Показатель корреляционной связи между
учебной успеваемостью и уровнем учебной
мотивации выше, чем предыдущий показатель,
а значит, более сильная связь существует
между учебной успеваемостью и мотивом,
чем между учебной успеваемостью и уровнем
интеллекта.
Данные исследований позволяют
с уверенностью утверждать, что высокая
позитивная мотивация оказывает большее
влияние на школьную успеваемость, чем
уровень интеллекта и каким–бы школьник
не был способным, без желания и толчка
к учебе успехов он не добьется.
Гипотезы, выдвинутые в начале
исследования нашли свое подтверждение
в данной работе.
Заключение
Проблема мотивации в целом
исследуется достаточно широко. Существует
большое число работ по этой проблеме,
в том числе и по проблеме мотивации учения
младших школьников. Однако результаты
изучения данной проблемы часто носят
неоднозначный, а нередко и противоречивый
характер. Есть еще малоразработанные
аспекты, которые требуют дальнейшего
изучения в силу большого практического
значения этой проблемы.
Важна внутренняя и внешняя мотивация
учения младшего школьника. Для формирования
внутренней мотивации учителю нужно уметь
оценивать способ выполнения учебной
деятельности ученика, а внешняя мотивация
приобретает форму подсказок, намеков,
требований и указаний.
Учебный процесс по содержанию, форме
подачи материала должен быть гибким и
преследовать одну из главнейших задач
обучения - сделать усвоение знаний учащихся
прочным, осмысленным, а саму учебу - желанной,
доставляющей радость.
Познавательная активность, интерес
к поиску, преобразованию учебной информации
проявляются лишь в определенной обучающей
атмосфере, где нет принуждения, императивности.
Общий путь формирования мотивации учения
состоит в том, чтобы способствовать превращению
имеющихся у школьника широких побуждений
в зрелую мотивационную сферу с устойчивой
структурой. Безусловно, эта работа может
быть под силу только всему педагогическому
коллективу, работающему во взаимосвязи
с семьей, хотя и каждому учителю желательно
видеть ее в полном объеме.
Стремление учиться заложено в природе
человека - это главный тезис, от которого
существует прямая и устойчивая зависимость
между эффективностью усвоения информации,
действенностью формирования практических
навыков и умений, способностью к восприятию
новых подходов и их реализации в своей
деятельности - с одной стороны, и степенью
активности субъекта, мерой его включенности
в учебный процесс - с другой. Этот принцип
требует, чтобы ученик был понят и не только
и столько как объект психолого-педагогических
воздействий, сколько как активный субъект
учебного процесса, лишь в этом случае
оказывается возможным эффективно использовать
в процессе обучения такие мощные факторы,
какими выступают факторы мотивационного,
эмоционального, личностного порядка.
В данной работе были исследованы
мотивы учения школьников начальной школы,
особенно их динамики. Было выявлено изменение
доминирующих мотивов от внешних к внутренним
на протяжении обучения в начальной школе.
В общей массе учащихся преобладают также
внутренние мотивы. Проведенное исследование
позволяет сделать вывод, что для более
эффективного формирования у младших
школьников качеств личности, ориентированной
на достижение успеха и реализацию поставленных
перед собой жизненных планов и целей,
в традиционный учебно-воспитательный
процесс необходимо ввести определенные
изменения.
- Содержание школьного образования должно
включать в себя знание о человеке: в процессе
его развития, способностях, мотивации,
воле, самооценке, т.е. те психологические
знания, которые нужны человеку, чтобы
стать успешнее, стать субъектом собственного
развития.
- Большая роль должна отводиться дифференциации
содержания образования и требований
к школьнику с целью получения возможности
достижения успеха каждым школьником.
- Необходимо создать условия для развития
самостоятельности и ответственности
школьников за свои успехи и неудачи, поощрять
любые усилия, направленные на улучшение
учебных результатов с тем, чтобы сам учебный
процесс являлся основным мотивационным
фактором.
- Необходимо развивать самостоятельную
оценочную деятельность школьников.
- Формировать ценностное отношение к
другим людям и совместной деятельности,
ответственность за общие результаты.
- Необходима ориентация самих учителей
на высокие профессиональные и другие
достижения.
- Мы пришли к пониманию того, что создание
благоприятных социально-психологических
условий для формирования и развития мотивации
достижений младших школьников в процессе
обучения является в настоящее время перспективным
и актуальным направлением, и приводит
к позитивным результатам.
В заключение хочется отметить,
искусство воспитания все-таки заключается
в создании правильного сочетания «понимаемых»
мотивов и мотивов «реально действующих»
и вместе с тем в умении вовремя придать
более высокое значение успешному результату
деятельности, чтобы этим обеспечить переход
к более высокому типу внутренних мотивов,
управляющих жизнью личности.
Список использованной
литературы.
1. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. - М.:Педагогика,
1968.
2. Возрастная и педагогическая
психология. Учебник под ред. Гамезо.
М., Наука, 1984.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность.
Сознание. Личность.- М.:Просвещение, 1982.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы
развития психики.- М.: Педагогика, 1972.
5. Маркова А.К. и др. Формирование
мотивации учения. Книга для учителя.
М.: Просвещение, 1990.
6. Морозова Н.Г. Учителю
о познавательном интересе. Психология
и педагогика, №2, 1979.
7. Немов Р.С. Психология. Учебник.-
М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
8. Щукина Г.И. Активация
сознательной деятельности учащихся
в учебном процессе.- М.: Просвещение,
1979.
9. Щукина Г.И. Проблема
познавательного интереса в педагогике.-
М.: Просвещение, 1971.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития
психики.- М.: 1972, с.513.
11. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте.- М.: 1968,
с.249.
12. Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте.- М.: 1968,
с.213-214.
13.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном
интересе. Психология и педагогика , №
2, 1979, с.5.
14. Щукина Г.И. Активация познавательной
деятельности учащихся в учебном процессе.
-М.: 1979, с.97.
15. Щукина Г.И. Проблема познавательного
интереса в педагогике. -М.: 1971, с.29.
16.ГромковаМ.Т. Психология и педагогика профессиональной
деятельности.- М.: 2003.
17. Гамезо М.В., Петрова Е.А.,
Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология- М.: 2002.
18.Дубровина И.В. Возрастная
и педагогическая психология. - М.: 2002.
19.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н.
Возрастная психология- М.: 2004.
20.Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика
воспитания- М.: 2002.
21.Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной
школы- Ростов на Дону: 2003.
22.Методические рекомендации: Мотивация как основа
учебной деятельности. Под редакцией В.Н. Роженцевой- Норильск 2002.
23.Научно- методический журнал:
Начальная школа. Под редакцией Горецкого
В.Г.
24.Научно- методический журнал:
Воспитание школьников. Под редакцией
Л.В. Кузнецовой- М, 2002.
25.Психологическая наука и образование. Под редакцией В.В. Рубцова-
М, 2002.
26.Российский общественно- педагогический
журнал: Народное образование: Методика диагностической
направленности учебной мотивации
Под редакцией Т.Д. Дубовицкой-
М.: 2003.
27.www. Школа и обучение. ru
28.www. Учитель и ученик. ru
Приложение А.
Анкета
Инструкция:
Однажды школьники разговаривали между
собой. Каждый ребенок говорит то, что
он думал про школу. Внимательно прочти
то, что говорили дети и подчеркни высказывание
того школьника, который, по-твоему мнению,
прав.
1 раздел
Первый школьник сказал: «Я стараюсь
учиться лучше, чтобы получать
хорошую оценку»
Второй школьник сказал: «Я
стараюсь учиться лучше, чтобы наш класс
был лучшим в школе»
Третий школьник сказал: «Я
стараюсь учиться лучше, чтобы я больше
знал и умел»
Четвертый школьник сказал:
«Я стараюсь учиться лучше, чтобы получать
потом много денег»
Пятый школьник сказал: «Я стараюсь
учиться лучше, чтобы меня уважали и хвалили
друзья»
Шестой школьник сказал: «Я
стараюсь учиться лучше, чтобы меня хвалила
и любила учительница»
Седьмой школьник сказал: «Я
стараюсь учиться лучше, чтобы меня хвалили
родители»
Восьмой школьник сказал: «Я
стараюсь учиться лучше, чтобы меня не
наказывали»
Как ты думаешь, кто
из них прав? Подчеркни то, что сказал этот
школьник.
2 раздел
Дети разговаривали дальше.
Первый школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что я не буду тянуть класс назад»
Второй школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что одноклассники будут довольны»
Третий школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что я хорошо знаю учебный материал»
Четвертый школьник сказал:
«Если я получаю хорошую оценку, мне больше
всего нравится, что мне купят красивую
вещь»
Пятый школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что я буду считаться хорошим
учеником»
Шестой школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что учительница будет рада»
Седьмой школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что мама будет довольна»
Восьмой школьник сказал: «Если
я получаю хорошую оценку, мне больше всего
нравится, что меня не будут наказывать»
Как ты думаешь, кто
из них прав? Подчеркни то, что сказал этот
школьник.
3 раздел
Дети разговаривали дальше
Первый школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что я получил плохую отметку»
Второй школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что я весь класс тяну назад»
Третий школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что я плохо знаю учебный
материал»
Четвертый школьник сказал:
«Если я получаю плохую отметку, мне больше
всего не нравится, что одноклассники
будут надо мной смеяться»
Пятый школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что меня будут считать плохим
учеником»
Шестой школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что учительница будет не
довольна»
Седьмой школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что мама будет расстроена»
Восьмой школьник сказал: «Если
я получаю плохую отметку, мне больше всего
не нравится, что меня накажут дома»
Как ты думаешь, кто
из них прав? Подчеркни то, что сказал этот
школьник
Спасибо за участие!
Приложение Б.
АНКЕТА
Инструкция: Прочти внимательно все вопросы
и подчеркни тот ответ, как чаще бывает
у тебя. Правильного или неправильного
ответа здесь нет.
1. Тебе нравится
в школе?
2. Утром, когда ты просыпаешься,
ты всегда с радостью идешь
в школу или тебе часто хочется
остаться дома?
чаще хочется остаться дома,
3. Если бы учитель сказал,
что завтра в школу не обязательно
приходить всем ученикам, что
желающие могут остаться дома,
ты пошел бы в школу или
остался дома?
4. Тебе нравится, когда
у вас отменяют какие-нибудь
уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы
тебе не задавали домашних
заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы
в школе остались одни перемены?