Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:09, курсовая работа
Цель: определение методики формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы.
Для достижения цели нами выдвигается гипотеза о том, что осуществлять формирование нравственных чувств у старших дошкольников эффективнее при:
- определении содержания средств художественной литературы для формирования нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста;
- организации целесообразных педагогических условий использования средств художественной литературы в различной детской деятельности для формирования и закрепления нравственных чувств;
1. Введение……………………………………………………………...........3
2.Нравственное воспитания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..6
3. Общая характеристика нравственных чувств………………………….11
4.Детская художественная литература как средство воспитания нравственных чувств детей дошкольного возраста………………………….16
5. Заключение………………………………………………………………20
6. Литература……………………………………………………………….23
Большое значение имеет методы, приемы и содержание подобной деятельности: подобранная литература должна соответствовать возрасту, быть доступной в понимании, привлекать интересными образами, захватывать динамичным сюжетом. Кроме этого, в содержание этой деятельности должны быть заложены новые ситуации и игровые моменты, а также другая детская деятельность (рисование, лепка для выражения впечатлений, поручения о помощи младшим детям и взрослым, уход за растениями и животными, самостоятельная игровая деятельность), в эти обстоятельства дети и привносят то, что узнали, пережили и прочувствовали с помощью художественной литературы. Эта деятельность и есть результат, который раскрывает измененный моральный облик ребенка. Процесс формирования нравственных чувств долог и он совершенствуется, когда дети проявляют нравственные чувства самостоятельно: будь то реальная помощь старшему или младшему, совершение доброго поступка по собственной воле в более старшем возрасте, проявление жалости, участья, выражение соболезнования – не смог пройти мимо чужой беды, и проявление в будущем героизма в тяжелой жизненной ситуации. Путь к этому проложила художественная литература с воспитательным содержанием и методы и приемы педагогического воздействия, которые оказались эффективными.
В деятельности организованной средствами художественной литературы дошкольники усваивают не только нравственные нормы поведения, но и имеют возможность постоянно упражняться в их выполнении, видеть жизненную необходимость нравственных норм. Например, оказание помощи друг другу, желание добросовестно трудиться, развивать справедливые отношения во время игры, любить книги и бережно к ним относиться.
Несмотря на всю ценность полученных к настоящему времени в рамках личностно-ориентированной концепции результатов исследования нравственного формирования личности, в теории и практике воспитания остается много нерешенных и спорных вопросов. Источником многих из этих трудностей служит отсутствие единого контекста исследования проблем нравственного воспитания, узость и односторонность освещения изучаемых явлений без учета всех положительных сторон и недостатков, которыми характеризовалось исследование той или иной проблемы в прошлом. Однако именно от того, как будет использован научно-педагогический опыт минувшего пятидесятилетия, учтены его позитивные и негативные стороны, в значительной мере зависит решение задач нравственного воспитания в современных условиях.
Литература
1. Канунников, Р. И. Развитие эмоциональной сферы и её динамика у детей, воспитывающихся в детских домах [Текст] : дис. … канд. психолог. наук : 19.00.07. : защищена 11.11.01. КГТУ им. А.Н. Туполева .
2. Коновалова, О.В. Формирование психологических механизмов нравственной регуляции [Текст] : дис. … канд. психолог. наук : 19.00.07. КГТУ им. А.Н. Туполева : защищена 30.05.03. : утв. 21. 11. 03. /
О.В.Коновалова– Казань, 2003 . – 183 с.
3. Коротовских, Т.В. Формирование основы чувства собственного достоинства старшего дошкольника в самопроцессах [Текст] : дис. … канд. психолог. наук : 19.00.07. : защищена 15.09. 04. КГТУ им. А.Н. Туполева : утв. 17.12.04. / К.Т.Владимировна – Казань, 2004. – 253 с.
4. Самылова, О.А. Психологические механизмы [Текст] : дис. … канд. психолог. наук : 19.00.07. : защищена 21.09.05. КГТУ им. А.Н. Туполева : утв. 16.12.05. / С.О.Анатольевна. – Казань, 2005. – 216с.
5. Семеновских, Т.В. Формирование мотивов позитивного поведения в конфликтных детей 5-7 лет, посещающих детские дошкольные учреждения) [Текст] : монография / А.Н. Туполева : утв. 21. 11.03. / С.Т.Викторовна. – Казань, 2003. – 223с.
6. Мельникова, Н.В.Нравственная сфера личности дошкольника [Текст] : монография / Н.В.Мельникова, Р.В. Овчарова. – Курган : Изд-во КГУ, 2007. – 348 с.
7. Борисова, З.Н. Новые подходы к проблеме готовности детей к обучению детей к школе [Текст]: тезисы докладов / Сост. В.М Саввинов,
Н.В.Ситникова, Е.Н.Колосова.– Якутск: Изд-во Сахагос. пед. акад. МОРС (Я), 2002. - С. 75-78.
8. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]: монография / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров, ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
9. «Айога». Нанайская сказка (Сборник). - М., 1976.
10. Воспоминания о Сухомлинском» (В.А. Сухомлинский «О воспитании») автор - составитель С. Соловейчик, М., «Просвещение», 1978.
11. Белозеров Т.Стихотворение «Майский праздник «День Победы» (Сборник). М., 1976.
12. Ушинский К.Д. О воспитании. Для педагогов, родителей, студентов педвузов. – М., «Школьная пресса» (Золотой фонд педагогики), 2003.
13. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех (книга для будущих родителей). - М., Детская литература, 1989.
14. Коменский Я.А. О воспитании: для педагогов, родителей и студентов педвузов.- М., Школьная пресса (Золотой фонд педагогики), 2003.
15. Крысько В.Г Психология и педагогика. Курс лекций. - М., Омега-Л, 2005.
16. Маршак С.Я. Рассказ о неизвестном герое (Сборник). -М., 1976.
18.Мошковская Э. Стихотворение «Гав-гав» (Сборник).- М., 1976.
19.Николаенко В.М., Залесов Г.М. Психология и педагогика, учебное пособие.- Новосибирск, «Инфра», 2002.