Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в условиях ролевой игры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:13, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – изучение влияния позиции партнёра как условия ролевой игры, обеспечивающее развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Рассмотреть понятие «коммуникативные умения» в научных исследованиях и определить его сущность относительно структуры коммуникативной деятельности.
2. Выделить коммуникативные умения, складывающиеся на различных этапах дошкольного детства.
3. Изучить условия ролевой игры, обеспечивающие развитие коммуникативных умений детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретическое изучение развития коммуникативных умений детей в период дошкольного возраста.
Сущность понятия «коммуникативные умения» в научных исследованиях…………………………………………………………………......8
Динамика развития коммуникативных умений детей в период дошкольного детства…………………………………………………………….15
Партнёрские отношения в ролевой игре как условие развития коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста……………………………………………………………………….…..23

Глава 2. Экспериментальное исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры.
2.1. Изучение уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста……………………………..…………………………….36
2.2. Содержание работы по развитию коммуникативных умений детей в условиях организации ролевой игры…………………………………………..48
2.3. Оценка динамики развития коммуникативных умений детей………………………..…………………………………………………….57

Заключение……………………………………………………………………..71
Список литературы…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 848.50 Кб (Скачать файл)

Вторая ступенька отражает действия педагога направленные на приобретение дошкольниками умений договариваться друг с другом. С этой целью, возможно, организовать игру как повторение того, что происходило с самим ребёнком с последующей сменой ролей, то есть каждый ребёнок должен побывать на месте своего партнёра.

Объединение детей на основе общих интересов с последующим  совместным разыгрыванием сюжета игры составляет третью ступеньку в развитии партнёрских отношений средних дошкольников.

Четвёртая ступенька  представляет собой переход к  непосредственным играм с партнёром. Например, выполняя роль парикмахера, ребёнок должен не просто «стричь», но и вести себя подобающим образом, в зависимости от того, кто пришёл к нему стричься.

Пятая ступенька предполагает участие ребёнка в коллективной ролевой игре. Этот этап отличается тем, что вместо реального партнёра ребёнок играет с воображаемым или с игрушечным персонажем. Такая игра учит детей соподчинению ролей, взаимопониманию, учит взаимодействию с реальными партнёрами.

Подводя итоги необходимо отметить, что методика руководства в развитии партнёрских отношений детей среднего дошкольного возраста заключается в непосредственном участии педагога в организации детских игр, разрешении споров, конфликтных ситуаций, так как именно взрослый является образцом для подражания в выстраивании правильной линии поведения во взаимоотношениях со сверстниками. Применяя различные методы руководства, способствуют построению гармоничных позитивных партнёрских отношений, а значит развитию коммуникативной компетентности детей.

Таким образом, анализ психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, И.А. Бурлакова и др.) дало нам возможность содержательно определить понятие «коммуникативные умения». В нашей работе коммуникативные умения мы будем трактовать как освоенный субъектом способ решения коммуникативной задачи, позволяющий самостоятельно и эффективно осуществлять коммуникативное действие в структуре коммуникативной деятельности, а также рассматривать их синонимичным термином по отношению к  понятию «коммуникативная компетентность».

Коммуникативные умения детей дошкольного возраста объединяют в себе комплекс таких умений, как умение учитывать эмоциональное состояние партнёра, умение вызвать интерес по отношению к собеседнику, умение в доброжелательной форме высказать своё мнение, а также умение договариваться по поводу ролевых взаимоотношений в игровой деятельности.

Согласно концепции  деятельностного подхода коммуникативные  умения развиваются в деятельности, предполагающее наличие коммуникативной активности со стороны дошкольника. В данном аспекте, такого рода активность может быть направлена на выделенной Ю.В. Филипповой составляющие процесса общения, которые тесно связаны с развитием коммуникативных умений у дошкольников: «я хочу общаться»;

«я знаю как общаться»; «я умею делать это». Однако при этом, как утверждает М.И. Лисина, возможно возникновение коммуникативных трудностей, возникающих при установлении контакта со сверстниками. К ним они отнесли конфликтность, агрессивность, застенчивость и т.д.

На этапе среднего дошкольного возраста в ролевой  игре начинают возникать партнёрские отношения, которые можно рассматривать как одно из условий, обеспечивающее развитие коммуникативных навыков детей 4-5 лет.

В связи с тем, что  ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, а в возрасте 4-5 лет ролевая игра приобретает значимый характер в построении партнёрских отношений между детьми, мы предположили, что обеспечение партнёрских отношений между детьми в ролевой игре является условием, обеспечивающим развитие коммуникативных умений детей 4-5 лет. На этой теоретической основе, для проверки выдвинутого предположения нами продуман план экспериментального исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Экспериментальное  исследование развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста в условиях организации ролевой игры

2.1. Изучение  уровня развития коммуникативных  умений у детей среднего дошкольного  возраста

 

Экспериментальное исследование, направленное на изучение коммуникативных умений у детей, было организовано на базе Муниципального дошкольного образовательного  учреждения  детский сад  № 244  г. Новокузнецка в период с февраля по апрель 2013 года.

