Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:31, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать и экспериментально опробовать методику АФК по развитию мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
Определить уровень мелкой моторики с умственной отсталостью 3-4 лет.
Разработать комплексную коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие мелкой моторики детей с нарушением интеллекта 3-4 лет.

Содержание

Введение
Общая характеристика работы
Глава 1 Анализ научно-методической литературы
1.1 Этиология, патогенез, клинические проявления умственной отсталости
1.2 Особенности развития физических качеств и мелкой моторики у детей с умственной отсталостью
1.3 Механизм лечебного воздействия средства АФК в развитии мелкой моторики у детей
Глава 2 Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.1.1 Анализ научно-методической литературы
2.1.2 Анализ медицинских карт
2.1.3 Педагогический эксперимент
2.1.4 Контрольно-педагогические испытания (тестирование)
2.1.5 Методы математической статистики
2.2 Организация исследования
2.3 Специальные средства развития мелкой моторики
2.3.1 Занятия адаптивной физической культуры
2.3.2 Специальные подвижные игры
2.3.3 Специальные развивающие игры
2.3.4 Пальчиковая гимнастика
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследованных детей
3.2 Влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы
3.3 Сравнительный анализ изменений мелкой моторики у детей контрольной группы, занимавшихся по стандартной методике
3.4 Сравнительный анализ эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы и базовой программы занятий дома-интерната на развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта
3.5 Графическая характеристика эффективности разработанной коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие мелкой моторики
3.6 Коррекционно-развивающая программа
Заключение
Список литературных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

 

2.3 Специальные средства развития  мелкой моторики

 

2.3.1 Занятия адаптивной физической  культурой

Цель занятий: 1) Воспитание двигательных качеств; 2) Совершенствование основных движений, формирования двигательных умений и навыков; 3) Развитие мелкой моторики; 4) Тренировка психических функций.

Занятия проводятся согласно «Программе обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (Минск, 2001). Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учетом двигательных возможностей. Длительность – 20-25 мин.

Мы предложили преподавателю АФК увеличить количество занятий с предметами – до 15 мин. На каждом занятии – с целью развития мелкой моторики. Выполнялись следующие упражнения с предметами:

С малыми мячами – сгибание, разгибание, вращение кисти, предплечья и всей руки с удержанием мяча; подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля его двумя руками. Прокатывание мяча между ориентирами, по ориентирам; удары мяча о пол и ловля его двумя руками.

С малыми обручами и флажками – выполнение упражнений с обручем (обруч вверх, вперед, обруч вправо, влево) с различными сочетаниями, Пролезание в обруч. Перекатывание обруча в ходьбе и беге (1 мин). Вращение обруча левой и правой рукой (20—30 сек). Поочередное отведение рук вправо-влево с флажками в руках. Простейшие комбинации изученных движений с флажками на счет 4—8.

Использовались упражнения для развития мышц, кистей рук и пальцев: разведение и сведение пальцев (пальцы врозь, кисть в кулак). Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев. Круговые движения кистями в лицевой плоскости, внутрь и наружу. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно. Последовательные движения кистями рук в разных направлениях по показу учителя. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной руке и на другой в медленном темпе по показу учителя. Сжимание пальцами кисти малого мяча. Круговые движения кистью вовнутрь, наружу. Упражнения на расслабления мышц. Помахивание кистью как платком.

 

2.3.2 Специальные подвижные игры

«Посадка картошки»

У ребенка в ведерке 5 мешочков с песком. Перед ним, на расстоянии 50 см друг от друга, располагаются «лунки» (на пример, метки мелом на земле). Подойдя к «лунке» необходимо достать мешочек из ведерка и положить на метку, затем идти к следующей.

«Мяч по кругу»

Играющие образуют круг. По сигналу начинают передавать мяч двумя руками рядом сидящему. Сначала в одну сторону, затем в другую. Затем можно усложнить, введя в игру еще один мяч.

«Сбей кеглю»

Перед участником на расстоянии 2-3 м стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу.

«Циркачи»

На полу стоит предмет, на который нужно набросить кольцо. Ребенку дается пять попыток. Затем кольца передаются следующему игроку.

