Развитие речевого общения детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения детей 3-го года жизни в ДОУ. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Изучить психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста.
Выявить особенности речевого общения детей раннего возраста.
Проанализировать проблемы развития речевого общения в педагогической литературе.
Познакомиться с методами и приёмами развития речевого общения детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевого общения детей раннего возраста………………….. 6
1.1.Психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста…………….. 6
1.2. Особенности речевого общения детей раннего возраста. …….10
1.3. Вопросы развития речевого общения в педагогической итературе……………………16
Глава 2. Содержание и методика развития речевого общения детей раннего возраста……………. 20
2.1. Изучение особенности общения детей раннего возраста………20
2.2. Методы и приёмы развития речевого общения детей раннего возраста………………….25
Заключение…………………………………………………………….. 31
Литература…………………………………………………………… .. 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для печ..docx

— 65.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                         Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические основы развития речевого общения 

детей раннего возраста………………………………………………..  6

1.1.Психологические основы  развития речевого общения детей 

раннего возраста……………………………………………………….. 6

1.2. Особенности речевого  общения детей раннего возраста. …….10

1.3. Вопросы развития речевого  общения в педагогической

литературе………………………………………………………………16

Глава 2. Содержание и методика развития речевого общения 

детей раннего возраста……………………………………………….  20

2.1. Изучение особенности  общения детей раннего возраста………20

2.2. Методы и приёмы  развития речевого общения детей  раннего 

возраста………………………………………………………………….25

Заключение…………………………………………………………….. 31

Литература…………………………………………………………… .. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
  Общение - один из важнейших  факторов общего психического  развития ребенка.   Общение  возникает ранее других процессов  и присутствует во всех видах  деятельности. Оно оказывает влияние  на психическое развитие ребёнка,  формирует личность в целом.  При недостаточном общении, в  условиях социально – психологического неблагополучия темп формирования психических процессов замедляется.

   Ранний возраст  является наиболее важным в  развитии всех психических процессов,  а особенно речи. По своему  жизненному значению речь имеет  полифункциональный характер. Она  является не только средством  общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением  других и регуляции собственного  поведения человека, то есть в  своих различных функциональных  значениях представлена в разных  формах внешней и внутренней. Внешняя представлена следующими  видами: устная речь (монолог, диалог); письменная речь. На ее развитие  оказывают влияние множество  факторов: внешние (экзогенные) и  внутренние  (эндогенные), а также условия окружающей среды.

   Разработкой теоретических  и практических вопросов развития  речи детей 3-го года жизни  занимались такие учёные, как  Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и другие.    Слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, т. к. ребенок часто использует именно это орудие, нежели другое, происходит чрезвычайно интенсивное развитие речи. Ребенок практически за 2-3 года овладевает родным языком. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи и ведет за собой ее развитие.   Речь у ребенка развивается благодаря тому, что он живет в речевой среде, и определяющим началом активной речи ребенка являются направленность мотивации взрослых на общение с ребенком. В дальнейшем процессе развития речи важное место занимает вербальное общение с ребенком при использовании грамотной речи. С возрастом у ребенка возникает настоятельная потребность в общении. Он хочет что-то получить, попросить, сказать. Эта потребность сопровождает всю его деятельность, обусловливает возникновение активной речи. На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас. С ребенком надо постоянно общаться, добиваясь от него более четкого произношения.  В раннем возрасте дети усваивают первые уроки общения: здороваться, прощаться, благодарить.   Речь развивается и проявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуют постепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание, так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная с первичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в момент рождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на рост и проявления его речи. Мы должны организовать его общение как с детьми, так и взрослыми прежде всего в интересах развития его языка. Язык — это главнейший фактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим все проявления человеческой жизни в одно целое. Язык и труд (у детей — игры) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогические мероприятия, клонящиеся к организации труда и игр детей к развитию их языка, соответствуют интересам и социальному воспитанию. 
Собеседниками ребенка должны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребенок вращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена широкая возможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этим путем развивать свою речь. 

    Цель исследования:   выявить психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения детей 3-го года жизни в ДОУ.

   Объектом исследования является процесс развитие речевого общения детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    Предметом  исследования выступают педагогические условия развития речевого общения детей раннего возраста.

    В связи с  поставленной целью предполагается  решение следующих задач:

  1. Изучить психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста.
  2. Выявить особенности речевого общения детей раннего возраста.
  3. Проанализировать проблемы развития речевого общения в педагогической литературе.
  4. Познакомиться с методами и приёмами развития речевого общения детей раннего возраста.

Методы исследования:

    1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
    2. Наблюдения за речевой деятельностью детей.

.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ  РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ  РАННЕГО ВОЗРАСТИ

1.1 Психологические  основы развития речевого общения детей раннего возраста 
      Непременным условием для всестороннего  развития  ребенка  является  общение его с взрослым. Взрослые  -  хранители  опыта,  накопленного  человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе  как  с  помощью языка. Язык - "важнейшее средство человеческого общения".

      Дети раннего возраста, усваивая родной язык, овладевают  важнейшей

формой речевого общения - устной речью. Речевое общение в  его полном виде  - понимание речи и активная речь - развивается постепенно.

Речь   представляет    собой    очень   сложную психическую деятельность,

подразделяющуюся  на  различные виды   и   формы.   Речь   -   специфически человеческая  функция,  которую можно определить   как   процесс   общения посредством языка.

        Формируясь у ребенка по  мере  овладения языком,  речь  проходит

несколько  этапов  развития,  превращаясь  в  развернутую  систему   средств

общения и опосредования различных психических процессов.

       Эмоциональное общение является стержнем, основным  содержанием

взаимоотношения взрослого  и ребенка в подготовительный период развития  речи - на первом году  жизни.  Ребенок  отвечает  улыбкой  на  улыбку  взрослого, произносит звуки в ответ на ласковый разговор с ним. Улыбка рождает покой  и  устанавливает  взаимопонимание.  Она  -  приглашение  к  общению,  выражение положительных  эмоций.  С  улыбкой  пробуждается  психика  ребенка,   улыбка предваряет его речь, улыбкой он как бы сообщает о его готовности к  общению. Это именно эмоциональное общение, а  не  речевое,  но  в  нем  закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью  осмысления  произносимых  и понимаемых слов.

  Эльконин Д.Б. считает что,  "  первая  потребность,  которую мы должны  сформировать у ребенка – ‘то потребность в другом человеке» [ 26, c.19]

     В общении потребность  изменяется  по  содержанию  в  зависимости  от

характера совместной деятельности  ребенка  ее  взрослым.  На  каждом  этапе развития  в  общении  конституируется  как  потребность  в   таком   участии взрослого, которое необходимо и достаточно для  решения  ребенком  основных, типичных для его возраста задач.

Различают несколько этапов развития потребности в общении  ребенка  со

взрослым:

1.  Потребность  во  внимании  и  доброжелательности  взрослого.  Это

достаточное условие благополучия, ребенка в первом полугодии жизни.

2. Нужда в сотрудничестве  или в соучастии взрослого.  Такое содержание

потребности в общении  появляется у ребенка после овладения  им  произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном  отношении взрослого. Она возникает  на фоне познавательной деятельности  детей.

4. Потребность во взаимопонимании  и сопереживании взрослого.

 Ребенок стремится добиться общности взглядов с взрослым.  Н.М.Щелованов и Н.М.Аксарина, Н.Л.Фигурин и М.П.Денисов. М.Ю.Кистяковская и другие  авторы обязательно   включают   предречевые   вокализации   в   состав   "комплекса оживления", который является видом социального поведения ребенка. Они считают, что     именно реакция оживления является  началом  развития  речи  ребенка [2].

     В настоящее время современные психолингвистические, психологические и педагогические  исследования  основываются  на  двух   принципах:   принципа развития и принципа деятельности.

В логопедии психолого-педагогический подход сформулирован Р.Е. Левиной. [9].

Одним из психологических  принципов, лежащих в основе овладения  речью детьми, является  принцип  развития,  согласно  которого  все психические процессы, в том числе и речь,  имеют определенные  качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии  друг с другом.

    Как отмечал известный советский психолог Л.С.Выготский,[ 5]. слишком позднее начало обучения не играет  той  роли  в  развитии, какую оно играет  тогда,  когда  происходит  в  оптимальные  сроки.  В  этот наиболее  благоприятный  для  развития  речи   период   ребенок   овладевает основными   средствами   языка,   на   котором    осуществляется    общение.

