Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 13:47, курсовая работа
Исходя из цели, выдвигаются следующие задачи исследования:
1.Изучить учебно-методическую литературу по теме исследования.
2.Изложить теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
3.Определить основное содержание воспитательно-образовательной работы по развитию морфологической стороны речи в дошкольном возрасте.
4.Выявить морфологические ошибки в речи детей старшего дошкольного возраста.
5.Разработать методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по развитию морфологической речи детей старшей дошкольной группы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста 5
1.1 Исторический обзор по исследованию грамматического строя речи 5
1.2 Типичные ошибки в освоении детьми грамматической стороны речи 7
1.3 Сущность грамматического строя речи, значение и задачи 9
1.4 Методика формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста 11
Глава 2. Опытно-практическое изучение проблемы формирования морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста 17
2.1 Выявление морфологических ошибок в речи детей старшего дошкольного возраста 17
2.2Методические рекомендации по устранению ошибок в образовании родительного падежа множественного числа у старших дошкольников. 19
2.3 Эффективность разработанных методических рекомендаций 20
Заключение 22
Список литературы 24
3.Словообразование – изучает образование слова на базе другого однокоренного слова (или других слов), которым оно мотивировано, т.е. выводится из него по смыслу и по форме с помощью специальных средств, присущих языку.
Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли.
Овладение грамматическим строем оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.
Задачи грамматического строя речи можно рассматривать в трех направлениях:
1.Помочь детям практически
2.Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте.
3.Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи (через дидактические игры, непосредственно речевое общение, занятия по развитию речи и т.д.).
Таким образом, своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития ребенка; оно предполагает формирование морфологической, синтаксической сторон речи и овладение способами словообразования, которые познаются детьми дошкольного возраста в практике живой речи.
1.4 Методика формирование морфологической стороны речи у детей дошкольного возраста
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
В силу большой подражательности ребенок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи воспитателя. Там, где педагог говорит грамотно, внимателен к речи окружающих, чутко улавливает особенности детских ошибок, и дети овладевают умением говорить правильно.
Для формирования морфологически правильной речи используются разнообразные методы и приемы, которые позволяют исправлять и предупреждать ошибки детей, помогают сосредоточить внимание на правильной форме слова, а также побуждают детей мыслить самостоятельно.
Методы – дидактические игры и игры-драматизации проводятся, главным образом, с детьми младшего и среднего возраста. Упражнения – преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста. Ведущими приемами можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение.
В младших группах существенное
место занимает работа над развитием
понимания грамматических форм и
употреблением их в речи. Детей
следует учить правильно
Основное содержание работы: обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Обучение этим грамматическим навыкам осуществляется на занятиях преимущественно в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия в младших группах по большей части проводятся с игрушками.
Рассмотрим ряд дидактических игр по формированию морфологической стороны речи в младшей группе (Приложение 1).
С целью понимания и правильного употребления предлогов с пространственным значением (в, на, за, около, под) можно использовать игру «Что изменилось?».
Для усвоения предлогов и падежей проводится игра «Прятки».
Игру «Угадай, чего не стало?»
можно рекомендовать для
У младших дошкольников вызывает затруднения употребление формы среднего рода существительных. Для ее усвоения можно рекомендовать дидактическую игру «Волшебный мешочек», а также рассматривание предметных картинок.
В игре-драматизации «Что делает кукла» дети учатся изменять глагол по временам, пользоваться повелительным наклонением.
Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картинок, когда дети называют их форму, цвет, величину.
Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель. И лишь в тех случаях, когда изменить слово легко, можно предоставлять детям самостоятельность.
В ходе дидактических игр педагог в случае необходимости подсказывает нужную форму, использует приемы сопряженной и отраженной речи, исправляет ошибку главным образом путем повторения правильного слова.
В средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению.
Содержание обучения усложняется: продолжается обучение употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением.
На ступени среднего дошкольного возраста наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков следует учить детей правильно изменять трудные для них слова.
Если в младших группах преимущественно используются игрушки, то в средней игрушки и картинки применяются в равной степени. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
На пятом году жизни детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, с которыми они встречались и раньше. Однако образец остается при этом ведущим приемом обучения, он используется в случаях нетипичного изменения слов с целью предупреждения ошибок.
Программное содержание и методика организации занятий также усложняются. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций.
Рассмотрим ряд игр и упражнений по формированию морфологической стороны речи в средней группе (Приложение 1).
В игре «Что изменилось?» производятся не единичные, а множественные изменения (убирают не одну игрушку, а две; меняют местоположение не одной игрушки, а нескольких).
Учитывая растущее у детей осознание особенностей речи, педагог привлекает ребенка к исправлению его собственных и чужих ошибок (ребенок ошибся, сказав «котенка», воспитатель спрашивает, как сказать правильно).
Дидактическая игра «Чего (кого) не стало?» универсальна для упражнения детей всех возрастных групп в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже. В средней группе подбирают более трудные слова: туфли – туфель, сапоги – сапог, тапочки – тапочек, валенки – валенок, сандалии – сандалий.