«Рисуем настроение»

Понадобится губная помада. Детям разрешается подойти к любому участнику игры и украсить его лицо, руки, нарисовав улыбку, солнышко, кружочки, веснушки и т.п. в течение 1 мин. По окончании игры вместе с ведущим дети обсуждают «нарисованное настроение»: веселое, грустное, смешное и т.п.

 

2.3.3 Специальные развивающие игры

«Лыжи»

Необходимы две пробки от пластиковых бутылок.

Рекомендуемые игровые упражнения: две пробки кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

«Разноцветные прищепки»

Необходимы разноцветные прищепки, картонные заготовки солнышка, ежика, тучки и др.

Рекомендуемые игровые упражнения: научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к Солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к Солнцу, ежику и так далее).

Игры с песком

Песок может быть сухим или влажным.

Рекомендуемые игровые упражнения: рыться в песке, отыскивать в нем мелкие игрушки, делать отпечатки ладошками или формочками. Песок можно заменить на миску с какой-нибудь сухой крупой (рис, горох, фасоль).

Игры с соленым тестом, пластилином, глиной

Рекомендуемые игровые упражнения: тесто (пластилин, глина) можно разминать, отрывать кусочки, склеивать кусочки в комок; раскатывать тесто в блинчик, колбаску, которой можно оборачивать палец, запястье, другое; сминать тесто; скатывать шарик, сплющивать; на тесте можно оставлять отпечатки, вылепливать несложные фигурки.

«Цветные капельки»

Необходимо три прозрачных стаканчика с разного цвета жидкостью (использовать надо только пищевые красители, три пипетки с закругленными концами, небольшая губка, формочки для льда из 12 ячеек (разграничьте по рядам красным, синим и желтым фломастерами).

Рекомендуемые игровые упражнения: перенести пипеткой из стаканчиков жидкость каждого цвета так, чтобы она совпадала с оттенком соответствующей формочки. Затем воду перемещайте из формочек обратно в стаканчики. Пролитую мимо воду необходимо собрать губкой.

Нанизывание

Необходимы пирамидки, крупные бусины, шнурок.

Рекомендуемые игровые упражнения: нанизывать-снимать кольца на пирамидку, крупные бусины на шнурок. Изготовление «ожерелья», «браслетов» для себя, кукол.

Навинчивание

Необходимы баночки, бутылки, тюбики и прочее, все то – где есть крышечки; мелкие предметы – бусины, бисер, горох, семечки, палочки и прочее.

Рекомендуемые упражнения: отвинчивание-завинчивание крышечек от банок, бутылок и прочее. Мелкие предметы бросать в горлышко бутылок, затем пересыпать их в баночки. Доставание мелких предметов из баночек.

 

2.3.4 Пальчиковая гимнастика

 

Таблица 2.2 – Упражнения пальчиковой гимнастики

Название упражнения

Рисунок действия

Описание упражнения

Зайчик:

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак.

Человечек:

Бегаем указательным и средним пальцами по столу.

Ёжик:

Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой руки выпрямить

Бабочка:

Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые, ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях - "бабочка летит".

Очки:

Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.


 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

 

3.1 Сравнительная характеристика  развития мелкой моторики у  обследуемых детей

 

Для решения задачи определения влияния специально подобранных развивающих и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, а так же занятий АФК с предметами на развитие мелкой моторики детей 3-4 лет с умственной отсталостью в ноябре 2008 – январе 2009 года были проведены контрольно-педагогические испытания с помощью батареи контрольных упражнений для оценки уровня развития мелкой моторики детей.

Оценка мелкой моторики проводилась, основываясь на данных, полученных при обработке результатов тестирования детей (приложение). В таблице 3.1 представлена сравнительная характеристика результатов исследуемых групп детей.

 

Таблица 3.1 – Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследованных детей до эксперимента

Тест

КГ

ЭГ

tнабл 

P

«Мозаика»

2,3±0,97

2,3±0,66

0< tкрит=2,37

«Разложи»

2,4±0,99

2,3±0,83

0,89< tкрит=2,37

«Застегни»

1,9±0,78

1,9±0,78

0< tкрит=2,37

«Шнуровка»

1,5±0,71

1,5±0,71

0< tкрит=2,37

«Золушка»

2,3±0,97

2,4±0,99

0,97< tкрит=2,37

«Бусины-горошины»

2,4±0,48

2,5±0,5

0,86< tкрит=2,37

«Лови шарик»

2,1±0,93

2±0,71

0,87< tкрит=2,37

«Конструирование из палочек»

2,3±0,83

2±0,71

1,91< tкрит=2,37


 

Как видно из таблицы 3.1 достоверных различий в исходном уровне развития мелкой моторики при выполнении контрольных упражнений, а так же в результатах тестов в группах не обнаружено. Группы по своему физическому развитию мелкой моторики равны. Это дает возможность дальнейшего исследования групп в качестве экспериментальной и контрольной.

 

3.2 Влияние разработанной коррекционно-развивающей программы на развитие мелкой моторики у детей экспериментальной группы

 

После проведения педагогического эксперимента мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента.

В таблице 3.2 представлена сравнительная характеристика результатов, полученных ЭГ до и после педагогического эксперимента

 

Таблица 3.2 Влияние разработанной комплексной программы на развитие мелкой моторики детей ЭГ

Тест

ЭГ

до эк-та

ЭГ

после эк-та

tнабл 

P

«Мозаика»

2,3±0,66

4,3±0,66

3,87> tкрит=2,37

<0,05

«Разложи»

2,3±0,83

4,1±0,78

3,23> tкрит=2,37

<0,05

«Застегни»

1,9±0,78

4±0,87

3,56> tкрит=2,37

<0,05

«Шнуровка»

1,5±0,71

3,6±0,7

3,59> tкрит=2,37

<0,05

«Золушка»

2,4±0,99

4,3±0,66

3,26> tкрит=2,37

<0,05

«Бусины-горошины»

2,5±0,5

4,3±0,66

2,97> tкрит=2,37

<0,05

«Лови шарик»

2±0,71

3,5±0,5

2,56> tкрит=2,37

<0,05

«Конструирование из палочек»

2±0,71

4±0,87

3,84> tкрит=2,37

<0,05


 

Данные, приведенные в таблице 3.2, свидетельствуют о статистически достоверно значимом улучшении параметров тестируемых после проведения коррекционно-развивающей программы, что доказывает эффективность разработанной программы по развитию мелкой моторики.

3.3 Сравнительный анализ изменений  мелкой моторики у детей контрольной  группы, занимавшихся по стандартной  методике

 

Дети контрольной группы во время наблюдаемого периода времени занимались по стандартной методике. Через 2 месяца мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента.

В таблице 3.3 представлена сравнительная характеристика результатов, полученных КГ до и после педагогического эксперимента

 

Таблица 3.3 Влияние разработанной комплексной программы на развитие мелкой моторики детей КГ

Тест

КГ

до эк-та

КГ

после эк-та

tнабл 

P

«Мозаика»

2,3±0,97

2,4±0,48

0,89< tкрит=2,37

«Разложи»

2,4±0,99

2,9±0,78

1,76< tкрит=2,37

«Застегни»

1,9±0,78

2±0,87

0,87< tкрит=2,37

«Шнуровка»

1,5±0,71

1,6±0,99

0,87< tкрит=2,37

«Золушка»

2,3±0,97

2,5±0,87

1,05< tкрит=2,37

«Бусины-горошины»

2,4±0,48

2,6±0,48

1,07< tкрит=2,37

«Лови шарик»

2,1±0,93

2,5±1

1,26< tкрит=2,37

«Конструирование из палочек»

2,3±0,83

2,3±0,84

0< tкрит=2,37


 

Как видно из таблицы 3.3, занятия детей по стандартной методике школы на протяжении 2 двух месяцев исследования не приводят к статистически достоверному выраженному улучшению мелкой моторики. Это свидетельствует о том, что применение стандартной методики не протяжении 2 месяцев не приводят к достоверно выраженному улучшению физического качества и, по-видимому, требует более длительного цикла занятий.

 

3.4 Сравнительный анализ эффективности  коррекционно-развивающей программы  и базовой программы дома-интерната  на развитие мелкой моторики  у детей с нарушением интеллекта

Информация о работе Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет с интеллектуальной недостаточностью