Развитие лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком (английский и турецкий)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 17:31, научная работа

Краткое описание

Цель данного проекта: теоретически обосновать и разработать методику развития лингводидактических способностей будущего учителя в процессе овладения иностранным языком, используя его семиотические средства выражения.
Объект исследования: процесс овладения студентами иностранным языком в педагогическом вузе.
Предметом исследования явилась: методика развития лингводидактических способностей студентов иностранного языка в процессе овладения иностранным языком в педагогическом вузе, основанная на лингвистической семиотике.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Состояние проблемы лингводидактических способностей в теории и практике. Глава 2. Развитие лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком
2.1 Изучение взаимосвязи учебных достижений, вербального
интеллекта и педагогических способностей студентов. 5
2.2 Определение состава и структуры лингводидактических
способностей 6
2.3 определение структуры лингводидактической деятельности 7
Список используемых источников 9

Вложенные файлы: 1 файл

Белая А. Л. развитие лингводидактических способностей.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Развитие  лингводидактических способностей студентов в процессе овладения  иностранным языком (английский и  турецкий)

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                             2

Глава 1. Состояние проблемы лингводидактических способностей в теории и практике.                                                                                              3

 

Глава 2.  Развитие лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком                                                      5

2.1  Изучение взаимосвязи учебных достижений, вербального

интеллекта и педагогических способностей студентов.                                5

2.2  Определение состава  и структуры лингводидактических                       

способностей                                                                                                      6

2.3 определение структуры  лингводидактической деятельности                  7

 

Список используемых источников                                                                    9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие национальной системы образования, является одним  из приоритетных направлений государственной  политики стран постсоветского пространства, что отражено в концептуальных документах государств-участников СНГ. В них предусматривается совершенствование содержания и организации педагогического образования на основе его ориентации на развитие личностно-значимых способностей будущего учителя.

Отдельную проблему представляет собой исследование способностей студентов, осваивающих сложные виды деятельности, в частности овладение иностранным  языком и его преподавание.

Глубокий анализ понятия  способностей, проведён Б.М. Тепловым, С.Л. Рубинштейном, В. Н. Дружининым, В. Д. Шадриковым. Так же фундаментальные исследования сущности понятия «способности» и процессов развития общих и специальных способностей проведены Б.Г. Ананьевым, Н.Д. Левитовым, Н.С. Лейтесом, А.Н. Леонтьевым, В.М. Мясищевым, и др.

Различные подходы к изучению педагогических способностей и проблеме их формирования реализованы В.А. Крутецким, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным, И.И. Цыркуном, А.И. Щербаковым, Г. Щедровицким и др.

В области иноязычного  образования отдельные вопросы  посвященные развитию способностей к иностранному языку, с применением коммуникативного, коммуникативно-когнитивного, личностно-деятельностного подходов, выполнены И.Л. Бимом, Е.И. Пассовым, А.И. Зимней, О.Г. Поляковым, В.В, Сафоновой, А.И. Китайгородским др.

В тоже время при анализе диссертационных исследований за последние несколько лет не обнаружено работ, посвященных проблеме развития лингводидактических способностей  будущего учителя используя семиотические средства языка.

Наличие трудов посвященных  развитию профессионально-педагогических и лингвистических способностей не исчерпывают проблему развития лингводидактических способностей будущего учителя и она не получила своей завершенности.

Одним из возможных путей  решения этой задачи может быть разработка модели развития лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком.

Перечисленные обстоятельства обусловили выбор темы исследования, научная проблема которого состоит  в следующем: как отразить специфику  и актуализировать развитие лингводидактических способностей будущего учителя в методах обучения иностранному языку, что бы обеспечить смыслообразование учебной деятельности студентов используя семиотический подход.

Цель данного проекта: теоретически обосновать и разработать методику развития лингводидактических способностей будущего учителя в процессе овладения иностранным языком, используя его семиотические средства выражения.

Объект исследования: процесс овладения студентами иностранным языком в педагогическом вузе.

Предметом исследования явилась: методика развития лингводидактических способностей студентов иностранного языка в процессе овладения иностранным языком в педагогическом вузе, основанная на лингвистической семиотике.

Задачи:

- создать модель лингводидактических  способностей студентов в процессе овладения иностранным языком;

- определить возможности  иностранного языка в развитии  лингводидактических способностей  студентов в контексте семиотического  подхода;

- разработать методику  развития лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком, основанную на лингвистической семиотике;

- оценить эффективность  методики развития лингводидактических  способностей студентов в процессе  овладения иностранным языком.

Заранее хочется  предупредить читателя, что в виду не завершенности работы, в данном проекте не освещены все планируемые вопросы, и рассмотрение их нацелено на перспективу.

 

Глава 1. Состояние проблемы лингводидактических способностей в теории и практике.

 

На сегодняшний день в науке  существуют различные подходы к определению способностей:  ориентация на индивидуально-психологические особенности субъекта; связь способностей с успешным выполнением той или иной деятельности и др.

Глубокий анализ понятия способностей, проведён Б.М. Тепловым, а определение, ставшее хрестоматийным включает следующие характеристики: “во-первых, под способностями понимают индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, во-вторых, особенности имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей, в-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.” [10, С.9] Выделяет общие и специальные способности. С.Л. Рубинштейн так же как и Б. М. Теплов указывают на наличие общих и специальных способностей, однако Рубинштейн С.Л. уточняет, “что все специальные способности человека являются проявлением его общей способности к освоению достижений человеческой культуры и её дальнейшему продвижению.” [14, С. 580] Способности, понимаемые по В. Д. Шадрикову, являются общими в смысле отнесенности к конкретным видам деятельности. По мнению В.Д. Шадрикова есть “общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.” [16, С. 232]

Таким образом, в психологии вопрос разделения способностей на общие и  специальные остается открытым, но доминирует мысль об отнесении отдельных  способностей к тому или иному  свойству функциональных систем, что  в свою очередь позволяет сделать  вывод о наличии специальных способностей в рамках общей способности к «освоению человеческой культуры» [10, С. 12].