Упражнение для усвоения категории винительного падежа можно включить в игру-драматизацию «День рождения куклы Кати».
Для усвоения категории среднего рода проводится рассматривание предметных картинок и игрушек. Ребенок называет предмет, подбирает прилагательное, согласуя его с существительным.
С детьми этого возраста можно использовать словесные упражнения.
Для усвоения родовой принадлежности, развития ориентировки на окончания слов при согласовании существительных с прилагательными в роде и числе проводятся упражнения.
Учить детей правильно употреблять несклоняемые имена существительные помогают серии картинок из альбома О. И. Соловьевой «Говори правильно».
Становлению грамматической стороны речи способствует художественная литература, содержащая образцы конструкций предложений, употребления прямой и косвенной речи, глагольной лексики и др. Даже без специального обучения, слушая или пересказывая сказку («Заюшкина избушка»), ребенок интуитивно усваивает формы изменения глаголов по лицам, числам и временам.
Навыки употребления глаголов закрепляются в играх. Игра «Мишка, сделай!» (употребление повелительного наклонения глаголов: ляг, скачи, положи, рисуй, ищи).
Требует специальных упражнений разноспрягаемый глагол хотеть. Для его усвоения используются игры «Что вы хотите делать?», игровые упражнения с игрушками. Для употребления этого глагола создаются специальные ситуации на занятиях («Вы хотите послушать сказку?»), в бытовой деятельности («Вы хотите помочь мне убрать посуду?»), в повседневном общении («Таня, не хочешь ли ты показать маме свой рисунок?»).
Старших дошкольников продолжают обучать тем формам, усвоение которых вызывает у них затруднения: согласованию существительных с прилагательными и числительными (третий ряд, пятый стол), употреблению местоимений их, к ним и согласованию их с числительными, формируют умение правильно пользоваться неизменяемыми существительными.
В методике от постепенного преобладания наглядного материала, от связи грамматических форм с наглядными жизненными ситуациями осуществляется переход к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения (иногда это лексико-грамматические упражнения).
По-прежнему используется образец грамматической формы. Образцом может быть и речь самих детей. Необходимо также создавать условия для речевого творчества – самостоятельного образования трудных форм слова.
Правильными методическими приемами воспитатель побуждает мыслить самостоятельно, предупреждает ошибки.
Рассмотрим ряд игр и словесных упражнений для формирования морфологической стороны речи в старшей группе (Приложение 1).
Для усвоения родовой принадлежности: игра «Опиши картинку», дидактическая игра «Три рейки», «А что у тебя?» Во всех случаях при определении родовой принадлежности внимание детей акцентируют на звуковой стороне слова, а окончания проговариваются немного утрированно.
Упражнения на употребление существительных во множественном числе, родительном падеже: «Чего нет у Тани?», «Один и много».
Упражнения на подбор глаголов: «Кто что умеет делать», «Кто больше назовет действий».
Усложняются задания на употребление глаголов одеть – надеть, одеть – раздеть, надеть – снять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением (наверху, внизу, слева, напротив, между).
Таким образом, в зависимости от возрастной группы, расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению дошкольниками и, наряду с закреплением уже сформированных грамматических навыков, усложняется содержание их обучения.
Глава 2. Опытно-практическое изучение проблемы формирования морфологической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление морфологических ошибок в речи детей старшего дошкольного возраста
Опытная работа по выявлению морфологических ошибок в речи детей старшего дошкольного возраста проводилась в МДОУ детского сада № 32 г. Кинешмы. В нем принимало участие 12 человек. В качестве опытной группы были выбраны воспитанники старшей группы (12 детей, из них 6 мальчиков и 6 девочек) с нормальным речевым развитием.
Изучение детской речи проводилось на основе содержания программных требований по формированию грамматического строя речи в старшей возрастной группе (в области морфологии).
В обследовании использовались следующие формы: наблюдение за повседневным общением детей, индивидуальная беседа, игровые задания и упражнения на выявление морфологических ошибок.
С целью проверки умения употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, метро, пианино, кино, кофе) детям предлагалось рассмотреть картинки в альбоме О.И.Соловьевой «Говори правильно» и закончить предложение:
– Оля учится играть на… (пианино).
– Утром мы пьем чай или… (кофе).
– Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао).
– Оле купили теплое зимнее… (пальто).
– У тебя есть новое пальто, а у меня нет нового… (пальто).
С целью проверки употребления существительных в родительном падеже множественного числа предлагалась игра «Чего не стало?»
Игра проводилась
с использованием картинок, игрушек
и реальных предметов. Проверял
– сапог, туфель, тапочек;
– апельсинов, яблок, груш, помидоров;
– носков, чулок;
– блюдец, тортов;
С целью проверки умения образовывать формы глаголов повелительного наклонения, предлагалось образовать глагол по образцу:
сидеть — сиди
Информация о работе Развитие морфологической стороны речи старших дошкольников