Развитие речевого общения детей раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить психолого-педагогических условий успешного развития речевого общения детей 3-го года жизни в ДОУ. В связи с поставленной целью предполагается решение следующих задач:
Изучить психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста.
Выявить особенности речевого общения детей раннего возраста.
Проанализировать проблемы развития речевого общения в педагогической литературе.
Познакомиться с методами и приёмами развития речевого общения детей раннего возраста.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевого общения детей раннего возраста………………….. 6
1.1.Психологические основы развития речевого общения детей раннего возраста…………….. 6
1.2. Особенности речевого общения детей раннего возраста. …….10
1.3. Вопросы развития речевого общения в педагогической итературе……………………16
Глава 2. Содержание и методика развития речевого общения детей раннего возраста……………. 20
2.1. Изучение особенности общения детей раннего возраста………20
2.2. Методы и приёмы развития речевого общения детей раннего возраста………………….25
Заключение…………………………………………………………….. 31
Литература…………………………………………………………… .. 33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая для печ..docx

— 65.78 Кб (Скачать файл)

Решающее значение для  развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения  со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но и обратиться, и получить необходимую помощь он может, только овладевая речевым общением.

Многое здесь зависит  от того, как взрослые организуют общение  с ребенком, какие требования предъявляют  к этому общению. Если с Детьми общаются мало, ограничиваясь уходом за ними, то они резко отстают  в развитии речи. С другой стороны, если взрослые в общении с ребенком пытаются ловить каждое желание ребенка, исполнять все, что он хочет, по первому  жесту, ребенок может долго обходиться без речи. Другое дело, когда взрослые вынуждают ребенка говорить внятно, по возможности ясно оформлять словами  свои желания и только в этом случае исполняют их.

Умение относить слова  к обозначаемым предметам и действиям  приходит к ребенку не сразу. Сначала  понимается ситуация, а не конкретный предмет или действие. Ребенок  может по слову вполне четко выполнять  определенные действия при общении  с одним человеком и вовсе не реагировать на те же слова, произносимые другим взрослым

В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если эти слова многократно повторяются в сочетании с определенными жестами.

После полутора лет подчинение действий ребенка словесным указаниям взрослых становится более прочным, но все же еще может нарушаться, если между указанием и исполнением вводится отсрочка во времени или если указание вступает в противоречие с привычным, закрепившимся действием.

На глазах ребенка рыбку, с которой он только что играл, помещают под перевернутую чашечку. Затем говорят ему: «Рыбка под  чашечкой, достань рыбку!», но при этом задерживают ручку ребенка на 20-30 сек. После задержки ребенок затрудняется выполнить указание, отвлекаясь на посторонние предметы.

В другом случае перед ребенком выставляют два предмета - чашечку  и ложечку - и говорят' «Дай чашечку, дай чашечку!» Он тянется к  чашечке. Если это же указание повторяют  несколько раз, а затем говорят: «Дай ложечку!», то ребенок продолжает привычно тянуться к чашечке, не замечая  при этом, что он уже не подчиняется  речевой инструкции взрослого. По данным  А.Р. Лурия [16] .

     Для ребенка второго года слово гораздо раньше приобретает пусковое, чем тормозящее значение: ребенку значительно легче по словесному указанию начать какое-либо действие, чем прекратить уже начатое. Когда, например, малышу предлагают закрыть дверь, он может начать многократно открывать и закрывать ее.

Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи - и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

     Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.

     В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Обычно, общаясь с малышом, взрослые требуют от него четкого произнесения слов, что влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции. Но если окружающие ребенка взрослые поддерживают автономную речь, она может сохраниться надолго.

      Овладевая в ходе предметной деятельности способами употребления предметов, дети начинают и в речевом общении улавливать и употреблять грамматические формы, при помощи которых эти способы можно обозначить.

    Общение со взрослым имеет определяющее значение для развития речи. В то же время развитие речи раскрывает для ребенка возможности развития общения.

    Специфика общения в раннем возрасте. Ребенок в возрасте от полутора до трех лет чрезвычайно быстро овладевает речью благодаря психологической включенности в общение со взрослыми. Он внимательно слушает разговоры взрослых, когда, казалось бы, к нему не обращаются, а сам он занят игрой. Это пристальное внимание к речи взрослых просматривается всякий раз, когда ребенок вдруг включается в контекст взрослого общения, давая свои эмоциональные оценки услышанному, комментируя или задавая вопросы. Удовольствие, которое получает ребенок от слушания, побуждает его всякий раз приближаться к общающимся взрослым и настораживать свой слух. В то же время ребенок в этом возрасте активизирует свое речевое общение, постоянно обращаясь к взрослому, прежде всего к матери. Ребенок «льнет» к взрослому, задает ему вопросы, пытается понять ответы.

Общение в раннем возрасте состоит и в постоянном обращении  ребенка за помощью, и в оказании сопротивления предложениям со стороны взрослого. Ребенок открывает для себя, что он является источником своей воли и начинает опробовать свою волю в общении со своими близкими, со взрослыми и сверстниками. Все эти виды социальной активности занимают ребенка достаточно глубоко и являются значимыми для него, но не следует забывать, что все-таки большую часть времени он проводит в предметной деятельности за изучением предметного мира и освоением орудийных и соотносящих действий.