При подготовке учителя  иностранного языка акцент делается на развитие иноязычных способностей.

Анализ литературы показал, что исследователи иноязычных способностей вкладывают разный смысл в определение способностей к иностранному языку, что выражается в используемой терминологии: «лингвистические», [9], «языковые», [4, с.335], «речевые» [2, с.31], «речемыслительные» [6, с.125], «иноязычные» [9, с.13].

Опираясь на работы Б.В. Беляева [1],  Э.А. Голубевой [4], Н.Т. Ерчака [5], С.Л. Рубинштейна [14] мы исходим из предположения о том, что самым общим принципом определения иноязычных способностей и выявления критериев овладения иностранным языком является разграничение языка и речи.

Деятельность учителя  иностранного языка имеет интеграционный характер. В ней сочетается как  лингвистическая, так и дидактическая  деятельности. Лингвистическую деятельность, в нашем понимании, обеспечивает совокупность языковых и речевых способностей учителя в процессе обучения иностранному языку. Дидактическая деятельность обеспечивается совокупностью педагогических способностей учителя иностранного языка.

В логике нашего исследования лингводидактические способности  мы определяем как специальные профессиональные способности учителя иностранного языка, которые отражают особенности дидактической и лингвистической деятельности, и проявляются в успешности овладения лингводидактической деятельностью.

Графическая модель взаимодействия лингвистических и дидактических способностей будущего учителя иностранного языка представлена на рисунке:

 

 



 

 

 

 

          

 

 

 

 

рис. Графическая модель взаимодействия лингвистических и дидактических способностей в лингводидактической деятельности.

Таким образом, специфика  структуры лингводидактических  способностей, обусловлена особенностями  развития языковых (лингвистических) и  речевых способностей и их интеграцией  с дидактической деятельностью  учителя иностранного языка.

 

Глава 2.  Развитие лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком                                                     

2.1  Изучение взаимосвязи учебных достижений, вербального

интеллекта и педагогических способностей студентов.                                

 

С целью изучения взаимосвязи  учебных достижений, вербального  интеллекта и педагогических способностей студентов проводился констатирующий эксперимент.

Объектом исследования выступала группа студентов, изучающих  английский язык как специальность.

В ходе эксперимента решались следующие задачи:

1. Выделить ведущие  компоненты педагогических способностей  и определить их уровень развития  у студентов.

2. Определить и соотнести  степень развития вербального  интеллекта с уровнем овладения английского языка.

3. Охарактеризовать степень  взаимосвязи уровней развития  педагогических способностей, успешности  овладения английским языком  и степени развития вербального  интеллекта.

Для достижения цели и  решения задач использовались следующие  методы: тестирование, беседа, изучение учебной документации кафедры, продуктов учебной деятельности студентов, наблюдение за учебным процессом во время педагогической практики, экспертная оценка, метод педагогического консилиума, методы математической статистики.

В ходе проведения эксперимента было выделено 7 основных педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские, авторитарные, коммуникативные). Установлено, что наиболее развиты у студентов  коммуникативные способности (0.76), а наименьшее значение соответствует авторитарным способностям (0.50).

Результаты эксперимента также показали, что уровень овладения  студентами английским языком (0.72) выше уровня развития у них вербального  интеллекта (0.60). Уровень развития вербального интеллекта является базой для развития лингвистических способностей студентов.

На рисунке  представлены корреляционные связи учебных достижений, вербального интеллекта и педагогических способностей.

 

Условные обозначения:

 

А – степень развития вербального интеллект.

В – уровень усвоения педагогических способностей.

С – уровень овладения  иностранным языком.

 

Рис. корреляционная связь 

Таким образом, можно  говорить о строго прямой связи между  уровнем развития у студентов вербального интеллекта (А) и уровнем овладения иностранным языком (С); между уровнем овладения иностранным языком (С) и уровнем развития педагогических способностей (В). Между уровнем развития педагогических способностей (В) и уровнем развития вербального интеллекта (А) существует слабая прямая связь.

Полученные результаты являются предпосылочным знанием разработки педагогической технологии, обеспечивающей развитие лингводидактических способностей студентов.

2.2 Определение состава лингводидактических способностей

 

Успешность педагогической деятельности учителей иностранных  языков обусловлена не только наличием педагогических способностей, но и лингвистических, обеспечивающих владение иностранным языком учащимися. Сложное сочетание в педагогической профессии учителя иностранных языков лингвистической и дидактической деятельности детерминирует наличие у учителя иностранного языка наличие лингводидактических способностей.

Основываясь на  исследования педагогических способностей (О.А. Абдуллина, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, И.И. Рыданова) и способностей к иностранным  языкам (Б.В. Беляев, И.А. Зимняя), определим  состав лингводидактических способностей. При разработке классификации мы использовали идеи коммуникативного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов; положения о том, что развитие личности не возможно без речи; источником речевой деятельности является коммуникативно-познавательная потребность.

Так же учитывались:

- результаты констатирующего  эксперимента, которые  показали, что между уровнем развития  педагогических способностей и  уровнем овладения иностранного  языка существует строго прямая  связь (К=0.81);

- способности к иностранному языку входят в состав коммуникативных способностей в структуре педагогического мастерства;

Информация о работе Развитие лингводидактических способностей студентов в процессе овладения иностранным языком (английский и турецкий)