Содержание
Введение
Глава I. Теоретическое изучение
мотивации детей младшего
школьного возраста.
1.1 Психологические теории мотивации
1.2 Мотивы учения младших школьников и
их развитие.
Глава 2. Эмпирическое исследование
мотивов учебной
деятельности учащихся начальных классов.
2.1 Методика проведения исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение
Введение
Развитие мотивации
учения в школьном возрасте
без преувеличения можно назвать
одной из центральных проблем
современной школы.
Актуальность
исследования развития мотивации в младшем
школьном возрасте определяется тем, что
именно в период обучения ребёнка в начальной
школе, когда учебная деятельность является
ведущей, важно создать предпосылки формирования
мотивации учения, и к концу обучения в
начальной школе придать мотивации определённую
форму, т. е. сделать её устойчивым личностным
образованием школьника.
Проблема мотивационной сферы
затрагивалась в психологических направлениях
и теориях личности, разработанных 3. Фрейдом,
А. Маслоу, К. Роджерсом. Теории потребностей
дополнены рядом мотивационных концепций,
представленных в трудах Д. Макклелланда,
Д. Аткинсона, Г. Хекхаузена, Г. Келли, Ю.
Роттера, Р. Мея и других. Среди новейших
психологических концепций мотивации,
претендующих на объяснение поведения
человека, выделим теорию когнитивного
диссонанса Л. Фестингера, общую теорию
мотивации Д. Аткинсона, мотивационные
теории Ю. Роттера и В. Вроома. В отечественной
психологии мотивация как психологическая
категория была исследована и раскрыта
в работах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович,
С. Л. Рубинштейна. Условия формирования
учебной мотивации современного школьника
систематизированы П. Я.
Гальпериным, В. В. Давыдовым,
А. К. Марковой, Д.Б. Элькониным.
В современной школе
вопрос о мотивации учения без преувеличения
может быть назван центральным, так как
мотив является источником деятельности
и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Педагогами и психологами всё чаще отмечается
значительный рост числа детей, имеющих
или приобретающих «мотивационный вакуум».
Это явление часто обусловливается тем,
что для значительной части школьников
предъявляемый школой уровень требований
оказывается недосягаемым как вследствие
индивидуальных способностей, так и из-за
отсутствия интереса к его достижению.
Младший школьный
возраст благоприятен для того, чтобы
заложить основу для умения и желания
учиться. Мотивация оказывает самое большое
влияние на продуктивность учебного процесса
и определяет успешность учебной деятельности.
Отсутствие мотивов учения неизбежно
приводит к снижению успеваемости, деградации
личности. Формировать мотивацию – значит
не заложить готовые мотивы и цели в голову
учащегося, а поставить его в такие условия
и ситуации развёртывания активности,
где бы желательные мотивы и цели складывались
и развивались бы с учётом и в контексте
прошлого опыта, индивидуальности, внутренних
устремлений самого ученика.
Мотивы учебной
деятельности должны соответствовать
её цели и содержанию, т.е. быть ей адекватными.
Из определения учебной деятельности
следует, что это должны быть мотивы приобретения
обобщённых способов действий по приобретению
знаний, умений. Обучение
с первого класса должно быть
направлено не только на формирование
у учащихся базовых знаний и умений, но
и положительных мотивов учения. Эффективность
учебного процесса прямым образом зависит
от того, какие мотивы учащихся являются
смыслообразующими.
Среди основных задач, стоящих
перед школой наиболее важной и сложной
является задача развитие у учащихся положительной
устойчивой мотивации к учебной деятельности,
такой мотивации, которая побуждала бы
их к упорной, систематической учебной
работе.
Как показывает опыт, при стихийном
формировании мотивационной сферы деятельности
учащихся у многих из них не формируются
необходимые для эффективного обучения
мотивы. Следовательно, школа и учителя
должны взять на себя управление процессом
формирования мотивационной сферы деятельности
учащихся. При разработке тематических
планов, планов уроков, при подборе материала
к урокам учитель должен всегда учитывать
характер потребностей своих учащихся.
Для этого содержание учебного материала
должно быть доступно учащимся, исходить
из имеющихся у них знаний и опираться
на них и на жизненный опыт детей, но в
то же время материал должен быть достаточно
сложным и трудным.
Организуя изучения и формирование
мотивации, важно не допускать упрощенного
их понимания. Изучение не следует рассматривать
как только регистрацию учителем того,
что лежит на поверхности и бросается
в глаза («хочет или «не хочет» школьник
учиться), а следует строить как проникновение
учителя в глубинные закономерности становления
ученика как личности и как субъекта деятельности.
