Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 12:31, курсовая работа
Интерес к музыкальному творчеству детей, как к одному из ведущих методов воспитания, возник еще в начале ХХ века. Можно заметить, что программы по развитию творческих способностей разрабатываются медленно. Те программы, которые существуют в большей мере ориентированы на уроки музыкально-теоретического цикла: сольфеджио, музыкальная грамота. В то же время такой предмет как хор, обойден вниманием.
В процессе восприятия музыка
выступает как объект познания. Дети
приобретают слуховой опыт, у них
развивается восприимчивость, отзывчивость,
формируются музыкально-
Развитие творчества, по мнению психолога В.И. Андреева, невозможно без создания на занятиях с детьми творческой ситуации. Необходимо создание серии творческих заданий, которые требуют для своего разрешения поиска новых методов, приемов, средств деятельности. Их характер и содержание определяется уровнем развития музыкального слуха, объемом усвоенных детьми в процессе различных видов музыкальной деятельности знаний и умений.
Формирование творчества процесс достаточно сложный и неоднородный. Основываясь на анализе трудов Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугиной, гипотетически мы можем предположить наличие 3 этапов становления творческих навыков:
Любая детская деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. Не является исключением и хоровое пение, которое занимает особое место в музыкально-эстетическом воспитании. В процессе обучения пению ведущая роль принадлежит развитию слуховой сосредоточенности, без которой невозможно правильное интонирование. Речь идет о слуховом самоконтроле как факторе, способствующем формированию восприятия звуковысотных отношений.
Важным условием качества музыкального восприятия являются музыкально-слуховые представления, то есть определенные образцы звукового материала, «хранящиеся» в нашей памяти. Процесс творчества также связан с наличием развитых музыкально-слуховых представлений, говоря иначе с работой музыкальной памяти.
Опираясь на общепсихологические тенденции, мы можем утверждать, что чем ярче восприятие, чем оно эмоциональнее, интенсивнее, тем крепче и дольше запоминание, быстрее узнавание и полное воспроизведение материала: «Эмоционально окрашенный материал запоминается – при прочих равных условиях – лучше, чем эмоционально безразличный», писал С.Л. Рубинштейн.
Исходя из того, что даже самые элементарные творческие упражнения развивают способности, создают на уроке атмосферу творческой увлеченности, вносит дух соревнования, вызывает положительные эмоции и, как следствие, способствует лучшему запоминанию и накоплению музыкально-слуховых представлений, можно утверждать о возможности и необходимости привлекать всевозможные виды творческой деятельности, в том числе и применительно к хоровому пению.
Как наиболее плодотворную форму работы целесообразнее всего использовать вокальную импровизацию. Данные упражнения помогают детям овладеть голосом как средством передачи музыкальных мыслей и эмоций, развивают внутренний слух детей, наделяют их музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием, делают его более инициативным.
Особенности развития вокальной импровизации как разновидности творческой деятельности будет освещено ниже, при описании формирующего этапа эксперимента. Здесь укажем только следующее: поскольку дети отличаются друг от друга уровнем развития музыкального слуха и творческих навыков, предполагается индивидуальный подход в распределении материала.
Каждый ученик, каждая группа сравнивается по результатам творческой работы только сами с собой. Причем критерием этого сравнения выступает не качественный анализ законченного произведения, а так называемая «предуготованность к творчеству». С точки зрения педагога-новатора Л.В. Школяр о «предуготованности к творчеству» говорят «…когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнить, соотнести, выбрать и найти то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Результат может выразиться иногда всего в одной интонации, в одной поэтической фразе, движении, линии, а может поначалу даже и не проявиться вообще. Смысл предуготованности к творчеству в том, что внутри школьника может звучать музыка, что он может иметь четкое представление о том, какая это должна быть музыка, однако его музыкальные мысли могут пока не материализоваться в четкой форме, в конкретной мелодии. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс мысленного экспериментирования с выразительными средствами для нас гораздо важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхождения в музыку».
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ХОРА
2.1. Организация исследования
Цель данного
При постановке опытной работы мы исходили из положения о том, что качественные характеристики музыкального творчества возрастают по мере развития комплекса музыкальности в процессе активной музыкальной деятельности, в частности в вокальной импровизации. В теоретическом плане этот вопрос был охарактеризован в предыдущих разделах работы.
В данной главе описываются результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов исследования, направленных на выяснение качественных характеристик и количественных показателей проявлений творчества детей в связи с такой разновидностью музыкальной деятельности как вокальная импровизация.
На констатирующем этапе диагностическое исследование позволило нам определить исходный уровень развития творческих и музыкально-слуховых навыков в экспериментальной и контрольной группах.
Исходя
из анализа результатов
На заключительном этапе был проведен контрольный срез, результаты которого позволили определить эффективность процесса обучения творческим навыкам, направленного на развитие музыкального слуха.
В процессе подготовки к практической части нашей работы мы обращались к материалам экспериментов Н. Ветлугиной, К. Тарасовой,
И. Дзержинской, М. Картавцевой, Б. Шеломова. Анализ данных опытных программ помог нам в формировании стратегии исследования, в выборе методов и методик, а также в разработке критериев оценки.
Экспериментальная работа проводилась на базе Детской Музыкальной Школы при Камчатском областном музыкальном училище. В организации исследования особую помощь и поддержку нам оказала преподаватель по хору Дудина Оксана Валерьевна.
С целью провести сравнительный анализ творческих проявлений детей, находящихся на различных ступенях формирования комплекса музыкальности, мы выбрали стратегию педагогического формирующего эксперимента.
Для исследования было отобрано 20 детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет), учеников 2 – 4 классов Детской Музыкальной Школы, которые посещают занятия хора 2 раза в неделю. Испытуемые были разделены на две группы, по десять человек в каждой:
Исследовательская программа проводилась в увлекательной форме активного творческого музицирования и вызывала у детей живую эмоциональную реакцию. В ходе экспериментальной работы мы использовали следующие методики:
Во время проведения исследования мы стремились соблюдать некоторые условия, обеспечивающие успешность возникновения творческих проявлений у детей дошкольного возраста, а именно:
При выборе методов и разработке критериев оценки мы стремились к тому, чтобы они: во-первых, были тесно связаны именно с музыкальной деятельностью детей; во-вторых, соответствовали возрасту и степени музыкальной обученности испытуемых; в-третьих, давали возможность судить об уровне развития музыкального творчества младших школьников в совокупности составляющих его компонентов.
Для большей объективности исследования во время некоторых опытов мы пользовались аудиозаписывающей аппаратурой с последующей расшифровкой записи. В процессе диагностико-формирующих занятий все данные подробно протоколировались. Протоколы прилагаются.
2.2. Диагностика уровня развития творческих и музыкально-слуховых навыков детей младшего школьного возраста
Опыт 1.1. Построение музыкально-игрового образа при исполнении песни.
Опыт состоял из двух заданий констатирующей направленности. Целью первого индивидуального задания было определение уровня развития звуковысотного мелодического слуха и вокально-интонационных навыков. Основным показателем в данном случае являлась чистота интонирования мелодии голосом. Кроме этого внимание обращалось на уровень эмоционального переживания в процессе прослушивания и исполнения песни.
Цель второго задания,
которое проводилось на группе, -
провести наблюдение за ходом драматизации
песни и оценить степень
При выборе музыкального материала мы руководствовались следующими показателями:
Для оценивания опыта были определены следующие категории / в баллах/:
Информация о работе Развитие музыкульного творчества детей младшего школьноговозраста на уроках хора