Развитие наглядно образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством изо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования явилось изучение особенностей наглядно-образного мышления учащихся вспомогательной школы и возможностей и его коррекции средствами изобразительной деятельности.
Объект исследования – средства изобразительной деятельности и их роль в коррекции наглядно-образного мышления у школьников с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – особенности наглядно-образного мышления школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………….…….5
Мышление как психический процесс, основные характеристики….…….5
Наглядные формы мышления и их развитие в онтогенезе………………..6
Особенности наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………….8

ГЛАВА 2 СРЕДСТВА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ…………………………………………………...…..13
2.1 Особенности изобразительной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью………………………………...……13
2.2. Коррекция наглядно-образного мышления младших школьников с интеллектуальной недостаточностью средствами изобразительной деятельности…………………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...……………..24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

razvitie_naglyadnoobraznogo_myshleniya_po_sredstvom_izobrazi.docx

— 64.90 Кб (Скачать файл)

Следует особо подчеркнуть, что у учащихся вспомогательной школы значительно быстрее вырабатывается умение различать и правильно называть цвета, чем использовать их в своих рисунках в соответствии с цветом модели, Дифференцирование и называние цветных карандашей, которыми пользуются школьники, происходит с большой легкостью и намного быстрее, чем аналогичная деятельность с цветными предметами, предназначенными для рисования с натуры [7].

Необходимо отметить, что с возрастом и под влиянием обучения и воспитания, характер деятельности и сами рисунки меняются. Учащиеся реже ошибаются в передаче цветовых оттенков во время рисования с натуры, число используемых цветов резко сокращается [7].

Для успешного выполнения задания требуется не только осмыслить структуру изображаемого объекта, форму и взаимное расположение элементов, но и определить порядок построения рисунка, то есть спланировать свою работу. Планирование, определение последовательности выполнения графических  действий – одна из интеллектуальных операций, сопровождающая процесс рисования. Для того, чтобы составить план построения рисунка и соблюдать его в течение всего процесса рисования и соблюдать его  в течение всего процесса рисования, необходимо проанализировать объект изображения и установить последовательность осуществления изобразительных действий. Но так как учащиеся с интеллектуальной недостаточностью испытывают большие затруднения в определении структуры предмета или образца, то и спланировать свои действия они тоже не в состоянии [4].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы приводит нас к следующим выводам:

во-первых, процесс мышления тесно связан с изобразительной деятельностью и осуществляется в определенном взаимодействии;

во-вторых, у учащихся вспомогательной школы  крайне низкое развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения и планирования сказывается и на процессе изобразительной деятельности.

 

2.2. Коррекция наглядно-образного  мышления  младших школьников  с интеллектуальной недостаточностью  средствами изобразительной деятельности

 

Главная задача уроков по изобразительному искусству  во вспомогательной школе заключается не только в том, чтобы научить школьников техническим приёмам рисования, но и в том, чтобы развить у них восприятие, представления, мышление, воздействовать на их чувства, эмоционально-волевую сферу – на всю личность ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Подтверждая это положение, многие авторы подчеркивают важность коррекционного эффекта уроков рисования в школе (Т.Н.Головина [4], [37]; И.А.Грошенков [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13];  Т.С.Сакулина [21], [31] и другие). Проведение опытов в различных возрастных группах убедительно показывает положительные качественные изменения, характеризующие деятельность учащихся по мере овладения ими навыками рисования и общего развития психики под влиянием обучения.

Особо следует подчеркнуть роль рисования в развитии мыслительных операций и наглядных форм мышления. В ходе изобразительной деятельности  ученик вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д.  Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Однако сами по себе мыслительные операции не совершаются автоматически в процессе рисования. Для активного развития мышления ребенка с интеллектуальной недостаточностью и исправления свойственных ему недостатков нужны особые методы и средства, которые применяются на уроках изобразительной деятельности во вспомогательной школе [6], [11], [12].