"Обучение только тогда  хорошо, - писал  Л. С. Выготский,- когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждается и вызывает  к  жизни целый  ряд   функций,  находящихся  в   стадии  созревания,  лежащих   в   зоне ближайшего развития. "[5, c.46]

   А.А.Леонтьев в рамках деятельностного подхода рассматривал  речь  как

деятельность.  Определяя  речь  как  деятельность,  необходимо  выделять  ее

компоненты:  цели,  мотивы,  речевые   действия   и   средства.   Одной   из

особенностей речевой  деятельности, свойственной детям дошкольного  возраста, является слияние целей  и  мотивов  речевого  общения,  а  также  перемещение речевого   мотива   в   какую-либо   деятельность,   например   в   игровую. Использование разнообразных видов   деятельности   формирует   у   ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива  -  важное  условие,  как для восприятия  речи,  так и для активного пользования,  ею  в общении.   В результате этого речь быстро становится  объектом  наблюдений  ребенка.  Для того чтобы наиболее полно представить себе  развитие  речи  детей раннего возраста необходимо   обратиться к речевому онтогенезу.

    Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладения речью как средством общения, в течение первых лет жизни  проходит  несколько этапов.  На  первом  этапе  ребенок  еще  не  понимает  речи  окружающих

взрослых и не умеет  говорить сам, но здесь постепенно складываются  условия, обеспечивающие овладению  речью в  последующем.  Это  довербальный  этап.

   На втором  этапе  осуществляется  переход  от  полного  отсутствия  речи  к  ее появлению. Ребенок начинает  понимать  простейшие  высказывания  взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения  речи.

 Третий этап охватывает  все  последующие  время   вплоть  до  7  лет,  когда   ребенок овладевает речью и  все более совершенно и   разнообразно  использует  ее  для общения  с  окружающими   взрослыми.  Это  этап  развития  речевого  общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности  речевого общения детей раннего возраста

Анализ поведения детей  раннего  возраста  проведенный  Лубовским  В.И.

 [ 15 с.9] показывает ничто  в  их  жизни  и  поведении  не  делает  для  них

необходимым  употребление  речи.   Лишь   присутствие   взрослого,   который постоянно обращается  к детям со  словесными  высказываниями  и   требует адекватной  на  них реакции,  в том числе речевой,  заставляет   ребенка овладевать речью.

Мещерякова С.Ю., Авдеева  Н.Н. выделяют  следующие  этапы развития речи детей в процессе общения [1, с.29].

      Подготовительный этап охватывает 1-й год жизни детей. Срок небольшой по сравнению с продолжительностью человеческой жизни.  Однако он имеет чрезвычайное значение в генезисе вербальной функции ребенка. На протяжении первого года ребенок,  меняет  по  крайней мере  две формы общения с окружающими взрослыми. К двум месяцам у него  складывается ситуативно-личностное общение с близкими  взрослыми.  Оно характеризуется следующими чертами:

- общение находится на  положении ведущей деятельности  детей,  опосредуя

все их остальные отношения  с миром.

-  содержание  потребности   детей  в  общении   сводится   к   нужде   в

доброжелательном внимании взрослых, ведущим среди мотивов общения является личностный мотив.

- основным средством общения  с окружающими людьми, служит  для  младенцев категория выразительных  движений и поз.

     В конце первого полугодия ребенок, овладевший хватанием, переходит

на уровень второй, более  сложной формы общения со взрослыми. Это ситуативно-деловое общение. Оно отличается такими особенностями:           1. Общение разворачивается  на  фоне  предметных  манипуляций,  составляющих новый вид деятельности ребенка, которая занимает положение ведущей.

2. Содержание потребности детей  в  общении  обогащается  новым  компонентом стремлением  ребенка  к  сотрудничеству,   к   совместному   действию   с окружающими взрослыми, этот компонент не отменяет прежней нужды  детей  в доброжелательном внимании взрослых, а соединяет с ней.

3. Ведущим среди мотивов общения становится деловой  мотив,  так  как  дети, побуждаемые  практическими  задачами  манипулятивной  деятельности,  ищут теперь контактов с взрослыми.

4. Основным средством общения с  окружающими  людьми  для  младенцем  служит категория изобразительных движений и позпредметных действие  преобразованных для функционирования в качестве коммуникативных сигналов.

Информация о работе Развитие речевого общения детей раннего возраста