Нормирование также неверно понимать
как «перекладывание» учителем в голову
ученика готовых, извне задаваемых мотивов
и целей учения. На самом деле формирование
мотивов учения – это создание в школе
условий для появления внутренних побуждений
(мотивов, целей, эмоций) к учению. Осознание
их учеником и дальнейшего саморазвития
им своей мотивационной сферы. Учитель
при этом не занимает позицию хладнокровного
наблюдателя за ним, как стихийно развивается
и складывается мотивационная сфера учащихся,
а стимулирует ее развитие системой психологически
продуманных приемов.
Объективность изучения и формирования
мотивации учащихся достигается тем, что
при этом учителю надо исходить не из оценок
и субъективных мнений, а из фактов. Факты
же надо уметь получать с помощью специальных
психологических методов и методических
приемов. Планирование учителем процесса
формирования строится именно на основе
результатов психологического изучения
ученика.
Другой важной стороной изучения
и формирования мотивации учащихся является
обеспечение гуманных отношений между
учителем и учеником. При этом главной
задачей изучения в школе является не
отбор детей, а контроль за ходом их психического
развития с целью коррекции обнаруживаемых
отклонений, в том числе только намечающихся.
При изучении психологических особенностей
конкретного ребенка надо сравнивать
его не с другими детьми, а с ним самим,
его прежними результатами, оценивать
его по индивидуальному вкладу в то или
иное достижение. Учителю необходимо подходить
к психологическому изучению и формированию
мотивации учащихся с оптимистической
гипотезой. Она означает определение оптимальной
зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне
небольшие успехи, проявляет больший интерес,
добивается несколько больших достижений
несколько больших интерес, добивается
несколько больших достижений, чем в других
сферах. Такой же оптимистический подход
должен быть и при прогнозе.
Искусство воспитания
заключается в создании правильного сочетания
«понимаемых мотивов» и мотивов «реально
действующих» и вместе с тем в умении
вовремя придать более высокое значение
успешному результату деятельности, чтобы
обеспечить переход к более высокому типу
внутренних мотивов, управляющих жизнью
личности. Пути воспитания мотивации учения
у школьников должны быть в центре внимания
педагогического коллектива школы. Воспитание
мотивации учения чрезвычайно важно, потому
что, оно означает формирование активной
социальной позиции молодого человека.
Объект исследования: процесс развития мотивации
детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: условия развития мотивации
у младших школьников.
Цель исследования: изучить особенности развития
мотивации в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
- Изучить психолого-педагогическую
литературу по теме исследования.
- Провести диагностическое исследование
мотивации детей младшего школьного возраста.
- Выявить мотивацию учения у
младших школьников, опираясь на знания
и практический опыт, проанализировать
полученные результаты и сделать выводы.
Гипотеза исследования: предложим, что специально созданные
психолого-педагогические условияпозволяют
формироватьучебные мотивы у младших
школьников.
Практическая значимость работы
характеризуется тем, что полученные результаты
исследования могут быть использованы
учителями начальных классов в своей деятельности.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической
литературы, наблюдение, беседа, эксперимент,
диагностические методы, методы обработки
полученных данных.
Исследование проводилось
на базе МКОУ «СОШ № 11 г.Баксана» во
2 классе (7-8лет), в 3 классе (8-9 лет), в 4 классе.
Было охвачено 60 обучающихся.
Курсовая работа состоит из:
введения, 2-х глав, заключения, списка
использованной литературы и приложения.
Глава 1.Теоретическое
изучение мотивации детей младшего школьного
возраста.
1.1 Психологические
теории мотивации
Многочисленные теории мотивации
стали появляться еще в работах древних
философов. В настоящее время таких теорий
насчитывается уже не один десяток. Чтобы
их понять, важно знать предпосылки и историю
их возникновения.
Истоки современных теорий
мотивации следует искать там, где впервые
зародились сами психологические знания.
Взгляды на сущность и происхождение мотивации
человека на протяжении всего времени
исследования этой проблемы неоднократно
менялись, но неизменно располагались
между двумя философскими течениями рационализмом
и иррационализмом. Согласно рационалистической
позиции, а она особенно отчетливо выступала
в работах древних философов и теологов
вплоть до середины XIX в., человек представляет
собой уникальное существо особого рода,
не имеющего ничего общего с животными.
Считалось, что он, и только он, наделен
разумом, мышлением и сознанием обладает
волей и свободой выбора действий. Мотивационный
источник человеческого поведения усматривается
исключительно в разуме, сознании и воле
человека [2,с.8].
Иррационализм как учение распространяется
в основном на животных. В нем утверждалось,
что поведение животного в отличие от
человека несвободно, неразумно, управляется
темными, неосознаваемыми силами биологического
плана, имеющими свои истоки в органических
потребностях.
Первыми собственно мотивационными,
психологическими теориями, вобравшими
в себя рационалистические и иррационалистические
идеи, следует считать возникшие в XVII-XVIII
вв. теорию принятия решений, объясняющую
на рационалистической основе поведение
человека, и теорию автомата, объясняющую
на иррационалистической основе поведение
животного. Первая появилась в экономике
и была связана с внедрением математических
знаний в объяснение поведения человека,
связанного с экономическим выбором. Затем
была перенесена на понимание человеческих
поступков и в других сферах его деятельности,
отличных от экономики.
Вторая половина XIX в. ознаменовалась
рядом выдающихся открытий в разных науках,
в том числе и биологии – появлением эволюционной
теории Ч. Дарвина. Она оказала значительное
влияние не только на природоведение,
но и на медицину, психологию и другие
гуманитарные науки. Своим учением Ч. Дарвин
как бы перекинул мостик над пропастью,
многие столетия разделявший человека
и животного на два несовместимых в анатомо-физиологическом
и психологическом отношениях лагеря.
Он же сделал первый решительный шаг вперед
в поведенческом и мотивационном сближении
этих живых существ, показав, что у человека
и животных имеется немало общих форм
поведения, в частности эмоционально-экспрессивных
выражений, потребностей и инстинктов
[4,с.13].
Под влиянием теории эволюции
Ч.Дарвина в психологии началось интенсивное
изучение разумных форм поведения у животных
(В. Келер, Э. Торндайк) и инстинктов у человека
(З. Фрейд, У. Макдауголл, И.П. Павлов и др.).Если
раньше понятие потребности, ассоциированное
с нуждами организма, применялось только
для объяснения поведения животных, то
теперь его стали использовать и для объяснения
поведения человека, соответственно изменив
и расширив применительно к нему состав
самих потребностей. Принципиальные отличия
человека от животных на этом этапе развития
психологических знаний и мотивационной
теории старались свести к минимум.
Человеку в качестве мотивационных
факторов стали переписывать те же органические
потребности, которыми раньше наделяли
только животное, в том числе и инстинкты.
Одним из первых проявлений такой крайней,
иррационалистической, по существу биологизаторской
точки зрения на поведение человека стали
теории инстинктов З.Фрейда и У.Макдауголла,
предложенные в конце XIX в. и разработанные
в начале ХХ в.
Споры, которые начались вокруг
теории инстинктов еще в начале ХХ в. ни
к чему позитивному для дальнейшей судьбы
этой концепции не привели. Ни на один
из поставленных вопросов ее сторонники
не смогли дать научно удовлетворительного
ответа. В конце концов дискуссии вокруг
теории инстинктов закончились тем, что
само понятие «инстинкт» применительно
к человеку стали употреблять все меньше,
заменяя его такими понятиями как потребность,
рефлекс, влечение (драйв) и другие, которые
включали в анализ психических явлений
[2,с.11].
В 20-е годы текущего столетия
на смену теории инстинктов пришла концепция,
опирающаяся в объяснении поведения человека
на биологические потребности. В этой
концепции утверждалось, что у человека
и у животных есть общие органические
потребности, которые оказывают одинаковое
действие на их поведение. Периодически
возникающие органические потребности
вызывают состояние возбуждения и напряжения
в организме, а удовлетворение потребности
ведет к снижению (редукции) напряжения.
Принципиальных различий между понятиями
инстинкта и потребности не было, за исключением
того, что инстинкты являются врожденными,
неизменяемыми, а потребности могут приобретаться
и меняться в течение жизни, особенно у
человека.
Кроме теорий биологических
потребностей человека, инстинктов и влечений,
в эти же годы (начало ХХ в.) возникли еще
два новых направления, стимулированные
не только эволюционным ученым Ч. Дарвина,
но также открытиями И.П. Павлова. Это поведенческая
(бихевиористская) теория мотивации и
теория высшей нервной деятельности. Поведенческая
концепция мотивации развивалась как
логическое продолжение идей Д. Уотсона
и Э. Толмена, среди представителей этого
направления, получивших наибольшую известность,
можно К. Халла и Б.Скиннера. Все они пытались
детерминистически объяснить поведение
в рамках исходной стимульно-реактивной
схемы. В более современном ее варианте
(эта теория продолжает разрабатываться
до сих пор почти в том же виде, в каком
она была предложена еще в начале и середине
века Э. Толменом и К. Халлом) рассматриваемая
концепция включает новейшие достижения
в области физиологии организма, кибернетики
и психологии поведения. Исследования,
начатые И.П. Павловым, были продолжены,
углублены и расширены не только его непосредственными
учениками и последователями, но также
другими физиологами и психологами.