Наиболее полно возможности коррекции мыслительных операций и наглядно-образного мышления учащихся, заложенные на занятиях рисованием во вспомогательной школе, отражены в исследованиях И.А.Грошенкова [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], [13]. Автор указывает, что несмотря на то, что программой заложены четыре различных по содержанию и своим задачам  вида занятий на уроках рисования           (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об искусстве) – они выполняют одну важную задачу. Она заключается в коррекции недостатков развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью, а именно основного дефекта –  недоразвития мышления (мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, планирования, наглядных форм мышления и т.д.) [11], [12].

Эта задача начинает реализовываться с такого вида изобразительной деятельности как рисование с натуры. Прежде чем приступить к рисованию какого-либо объекта, необходимо его детально изучить. Ввиду недостаточной активности аналитической деятельности у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, от учителя требуется особая организация той части урока, которая касается изучения объекта рисования [12].

Обследование предмета, как правило, проводится по следующей схеме:

  1. Организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика – назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);
  2. Анализ предмета (выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей; установление конструкции, строения предмета – расположения частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу; выделение цвета каждой части);
  3. Повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета) [9].

Руководя изучением объекта, развивая у детей умение видеть, учитель задает вопросы: Как называется этот предмет?  Для чего он нужен, где применяется? Сколько в нем частей? назовите эти части. Какая самая большая часть? Какую она имеет форму? Какого она цвета? Какой формы другие части? Где они расположены? Что больше, что меньше? Что короче, что длиннее? На много короче, длиннее? Выявляя признаки предмета, учитель не только спрашивает детей, какую форму имеет данный предмет, но и просит найти такую же форму среди геометрических фигур, принесенных на урок, либо среди предметов окружающей обстановки. Такие анализ и сравнение изображаемой на уроке модели не только повышают интерес к работе, но и активизируют умственную деятельность учащихся вспомогательной школы [12].

В тех случаях, когда изображаемый объект требует от ученика более сложного анализа изображаемого предмета с достаточно большим количеством деталей (например, тема «Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала»), необходимо использовать другие приемы изучения натуры. К таким приёмам относится  фактическое разделение изображаемого объекта на части. Такой практический анализ, проводимый самим учеником, даёт углубленное представление о предмете: учащийся реально видит составные элементы, выделяет их по форме, цвету, величине, лучше понимает назначение каждого из них. И.А.Грошенковым [9]  приводятся данные исследований В.Г.Петровой, которые убедительно показывают, что практические действия  учащихся можно результативно использовать для развития их мышления. Если учащиеся исследуют предмет не только зрительно, но и совершают с ними практические действия, то качество представлений  и знаний  о свойствах этих предметов значительно улучшается. Благодаря этому становится более совершенным и качество изображений [9], [11].

 Весь процесс анализа  поясняется учителем, объяснения  и указания неоднократно повторяются, как самим учителем, так и учащимися. Такое включение речи в процесс  изучения предмета способствует  более осознанному пониманию  характерных особенностей предмета, является эффективным средством  формирования так называемого  анализирующего восприятия [11], [12].

Работа над рисунком требует от учащегося с интеллектуальной недостаточностью соблюдения определенной последовательности действий. Однако способность к планированию формируется у учеников вспомогательной школы чрезвычайно медленно. Поэтому при объяснении сложных заданий учитель показывает полностью весь процесс выполнения рисунка. Объяснять и показывать схему построения рисунка учитель должен на каждом уроке и внимательно следить, чтобы порядок действий не воспринимался учащимися пассивно. Во время работы полезно задавать вопросы: Что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что ещё надо рисовать? Такие вопросы активизируют мыслительные процессы и речь детей с интеллектуальной недостаточностью, тем самым помогают упорядочить процесс изобразительной деятельности [10],[11].

В первоначальный период многие задания выполняются в виде «графических диктантов», то есть ученики рисуют вслед за учителем, повторяя его действия. Затем обучения планированию происходит следующим образом:

Первый этап – подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения рисунка; поэтапная проработка порядка построения рисунка – устное повторение, осмысление, запоминание; практическая работа учащихся; их отчет о порядке построения рисунка;

Второй этап – совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка; показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов в построении изображения; повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;

Третий этап – самостоятельный анализ схемы построения изображения и рисование в соответствии с ней [9].

Таким образом  в процессе обучения планированию изобразительной деятельности у учащихся вспомогательной школы активизируется и мыслительная операция планирования.

Развитие наглядно-образного мышления учащихся вспомогательной школы происходит и на уроках декоративного рисования. Этот вид изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ над остальными и является наиболее предпочитаемым на уроках рисования во вспомогательной школе. Оно отличается доступностью изображения, во многом соответствует возможностям школьников с интеллектуальной недостаточностью. Средствами декоративного рисования можно активно воздействовать на мыслительную деятельность учащихся путем организации всестороннего рассматривания и осмысливания деталей декоративного узора, выделения их признаков, сравнения и классификации (темы «Орнамент в квадрате. Беседы по картинам», «Составление узора для обоев на листе бумаги в клетку», «Рисование узора в полосе из снежинок и веточек ели. Беседа по картинам» [11]) [6], [12].

Небольшое место во вспомогательной школе занимают занятия по тематическому рисованию. Это обусловлено сложностью для учащихся с интеллектуальной недостаточностью данного вида изобразительной деятельности. Рисование на темы предполагает  изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из окружающей жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов-описаний или отрывков из литературных произведений [11], [12].

Велик  коррекционный эффект занятий по тематическому рисованию.   Рисование на тему базируется на представлениях, т.е.  на воспринятых ранее наглядных образах объектов. Представления в свою очередь участвуют и в процессе совершения мыслительных операций детьми с интеллектуальной недостаточностью. Формирование представлений в процессе восприятия обеспечивается наглядно-действенной формой мышления, на основе которой развиваются другие, более сложные формы. Таким образом, занятия тематическим рисованием имеют особое значение  в  коррекционном развитии  школьников. Они являются чрезвычайно важной организирующей и дисциплинирующей формой деятельности [10].

Таким образом,  проанализировав доступную литературу по проблеме коррекции мыслительных операций учащихся вспомогательной школы средствами изобразительной деятельности, можно сделать следующие выводы:

во-первых, изобразительная деятельность является той формой деятельности, которая вызывает эмоционально-положительное отношение к себе у учащихся вспомогательной школы и в которой заложены огромные коррекционные  возможности. Однако  развитие познавательной сферы не происходит само по себе в процессе рисования. Нужна систематическая  коррекционная работа для развития тех или иных функций в процессе уроков рисования во вспомогательной школе;

во-вторых, в программе вспомогательной школы предусмотрены различные виды изобразительной деятельности (рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование), которые различны по своему содержанию, реализуемым задачам, но направленные на единую цель – коррекция познавательных возможностей ученика с интеллектуальной недостаточностью;

в-третьих, используя средства, доступные для различных видов изобразительной деятельности, возможна коррекция с их помощью основного звена нарушения при интеллектуальной недостаточности – недоразвития мышления. Необходимо уделять внимание вопросу усиления тех сторон изобразительной деятельности, которые в первую очередь способствуют развитию   наглядных форм мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, сравнения, планирования, классификации. В процессе обучения рисованию наличие  определенной системы коррекции мыслительных операций обеспечивает постоянную тренировку учащихся вспомогательной школы  в выполнении умственных действий, а следовательно и развитие мышления в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изобразительная деятельность – это тот вид деятельности в работе с учащимися вспомогательной школы, который вызывает эмоционально-положительное отношение к себе. Она не ограничивается  только уроками рисования в младших и старших классах  вспомогательной школы, но и находит свое применение по другим предметам и во внеклассное время. Огромное коррекционное значение для познавательного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью, заложенное в занятиях по изобразительной деятельности, отмечено в работах ряда авторов (Т.Н.Головина [4], [37]; И.А.Грошенков [5], [6], [7], [8], [13]; Т.С Комарова [21], [31];  Т.С.Сакулина [21], [31] и другие).

Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий рисованием может быть достигнут в том случае, если учитываются особенности изобразительной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у учащихся потенциальных положительных сторон и коррекцию недостатков развития.

Информация о работе Развитие наглядно образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью посредством изо