Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:56, курсовая работа
Цель исследования: выявить психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения детей 3-го года жизни в ДОУ. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Изучить психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста.
Выявить особенности речевого общения детей раннего возраста.
Проанализировать проблемы развития речевого общения в педагогической литературе.
Познакомиться с методами и приёмами развития речевого общения детей раннего возраста.
Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевого общения детей раннего возраста………………….. 6
1.1.Психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста…………….. 6
1.2. Особенности речевого общения детей раннего возраста. …….10
1.3. Вопросы развития речевого общения в педагогической итературе……………………16
Глава 2. Содержание и методика развития речевого общения детей раннего возраста……………. 20
2.1. Изучение особенности общения детей раннего возраста………20
2.2. Методы и приёмы развития речевого общения детей раннего возраста………………….25
Заключение…………………………………………………………….. 31
Литература…………………………………………………………… .. 33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития речевого общения
детей раннего возраста……………………………………
1.1.Психологические основы
развития речевого общения
раннего возраста……………………………………………………….
1.2. Особенности речевого
общения детей раннего
1.3. Вопросы развития речевого общения в педагогической
литературе……………………………………………………
Глава 2. Содержание и методика развития речевого общения
детей раннего возраста……………………………………
2.1. Изучение особенности
общения детей раннего
2.2. Методы и приёмы
развития речевого общения
возраста…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Общение - один из важнейших
факторов общего психического
развития ребенка. Общение
возникает ранее других
Ранний возраст
является наиболее важным в
развитии всех психических
Разработкой теоретических
и практических вопросов
Собеседниками ребенка должны быть и дети,
и взрослые, но особенно важно и необходимо,
чтобы ребенок вращался в среде своих
сверстников, чтобы ему были предоставлена
широкая возможность общаться с детьми,
играть, обмениваться мыслями и чувствами
и этим путем развивать свою речь.
Цель исследования: выявить психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения детей 3-го года жизни в ДОУ.
Объектом исследования является процесс развитие речевого общения детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Предметом исследования выступают педагогические условия развития речевого общения детей раннего возраста.
В связи с
поставленной целью
Методы исследования:
.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТИ
1.1 Психологические
основы развития речевого общения
детей раннего возраста
Непременным
условием для всестороннего развития
ребенка является общение его с
взрослым. Взрослые - хранители
опыта, накопленного человечеством,
знаний, умений, культуры. Передать этот
опыт можно не иначе как с помощью
языка. Язык - "важнейшее средство человеческого
общения".
Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей
формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в его полном виде - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность,
подразделяющуюся на различные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит
несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств
общения и опосредования различных психических процессов.
Эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием
взаимоотношения взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи - на первом году жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой и устанавливает взаимопонимание. Она - приглашение к общению, выражение положительных эмоций. С улыбкой пробуждается психика ребенка, улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к общению. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысления произносимых и понимаемых слов.
Эльконин Д.Б. считает что, " первая потребность, которую мы должны сформировать у ребенка – ‘то потребность в другом человеке» [ 26, c.19]
В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от
характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со
взрослым:
1. Потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это
достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.
2. Нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание
потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.
3. Нужда в уважительном
отношении взрослого. Она
4. Потребность во
Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым. Н.М.Щелованов и Н.М.Аксарина, Н.Л.Фигурин и М.П.Денисов. М.Ю.Кистяковская и другие авторы обязательно включают предречевые вокализации в состав "комплекса оживления", который является видом социального поведения ребенка. Они считают, что именно реакция оживления является началом развития речи ребенка [2].
В настоящее время современные психолингвистические, психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности.
В логопедии психолого-
Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которого все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом.
Как отмечал известный советский психолог Л.С.Выготский,[ 5]. слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный для развития речи период ребенок овладевает основными средствами языка, на котором осуществляется общение.
"Обучение только тогда
хорошо, - писал Л. С. Выготский,-
когда оно идет впереди
А.А.Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал речь как
деятельность. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее
компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из
особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее полно представить себе развитие речи детей раннего возраста необходимо обратиться к речевому онтогенезу.
Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни проходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих
взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладению речью в последующем. Это довербальный этап.
На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи.
Третий этап охватывает все последующие время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения.
1.2. Особенности речевого общения детей раннего возраста
Анализ поведения детей раннего возраста проведенный Лубовским В.И.
[ 15 с.9] показывает ничто в их жизни и поведении не делает для них
необходимым употребление речи. Лишь присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.
Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. выделяют следующие этапы развития речи детей в процессе общения [1, с.29].
Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей. Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни. Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. На протяжении первого года ребенок, меняет по крайней мере две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него складывается ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется следующими чертами:
- общение находится на
положении ведущей
все их остальные отношения с миром.
- содержание потребности детей в общении сводится к нужде в
доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив.
- основным средством общения
с окружающими людьми, служит
для младенцев категория
В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит
на уровень второй, более сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями: 1. Общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей.
2. Содержание потребности детей в общении обогащается новым компонентом стремлением ребенка к сотрудничеству, к совместному действию с окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды детей в доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней.
3. Ведущим среди мотивов общения становится деловой мотив, так как дети, побуждаемые практическими задачами манипулятивной деятельности, ищут теперь контактов с взрослыми.
4. Основным средством общения с окружающими людьми для младенцем служит категория изобразительных движений и позпредметных действие преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.
Информация о работе Развитие речевого общения детей раннего возраста