В исследовании приняли  участие дети среднего дошкольного  возраста, средний возраст на момент исследования составлял 4,5 лет, в общем количестве 20 детей из числа постоянно посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа. I этап – констатирующий эксперимент. Цель: изучение уровня развития коммуникативных умений детей экспериментальной выборки; определение контрольной и экспериментальной групп для формирующего этапа эксперимента.

В рамках данного эмпирического  этапа выпускного исследования использовались следующие методики:

  1. Методика 1. Беседа с воспитателем. Цель: выявить степень развития коммуникативных умений и отношений ребёнка со сверстниками (см. приложение №6, протокол №1). Результаты: Сформулированные нами вопросы позволяют оценить уровень развития коммуникативной компетентности, особенности взаимоотношений средних дошкольников друг с другом.
  2. Методика 2. «Наблюдение за свободной коммуникативной деятельностью детей» (см. приложение №1). Цель: выявить уровень развития коммуникативной компетентности детей. Разработанная нами методика наблюдения в естественных условиях детского сада на основании предложенных критериев (эмоциональное отношение к партнёру, заинтересованность, доброжелательность, поддержание положительных взаимоотношений) позволяет оценить степень развития коммуникативных умений на основе выделенных уровней: высокий, средний, низкий, очень низкий.
  3. Методика 3. «Диагностика развития коммуникативных умений у дошкольников» Дерманова И.Б. (см. приложение № 2; 6 протокол № 3, 4, 5; 21, 22). Цель: выявить особенности развития коммуникативных умений во взаимоотношении со сверстниками. Данная методика позволяет на основании четырёх комплексных параметров (отрицательная нравственная направленность личности, положительная нравственная направленность личности, общительность, контактность ребенка, заинтересованность в предложенной деятельности) оценить степень включённости детей, не поддерживающих постоянных отношений между собой. А также выявляет умение договариваться друг с другом. Каждый из параметров оценивается в баллах. Затем баллы предлагаются суммировать по каждому симптомокомплексу, и на основании полученных данных,  делается общий вывод по каждому ребёнку в целом по уровню развития коммуникативных умений во взаимоотношении со сверстниками. [10; с.106].
  4. Методика 4. Тест «Два домика» Долинова Е.Е (см. приложение № 3; 6 протокол № 6, 7, 8, 9, 10; 23, 24, 25). Цель: выявить характер отношений со сверстниками. Предложенный социометрический тест позволяет проследить не только особенности общения детей друг с другом, но  и оценивает статусное положение ребёнка в кругу сверстников. На основании этого делаются выводы относительно особенностей отношения дошкольников между собой. [11; с.234].
  5. Методика 5. «Картинки» Смирнова Е.О., Калягина Е.А. (см. приложение №4; 6 протокол № 11, 12, 13, 14, 15; 26, 27). Цель: выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками. В качестве средства учёные предлагают использовать стимульный материал, состоящий из набора картинок с изображениями знакомых ребёнку конфликтных ситуаций. Необходимо рассказать, что он видит на каждой картинке, затем ребёнок самостоятельно находит выход из сложившейся ситуации. Понимание изображённых событий и характер предложенного решения проблемы являются показателями социальной компетентности. Анализ полученных данных по результатам данной методики предполагает качественную обработку материалов, то есть констатацию тех или иных особенностей каждого ребёнка [40; с.50].
  6. Методика 6. «Закончи ситуацию» Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. (см. приложение №5; 6 протокол № 16, 17, 18, 19, 20; 28, 29). Цель: выявить отношение ребёнка к окружающим. Результаты: Данная методика позволяет выявить возможные негативные отношения к окружающим, выраженные агрессивными  методами воздействия по отношению к другим. Такое рассмотрение проблемных ситуаций помогает сформировать и закрепить у ребёнка навыки эффективного коммуникативного поведения, а также выработать умение самостоятельно решать возникающие трудности [46; с.97].

Таким образом, в процессе анализа эмпирических данных по итогам данного этапа эксперимента решались следующие задачи:

  1. Оценить уровень сформированности коммуникативных умений у средних дошкольников.
  2. Охарактеризовать детей по итогам наблюдения за их свободной коммуникативной деятельностью в группе.
  3. Сформировать контрольную и экспериментальные группы, оценить достоверность их различий по уровню развития коммуникативных умений.

Полученные в ходе наблюдения за свободной коммуникативной деятельностью (методика 2) и развитие коммуникативных умений детей во взаимоотношении со сверстниками (методика 3) и оценка  характера отношений со сверстниками (методика 4) эмпирические данные представлены в сводной и таблице 1.

Сводная таблица 1.

 Эмпирические данные по констатирующему этапу эксперимента по показателям методик 2, 3, 4.

 

1

2

   3

        4

5

п/п

Код имени

Методика 2

Методика 3

Методика 4

Балл

симптомокомплексы

1

2

3

4

1.

Б.Д.

2 Н

6

1

4

2

13

Преобладает выбор партнёра из семейного  окружения. Негативно настроен в отношении трёх человек: Т.Д., З.Н, Ж.П.

2.

Б.С.

4 В

4

5

5

6

20

Активно взаимодействует со всеми  детьми, в том числе поддерживает контакты из семейного окружения. Негативное отношение не выявлено.

 

 

3.

Б.Н.

3 С

3

5

2

3

23

Предпочитает взаимодействовать 4-мя детьми: Г.Д., Т.Д., С.А., Ж.Е. Негативное отношение не выявлено.

4.

В.Р.

4 В

3

7

8

5

23

Затруднялся ответить.

5.

Г.Н.

2 Н

5

0

2

3

10

Предпочитает вступать в активное взаимодействие в пределах 2-3 сверстников. Отрицательное отношение выявлено к трём детям Б.Д., Ж.Е. и Л.С.

6.

Г.Д.

4 В

4

8

1

6

29

Стремится устанавливать положительное  взаимодействие со всеми детьми группы, негативное отношение выявлено по отношению к Б.Д. и Л.С.

 

 

 

 

7.

Ж.Е.

2 Н

4

3

3

1

11

Активно взаимодействует с тремя детьми, отрицательное отношение проявляется к одному ребёнку Г.Н.

8.

Ж.П.

2 Н

5

3

4

3

15

Предпочитает выбор партнёра по общению из семейного окружения  и детей, находящиеся вне детского сада.

9.

З.Н.

4 В

6

8

1

6

31

Положительное отношение ко всем детям  группы, негативное отношение к конкретным детям не выявлено, может объяснить причину своих действий.

10.

К.Н.

2 Н

4

2

1

1

8

Отрицательные и положительные  выборы выявлены не были, а также  характер отношения с ними.

11.

Л.Д.

4 В

6

8

3

5

32

Позитивное отношение выявлено к трём детям: Ч.С., В.Р. и Б.С. Негативно настроен к Б.Д.

1

2

   3

        4

5

12

Л.С.

1ОН

2

1

1

2

6

Выбор партнёра по общению исключительно из семейного окружения. Негативное отношение к сверстникам отсутствует.

13.

П.К.

2 Н

4

2

3

1

10

Позитивный настрой на активное взаимодействие с двумя детьми. Негативное отношение было выявлено по отношению к Б.Д.

14.

С.М.

2 Н

3

2

2

3

10

Выбор партнёров предпочтителен из семейного окружения, негативное отношение  к сверстникам отсутствует.

15.

С.А.

4 В

3

7

2

5

27

Стремится к общению со всеми детьми, однако явных предпочтений по отношению к конкретным детям выявлено не было.

16.

С.Е.

3 С

8

8

1

7

34

Положительное отношение ко всем детям  группы, негативное отношение к конкретным детям не выявлено.

17.

Т.Н.

2 Н

3

2

2

2

9

Отрицательные и положительные выборы выявлены не были, а также характер отношения с ними.

18.

Т.Д.

4 В

6

7

7

6

26

Положительно относится ко всем детям группы. Выбор партнёров  предпочтителен из семейного окружения.

19.

Ч.С.

4 В

5

4

10

6

25

Затруднялся ответить.

20.

Ч.И.

2 Н

5

1

1

3

10

Положительные отношения выявлены не были. Однако отрицательно настроена на Б.Д. и Л.С.

57

89

76

123

76

364

 

    Ср.зн.

2,85

4,45

3,8

6,15

3,8

18,2


 

 

Анализируя результаты беседы с воспитателем по методике 1 (см. Приложение №6, протокол №1), который работает с детьми данной группы в течение длительного времени, мы обнаружили, что по её мнению многие из детей не владеют коммуникативными умениями в отношении своего партнёра. Со слов Нины Сергеевны это выражается в частом использовании дошкольниками агрессивных методов воздействия по отношению к сверстникам (отбирают игрушки, обзываются и т.д.) и неумении выстраивать дружеские отношения с партнёром по игре, что наблюдается у многих детей средней группы.

Результаты беседы подтверждают и результаты наблюдения за свободной коммуникативной деятельностью детей в группе. В процентном соотношении по методике 2 (см. сводн. табл. 1; рис. 1) это выражается в том, что 45% имеют низкий и 5% очень низкий уровни развития коммуникативной компетентности, обусловленные различными трудностями в установлении контакта, а также слабо выраженными умениями демонстрировать соответствующее отношение к партнёру, учитывать его эмоциональное состояние.

 

Рисунок 1. Распределение  показателей по результатам наблюдения за свободной коммуникативной деятельностью детей среднего дошкольного возраста

 

10% детей данной группы  имеют средний уровень развития  коммуникативной компетентности позволяющее говорить о том, что они чаще контактируют с теми, кто им наиболее симпатичен и предпочтителен для организации совместной игры, например, в «Семью». Однако было также выяснено, что в средней группе имеются дошкольники, у которых присутствует  постоянный партнёр, то есть такие ребята в основном играют вдвоём, неохотно проявляют интерес, либо вступают в контакт по инициативе педагога, а также не пытаются самостоятельно присоединиться к другим детям.

40% детей группы показали  высокий уровень развития коммуникативной компетентности, выражающийся в том, что в основном дошкольники объединяются для совместной игры по 4-5 человек, при этом такие дети отличаются повышенной степенью заинтересованности, привлекая к себе внимание, со стороны других дошкольников. При этом они учитывают пожелания друг друга, внимательно выслушивают позицию партнёра и на основании этого принимают определённое решение по развитию того или иного сюжета: «А давай мы будем учиться, и ходить в школу?», «Сейчас мне нужно сходить в магазин…» и т.д.

Таким образом, получение данные, согласно нашим наблюдениям, говорят о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, что проявляет себя в неумении средних дошкольников устанавливать и поддерживать контакты с партнёром. Наши наблюдения также показывают, что воспитатель, зная о названных выше особенностях коммуникативного поведения своих воспитанников, чаще всего предлагает им наиболее спокойные виды деятельности такие как, рисование, игру с конструктором, дидактические игры и т.п. 

По результатам проведения методики 3 («Диагностика развития коммуникативных умений у дошкольников»), выявлено, что 60% детей средней группы имеют отрицательную нравственную направленность, которая способствует разрушению процесса коммуникации, что проявило себя в том, что многие из детей забирают фигурки друг у друга, проявляют негативные реакции, не понимают слова «вместе». И только 45% имеют положительную нравственную направленность (см. сводн. табл. 1; рис. 2) и склонность к поведению, положительно влияющему на коммуникацию с партнёром («положительная нравственная направленность»).

Таким образом, у дошкольников изучаемой группы возникают проблемы в развитии коммуникативных умений по таким параметрам, как правильное выражение своего желания и просьбы, поддержание контакта с партнером, готовность к сотрудничеству, желание помочь партнеру по игре, забота о партнере, желание поделиться с ним.

 

Рисунок 2. Распределение  показателей по результатам диагностики  развития коммуникативных умений у  детей среднего дошкольного возраста

 

 

На основе результатов методики 4 (см. сводн. табл. 1),  с помощью теста «Два домика» Е.Е. Долиновой (см. приложение №3), полученные результаты говорят о том, что у таких детей в большей степени преобладает выбор партнёра по общению из семейного окружения, что позволяет нам предположить с одной стороны, о наилучшем установлении контактов со взрослыми, близкими людьми, принимающими ребёнка таким, какой он есть, а с другой стороны, о возникающих трудностях во взаимоотношениях со сверстниками в группе дошкольного образовательного учреждения. Характер отношения с партнёром осложнён тем, что дети не могут заинтересовать друг друга, а также в доброжелательной форме высказываться по отношению к своему партнёру по группе.

По данным методики 5 (см. сводн. табл. 2; рис. 3, приложение №4) Е.О. Смирновой, Е.А. Калягиной «Картинки»  мы можем говорить о том, что у 15% детей, отмечаются довольно низкие показатели развития коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками. Такие дети как К.Н., Б.Д., Б.Н., С.М. оказывались в полной беспомощности, так как не только не могли в словесной форме высказать наиболее подходящий способ разрешения конфликтной ситуации, но и довольно часто отвлекались на посторонние дела, не связанные с процедурой обследования, (смотрели в окошко, брали в руки первые, рядом лежащие предметы и т.д.).

 

 

Рисунок 3. Распределение  показателей по результатам методики «Картинки» Смирновой Е.О., Калягиной Е.А.

 

60% детей (Б.Д., Б.Н., Г.Н., Ж.Е., Ж.П., З.Н., П.К., С.М., С.А., С.Е., Т.Д., Ч.И.) имеют средние показатели, что указывает на недостаточный уровень социальной компетентности.

Информация о работе Развитие коммуникативных умений детей среднего дошкольного возраста в условиях ролевой игры