Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:25, реферат
Мало внимания уделяется работе по формированию коммуникативных способностей младших школьников с учетом их индивидуальных показателей развития...
В качестве основных средств формирования коммуникативных способностей младших школьников авторы используют коммуникативные игры, беседы, игровые задания.
Задачи данного параграфа.
Прежде чем раскрыть особенности развития коммуникативных способностей у младших школьников во внеурочной деятельности, мы определимся с содержанием основных понятий. Такие как «развитие, навык и коммуникативные способности».
В различных источниках разные авторы дают разные определения одним и тем же понятиям. Это связано с тем, что они рассматривают одно и то же понятие с разных сторон.
Рассмотрим содержание понятия «развитие».
В «современном словаре по педагогике» Е.С.Рапацевич мы нашли определение понятия «развитие». Это «философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем. К наиболее характерным чертам данного процесса относятся: возникновение качественного нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречивость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени.» (№5 стр. 660)
В «Кратком педагогическом словаре пропагандиста» под редакцией М.И.Кондакова говорится, что «развитие - специфический тип движения, необходимое, направленное законченное изменение предметов, явлений, приводящие их в качественное состояние, в том числе в свою противоположность». (№11 стр. 254)
В «Советском энциклопедическом словаре» под редакцией А.М.Прохорова говориться, что «развитие-это необратимое, направленное закономерное изменение материи и сознания, их универсального свойства».
Анализируя содержания выше предложенного понятия, можно сделать вывод, что автор Е.С.Рапацевич определил развитие, как действие, автор А.М.Прохоров определяет развитие как изменение.
В
рамках нашего исследования мы
будем опираться на
В педагогической науке существуют такие определения понятия «навык».
В «Кратком педагогическом словаре пропагандиста» под редакцией М.И.Кондакова и А.С.Вишнякова мы нашли определение понятия что «навык-приобретённое в результате обучения и повторения умение решать трудовую, учебную или игровую задачу, оперируя орудиями труда и другими средствами деятельности с заданной точностью и скоростью». (№12 стр. 156)
В «Педагогическом словаре» под редакцией Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспировой говориться что «навык-это действие, доведенное до автоматизма: формулируется путем многократного повторения». (№6 стр. 90)
В «Словаре-справочнике по педагогике» В.А.Мижерикова, понятие трактуется так «навык-действие доведенное до автоматизма: формируется путем многократного повторения». (№7 стр. 217)
В «Советском энциклопедическом словаре» А.М.Прохорова говорится что, «навык-умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или типовых задач в производственной или учебной деятельности»
Анализируя содержание выше предложенного понятия, можно сделать вывод что, авторы словарей наиболее полно раскрыли понятие слова «навык».
В педагогической науке существует такое определение понятия «коммуникативное умение».
В.В.Брофман понятие «коммуникативное умение» трактует так «осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения».
В рамках нашего исследования мы будем опираться именно на это определение, так как оно раскрыто полно и доступно. Немаловажное место в процессе становления личности занимает работа по развитию у младшего школьника коммуникативных умений и навыков.
Раскрывая содержание и структуру коммуникативных умений, следует обратить внимание на существенные и отличительные признаки, характеризующие понятия «умения» и «навыки».
Элементарное умение - это действие, которое образуется сознательно на основе знаний. Структура действия и не варьируется субъектом. Действие не достаточно обработано, выполняется медленно. В результате повторения это действие может быт доведено до навыка.
Навык - это действие, доведенное до автоматизма: формируется путем многократного повторения.
Сложное умение - действие, которое включает в себя элементарные умения, навыки: общая структура действия варьируется. Это действие связано с приобретением свойств навыка, оно совершенствуется в сторону мастерства, творчества.
Коммуникативные способности по своей структуре являются сложными явлениями высокого уровня: они включают в себя простейшие умения. По своему содержанию коммуникативные способности объединяют в себе информационно-коммуникативные группы способностей.
Группа информационно-коммуникативных способностей состоит из условий:
Группа регулярно-коммуникативных способностей состоит из условий:
Имеющийся опыт использования игровых в отечественной и зарубежной школе доказывает, что формировать коммуникативные умения целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников. В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.
Группа аффективно-коммуникативных способностей основывается на умениях делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению: проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению: оценивать эмоциональное состояние друг друга.
Развитие коммуникативных способностей в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:
А.А.Максимова предлагает следующие этапы сложного коммуникативного умения, как умение внимательно слушать собеседника.
В помощь учителю она предлагает следующую памятку:
Рассмотрим, какого же значения сюжетно-ролевая игра для организации общения и развития коммуникативных умений у младших школьников.
Суть ролевой игры как средства общения, по мнению А.Б.Добровича, состоит в том, что та или иная коммуникативная задача решается участниками путем разыгрывания определенной ситуации. Однако и та же ситуация проигрывается несколько раз это позволяет участникам поменяться ролями, предложить свои варианты поведения. Затем полезно обсудить, какие варианты были наиболее удачными.
А.Б.Дубрович, рассматривая формирование и развитие у младших школьников способностей, необходимых в деловом общении, утверждает, что большую роль в этом процессе играет целенаправленное обучение стандартизированным приемам и правилам общения, которые могут использоваться в сходных по форме ситуациях различного содержания. Например: обучение умению работать в группе начинается с того что, педагог дет учащимся подобную инструкцию. В нее входит перечень стандартных действий, необходимых для успешности делового общения членов каждой группы, на которые разбит класс для познавательной или другой деятельности.
Этот перечень включает в себя сведения о том. Что такое групповая работа, какова последовательность работы внутри группы: знакомство с заданием: планированием работы: распределение заданий внутри группы: индивидуальное, парное или групповое выполнение заданий: обсуждение их результатов.
В течении определенного времени, эти умения усваивает большая часть учащихся. Тогда учитель может предложить следующий набор умений, более сложных, но тоже довольно стандартных: указывать детям, в каких случаях лучше высказываться тем или иным членам группы, а каким по желанию: в какие моменты целесообразно повторять общий вывод, а в какие это лишнее и так далее.
Постепенно после того как у ребят автоматизировались стандартные умения, можно начинать импровизировать.
Школьники совместно осмысливают способы организации своей деятельности, обсуждают все возможные варианты, анализируют стиль отношений, рассуждают о том, как его можно совершенствовать.
А.Б.Добрович раскрывает функциональные особенности и назначение сюжетно-ролевых игр для развития коммуникативных способностей.
1.Функции данной игры
заключаются в том, что она
позволяет детям знать новые
эмоционально-привлекательные
2.Общение детей в сюжетно-
Командование и подчинение друг под друга протекают без принуждения. Игровые типы отношений дети переносят в жизнь.
3.Постоянно изменяющаяся обстановка ролевой игры требует от ее участников своих способностей и использования ранее сложившихся навыков. Это дает возможность совершенствовать личные качества и приближать их к реальным возможным в жизни действиям.
4.В ролевой игре необходимо
проявлять упорство своего
Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи основой и источником различных творческих актов, развивает продуктивное воображение детей, помогает накоплению их эстетического потенциала. В этом плане ролевая игра - своеобразная школа воспитания свободного, бескорыстного отношения ребенка к миру, в свою очередь оказывается залогом социального и эстетического освоения этого мира.
Выводы по I главе: