Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 10:11, курсовая работа

Краткое описание

Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу, требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях. Это может быть лишь в том случае, если у детей есть конкретные знания о пред¬метах и явлениях, которые составляют содержание игры.
Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников.

Вложенные файлы: 1 файл

Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредства.doc

— 747.00 Кб (Скачать файл)

  

Результаты, представленные в таблице 2, позволяют сделать  выводы:

  1. высокий уровень показали 2 ребенка;
  2. средний уровень – 4 ребенка;
  3. низкий уровень – 4 ребенка.

   Для детей седьмого года жизни это не очень хорошие результаты, учитывая, что до поступления в школу им остался год.

Таблица 3

Определение уровня развития словесно-логического мышления на  
 основе составления рассказа детьми экспериментальной группы

Имя ребенка 

               Баллы

      Уровень  развития

1.

Настя Д.

                   3

высокий

2.

Антон С.

                   2

средний

3.

Миша А.

                   2

средний

4.

Катя К.

                   2

средний

5.

Саша Т.

                   1

низкий

6.

Маша К.

                   1

низкий

7.

Миша П.

                   1

низкий

8.

Семен С.

                   1

низкий

9.

Настя К.

                   2

средний

10.

Лена С.

                   2

средний


 

Данные, представленные в таблице 3, позволяют сделать  следующие выводы:

  • высокий уровень получил 1 ребенок;
  • средний уровень – 5 детей;
  • низкий уровень – 4 ребенка.

Также как и  у детей контрольной группы, в  среднем, уровень развития словесно-логического  мышления при составлении рассказа по картинке довольно низкий.

Методика 2. Последовательные картинки (Р.Р.Калинина).

Цель: определить уровень развития  словесно-логического мышления с использованием серии сюжетных картинок. Материалы: наборы последовательных картинок.

Инструкция: У  меня есть картинки. Если их разложить  в правильном порядке, то из них может  получиться рассказ. Посмотри внимательно на эти картинки, подумай и разложи их так, чтобы  из них можно было составить рассказ.

Анализ результатов.

1 балл – рассказ  составлен не правильно, на  уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает; 

2 балл – рассказ составлен правильно, состоит из 3 – 4 предложений, но ребенок на уточняющие вопросы не отвечает, логические связи не обосновывает;

3 балла –  рассказ составлен правильно,  состоит из распространенных  предложений, на уточняющие вопросы  отвечает.

Результаты обследования детей по данной методике представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми контрольной  группы

Имя ребенка 

               Баллы

      Уровень развития

1.

Даша Я.

                   1

низкий

2.

Алена Д.

                   2

средний

3.

Таня М.

                   3

высокий

4.

Саша Д.

                   1

низкий

5.

Оксана Л.

                   2

средний

6.

Андрей Г.

                   2

средний

7.

Андрей И.

                   2

средний

8.

Сергей Л.

                   2

средний

9.

Настя Ф.

                   1

низкий

10.

Марина П.

                   2

средний


 

Как видно, из таблицы 4, дети контрольной группы имеют  следующие показатели:

высокий уровень  получил только 1 ребенок;

средний уровень  – 6 детей;

низкий уровень  – 3 ребенка.

Таблица  5

Определение уровня развития словесно-логического мышления на основе составления рассказа по серии картинок детьми экспериментальной группы

Имя ребенка 

               Баллы

      Уровень  развития

1.

Настя Д.

                   3

высокий

2.

Антон С.

                   1

низкий

3.

Миша А.

                   1

низкий

4.

Катя К.

                   2

средний

5.

Саша Т.

                   2

средний

6.

Маша К.

                   1

низкий

7.

Миша П.

                   1

низкий

8.

Семен С.

                   2

средний

9.

Настя К.

                   1

низкий

10.

Лена С.

                   2

средний


 

По результатам, представленным в таблице 5, можно сделать выводы:

  • высокий уровень получил 1 ребенок;
  • средний уровень – 4 ребенка;
  • низкий уровень – 5 детей.

 Методика 3. Сочинение рассказа (сказки) (О.С.Ушакова).

Цель: определение  уровня построения логического высказывания и связного изложения.

Методика проведения.

Детям предлагается самостоятельно придумать сказку и  дать ей название. Никаких указаний по выполнению задания не дается.

Выполнение  задания  оценивается по следующим  показателям:

1 - выраженность  сказочного содержания;

2 - соответствие  названия содержанию;

3 - логичность, законченность построения;

4 - грамматическая  правильность речи;

5 - использование  языковых выразительных средств.

Каждый ответ, соответствующий предложенным критериям, оценивается по 3 балла, общая сумма - 15 баллов.

Результаты  обследования детей представлены в  таблицы 6 и 7.  Таблица 6

Определение уровня построения связного высказывания

(контрольная  группа)

 №

Имя ребенка 

                Показатели 

Общ.

   Уровень       развития    

1

2

3

4

5

балл

1.

Даша Я.

1

1

1

2

2

7

низкий

2.

Алена Д.

2

2

2

1

1

8

средний

3.

Таня М.

3

3

3

3

2

14

высокий

4.

Саша Д.

2

1

1

2

2

8

средний

5.

Оксана Л.

2

1

2

2

3

10

средний

6.

Андрей Г.

1

1

2

2

2

8

средний

7.

Андрей И.

1

2

1

2

1

7

низкий

8.

Сергей Л.

2

2

2

2

1

9

средний

9.

Настя Ф.

1

1

1

2

1

6

низкий

10.

Марина П.

3

2

3

2

3

13

высокий


 

Результаты  обследования детей контрольной  группы, как видно из таблицы 6, следующие:

  • высокий уровень – 2 ребенка;
  • средний уровень – 5 детей;
  • низкий уровень – 3 ребенка.

Таблица 7

Определение уровня построения связного высказывания

(экспериментальная  группа)

 №

Имя ребенка 

Показатели

Общ.

Уровень       развития

1

2

3

4

5

балл

1.

Настя Д.

3

3

3

2

3

14

высокий

2.

Антон С.

1

1

1

1

1

5

низкий

3.

Миша А.

1

1

1

2

2

7

низкий

4.

Катя К.

2

1

1

2

<p class


Информация о работе Развитие мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр