Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 02:14, курсовая работа
ГЦель исследования – изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды интерактивных методов обучения.
2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на урока
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Особенности развития познавательного интереса младших школьников
1.1.1 Понятие о познавательном интересе
1.1.2 Значение познавательного интереса в обучении
1.2 Теоретические основы интерактивных методов обучения
1.2.1 Понятие и сущность интерактивных методов обучения
1.2.2 Классификация методов интерактивного обучения
1.2.3 Технология интерактивного обучения
1.3 Применение интерактивных приёмов обучения для развития познавательного интереса младших школьников
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Развитие познавательного интереса у младших школьников на основе применения интерактивных приёмов обучения
Курсовая работа
по педагогике
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ |
|
1.1 Особенности развития
познавательного интереса |
|
1.1.1 Понятие о познавательном интересе |
|
1.1.2 Значение познавательного интереса в обучении |
|
1.2 Теоретические основы интерактивных методов обучения |
|
1.2.1 Понятие и сущность интерактивных методов обучения |
|
1.2.2 Классификация методов интерактивного обучения |
|
1.2.3 Технология интерактивного обучения |
|
1.3 Применение интерактивных
приёмов обучения для развития
познавательного интереса |
|
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ |
|
2.1 Организация и проведение исследования |
|
2.2 Анализ и интерпретация результатов |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом также заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Вопросы развития познавательного интереса учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Данная проблема активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П.Я.Гальперин, Г.А. Цукерман, Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др.
Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л.В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.
Цель исследования – изучение возможностей интерактивных методов для активизации познавательного интереса обучающихся.
Объект исследования – развитие познавательного интереса младших школьников.
Предметом исследования является процесс осуществления развития познавательного интереса учащихся через использование интерактивных методов обучения.
Задачи:
1. Рассмотреть виды интерактивных методов обучения.
2. Рассмотреть методику использования интерактивных методов обучения на уроках в начальных классах.
3. Проанализировать возможности интерактивных форм и методов обучения для активизации познавательной деятельности на практике.
4. Охарактеризовать
Гипотеза исследования – процессу активизации познавательного интереса способствует применение интерактивных форм и методов.
В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Интерес − форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности.
«Под познавательным интересом различные его исследователи понимают особую избирательную направленность личности на процесс познания, избирательный характер которой выражается в той или иной предметной области» – писал С.Л. Рубинштейн.
Познавательный интерес с точки зрения Ф.Н. Гоноболин, есть «Стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления».
По мнению Г.И. Щукина, познавательный интерес – это особое избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
И.Ф. Харламов видит познавательный интерес как «Эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер».
Как можно видеть, разные авторы с различных позиций определяют познавательный интерес, не противореча друг другу, подчеркивая разные грани этого феномена, взаимно его обогащая. Каждый из них говорит о преобладании положительных эмоций к деятельности, о мотивации к ней, потребности познать предметы и явления окружающего мира.
Для более глубокого изучения понятия познавательного интереса рассмотрим различные подходы к его классификации, к выделению уровней познавательного интереса.
Интерес к какому-нибудь предмету, к занятию, отрасли знаний, может быть прямым и косвенным.
В случае прямого интереса человека привлекает сам предмет, деятельность определенного вида. Но нередко случается и так, что прямого интереса, например, к математике, ученик не испытывает, но он интересуется физикой и понимает, что без математики в этой области ничего сделать нельзя. В этом случае к математике проявляется косвенный интерес. Знание учителем непосредственных и косвенных интересов учащихся помогает осуществлению индивидуального подхода в обучении школьников.
В развитии познавательного интереса можно выделить ряд уровней: любопытство, любознательность, собственно познавательный интерес, творческий интерес. Эти уровни определяют разную степень избирательной направленности, избирательного отношения ученика к предмету и, соответственно, степень влияния познавательного интереса на личность.
Любопытство – элементарная стадия познавательного интереса. Оно обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На этой стадии отсутствует подлинное стремление к познанию, но любопытство может быть его начальным толчком. Человек при этом является пассивным объектом внешнего воздействия. Любопытство есть реакция на изменение обстановки, на появление нового в окружающем мире.
Любопытство особенно характерно для детей младшего школьного возраста, когда вступающему в жизнь человеку интересно все. Но интерес этот неглубок. В подростковом возрасте любопытство не исчезает совсем. Оно приобретает другую форму: поле его действия суживается, появляется более высокий уровень познавательного интереса – любознательность.
Там, где для любопытства уже нет материала, для любознательного человека только начинается работа. Это – работа мысли, разбуженной случайным фактором. Это стремление к более глубокому анализу явлений действительности, к познанию новой неизвестной закономерности. Для любознательного человека при решении задачи исчезает время и пространство.
Познавательный интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности – является мощным двигателем в обучении. Наличием познавательного интереса в процессе обучения обеспечивается самостоятельно совершаемый встречный процесс в деятельности ученика, усиливается эффект воспитания, развития, обучения. Равнодушный ученик нуждается в постоянном стимулировании его деятельности.
По мнению Л.С. Выготского, «Познавательный интерес − как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах…».
У младших школьников познавательный интерес имеет яркую эмоциональную окраску. Это интерес к впечатлениям, описаниям, наблюдениям.
Познавательный интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения.
Развитие познавательного интереса способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать.
Влияние на познавательный интерес учащегося влияет и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
Задача формирования познавательных интересов младших школьников очень актуальна для построения учебного процесса, так как школе необходимо привить ученику стремление к постоянному пополнению своих знаний с помощью самообразования, содействовать побуждениям, расширять свой общий и специальный кругозор.
Таким образом, забота о создании, поддержании и развитии познавательного интереса − важнейшая задача, стоящая перед каждым учителем. Проблема формирования и развития познавательного интереса является необходимым компонентом разработки таких проблем, как совершенствование организации урока и внеклассных мероприятий, написание учебных пособий, воспитание самостоятельности учащихся, повышение мастерства учителя, развитие мышления учащихся.
1.1.2. Значение познавательного интереса в обучении
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.
Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.
Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.
Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материаллистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.
Истоки интереса лежат в общественной жизни.
В интересе выражено единство объективного и субъективного.
Психология считает, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы: