей.
Одарённость –
1. качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определённую структуру; позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счёт преимущественного развития других.
2. общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности.
3. умственный потенциал, или интеллект; целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению.
4. совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Мотивация –
внутренняя или внешняя потребность быть успешным в определённой области (областях) знаний и деятельности.
Креативность –
своеобразие поведения личности, выражается в необычных и новых подходах к решению проблем, в создании оригинальных продуктов.
Выявление и развитие одарённых и высокомотивированных детей, создание условий для реализации их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества. В Республике Беларусь разработана государственная программа «Одарённые дети», которая предусматривает решение следующих задач:
ОПИСАНИЕ СУЩНОСТИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
За годы моей работы мне трижды довелось пройти весь школьный программный курс русского языка и литературы, что послужило богатейшим материалом для анализа собственной деятельности, не только обучающей, но прежде всего развивающей. Самоанализ привёл к следующим выводам:
Такую ситуацию следует оценивать как проблемную, и решение её видится в последовательной реализации программы личностного развития ребёнка:
Практика показывает, что результаты психолого-педагогической диагностики вновь пришедших учащихся 5 классов не могут быть получены ранее, чем учитель-предметник познакомится с новыми учениками. Поэтому педагог самостоятельно наблюдает за ними, развивая их способности, природные и специфические, средствами своего предмета.
На уроках русского языка ребятам предлагаются игровые, нестандартные, разноуровневые задания. Запоминать словарные слова помогают мнемонические приёмы и приём орфографического чтения. Эти же приёмы развивают зрительную, моторную, слуховую память. Кроме того, при использовании таких приёмов ребята всегда оживлены, эмоционально свободны, а значит, развивается эмоциональная память. Эти факторы в значительной степени снижают уровень тревожности 5-классников, повышают степень уверенности в себе, интерес к предмету, желание самовыражения.
Например, при изучении корней с чередующимися гласными учащиеся получают разноуровневые задания:
1 уровень – подчеркнуть орфограммы (слова написаны на доске),
2 уровень – выбрать пары однокоренных слов,
3 уровень – составить со словами словосочетания,
4 уровень – составить
5 уровень – составить текст, употребив в нём одно из предложений:
Одна из 5-классниц выполнила задание так:
Я рос, рос и вырос
Мне было так темно, так тесно, когда я незаметно подрастал. Вокруг было сыро, глухие звуки гудели. Так продолжалось долго. Но сегодня я уже не маленький росточек, а большое растение. Я расту на воздухе, а за землю просто держусь.
Второе из предложенных предложений она не использовала никак, но зато у неё сложилось такое стихотворение про зонтик:
Я слагала стихи тебе,
Разложив просушить тебя,
Потому что ты на заре
От дождя укрывал меня.
Здесь она использовала несколько корней с чередующимися гласными. Эти две работы были самые яркие в параллели, а их автор Юля Ружечка, как оказалось, сочиняла стихи с восьми лет.
Окружённая вниманием
Составление индивидуальной учебной программы
1. Индивидуальный учебный план
(повышенный уровень изучения русского языка).
2. Дополнительное образование
(факультативный курс по
3. Индивидуальные формы работы (дифференцированный подход на уроках, индивидуальное д/з, консультации по русской литературе, изучение дополнительной филологической литературы)
4. Самоактуализация личности
(участие в творческих
Об успешной реализации этой программы говорят факты.
В 2001 году Юля Ружечка представила свои стихи на Фестиваль детского поэтического творчества, который проводил отдел образования Заводского района г.Минска, и стала обладательницей 1-ой премии.
В 2002 году участвовала в 21-ой городской НПК, награждена похвальным отзывом (секция «Русская филология»). Стихи Юли и очерк о ней опубликовали газеты «Зорька» и «Народная газета».
В 2003 году участвовала в поэтическом семинаре молодых авторов, организованном Союзом писателей Беларуси.
В 2004 году участвовала в НПК Заводского района с исследованием по творчеству Иосифа Бродского, результатом которого явился цикл стихов.
В 2005 году поступила в Лицей БГУ (филологический профиль).
В 2007 году стала студенткой филологического факультета БГУ.
Но самый главный результат – это Юлино творчество (приложение 1).
Когда в классе есть одарённый ребёнок, невозможно предугадать, как сложатся межличностные отношения, как выстроится иерархия ценностей в классном коллективе. А это в немалой степени влияет на мотивацию учащихся. Остановимся на положительном восприятии детьми одарённой личности. В такой ситуации ребята хотят тоже достичь какого-то успеха. И они с большим желанием решают лингвистические задачи на уроках, факультативных занятиях, играют в предлагаемые учителем словесные игры, участвуют в конкурсах чтецов и начинающих авторов, КВН, лингвистической игре-конкурсе «Журавлик».
Учащиеся 5-6-х классов на уроках и внеурочных занятиях учатся решать лингвистические задачи различных видов.
1) • В словоформе сядьте – шесть букв. А сколько в ней звуков?
• Определите, что получится, если звуки, составляющие следующие словоформы, произнести в обратном порядке:
Лён, лезь, тля, юг, счёт, урюк, люк, тишь, лещ, унёс.