     Ребенок именно в раннем возрасте осваивает приемы привлечения и удержания внимания взрослых. Эти приемы являются в целом социально приемлемыми, так как ребенок умеет хорошо рефлексировать на реакции взрослых и тут же сам исправляет свои неудачные промахи. Ребенок умеет выражать чувство привязанности и симпатии, он умеет также выразить чувство неудовольствия и предложить при этом некоторый выход из неприятной ситуации. Правда, все эти возможности приемлемого общения могут не использоваться, когда малыш утомился, когда он не понят, когда его проигнорировали и выказали невнимание. Умея быть достаточно терпеливым для своего возраста и умея подождать, ребенок все-таки не может переносить сильных испытаний временем ожидания внимания со стороны значимого взрослого, не может пережить некорректного к себе отношения. Он может разом дать регрессивную реакцию.

    Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом, они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка, развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы и  приёмы развития речевого общения  детей раннего возраста.

 

«Если педагог или родитель своей ежеминутной придирчивостью будет слишком стеснять ребенка   в свободном речевом выражении чувств и мыслей, если он не даст никакого простора их эмоциональным высказываниям, он рискует обесцветить детскую речь, сделать ее анемичной и скучной, убить в ней чудесную детскость и тем самым нанести ей непоправимый вред.

К.И. Чуковский.        

Развитие речи и речевого общения – одно из важнейших направлений  педагогической работы детского сада, обеспечивающее своевременное психическое  и личностное развитие ребенка. И  многие причины задержки развития речи и ее дефекты у детей более старшего возраста кроются в условиях их жизни в первые три года.

До полутора лет, на первом этапе развития речи, главным образом  совершенствуется понимание ребенком обращенной к нему речи взрослых. Достаточно два-три раза показать предмет и  назвать его, и малыш уже быстро запоминает и показывает на предмет  по просьбе взрослого. Это и есть понимание речи. Если на данном этапе  ребенок не овладеет пониманием речи, то в последующем может наблюдаться  отставание в развитии самостоятельной  речи.

К концу второго года жизни  слово в сочетании с жестом или действием у малыша приобретают  большую четкость. Теперь он должен не просто рассматривать , а как можно больше общаться с предметом: держать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета.

Второй год жизни –  решающий  в развитии речи детей. В этот период активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.

На третьем году потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка. Вообще, третий год жизни ребенка является переходным от раннего детства к дошкольному.

Характеризуется этот возрастной этап стремлением малыша к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, образованием новых форм взаимоотношений  между детьми. Функция речи в связи  с этими изменениями расширяется, речь становится средством общения  со всеми окружающими ребенка  людьми.  Именно поэтому при работе с детьми 2 – 3-х летнего возраста  мы способствуем развитию сознания детей в процессе развития их речи.

Изучение методической литературы по проблеме развития речи детей раннего  возраста помогло определить нам  задачи работы.

Мы изучили  следующие источники:

    • Г.М. Лямина «Развитие речи детей в раннем возрасте».
    • Г.Г. Григорьева, Н.П. Котова и др. «Педагогика раннего возраста». 
    • В.В. Гербова «Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе».
    • А.Н. Давидчук  «Индивидуально-ориентированное обучение детей».

Главными на данном возрастном этапе  мы определили следующие задачи:

    • Развивать речь детей  как средство общения; создавая условия, при которых ребенок может устанавливать контакты и добиваться своей цели путем речевого обращения к сверстнику или ко взрослому.
    • Обогащать понимаемый и активный словарь малыша за счет общеупотребительных существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов.

 

Исходя из поставленных задач  был составлен перспективный план на год. Задачи развития речи мы планируем и решаем в любые удобные для общения с детьми отрезки времени:

    • на всех видах образовательной деятельности;
    • на прогулках и при наблюдениях за живыми объектами, транспортом;
    • во время проведения режимных моментов: укладывание спать, кормление, умывание, одевание;
    • в процессе самостоятельной и совместной деятельности детей;

Ежедневное индивидуальное общение с детьми – эффективнейший прием развития речевого общения. Мы говорим с детьми буквально обо всем, что попало в поле зрения малыша, вызвало их интерес, а также о том, что намеренно включаем в совместные наблюдения. Стараемся следить за тем, чтобы наша речь была содержательна, эмоциональна, соответствовала возрастным возможностям восприятия детей по темпу, лексике и четкости артикуляции звуков.

Очень важно на начальном  этапе незаметно для малыша вовлечь  его в речевое каждодневное общение, показать и назвать предметы, явления, рассказать о чем-либо ненавязчиво  для малыша.

В любой момент жизнедеятельности  ребенка можно предусмотреть  такие ситуации. При этом стараемся  вовлечь ребенка в разговор, вызвать  у него ответные речевые действия. Терпеливо, обстоятельно мы комментируем и свои действия: что делаем, зачем, какой результат надеемся получить. Своими вопросами и ответами стараемся  показать ребенку, что нуждаемся  в его разъяснениях. Такое ежедневное общение строим как с несколькими  детьми, так и со всей группой. Таким  образом, активизируя инициативную речь, одновременно влияем на пополнение словаря детей.

При ежедневном общении с  детьми в повседневной жизни часто  используем мы и прием рассказывания  историй из жизни детей, взрослых, животных, игрушек.  Рассказывать можно об одном и том же событии 2-3 раза с усложнением, используя авторские тексты (например, рассказы Славиной Л., К. Ушинского). Психологически важно рассказывать детям о них самих, ведь, кроме речевого развития речевого общения, параллельно решаются задачи воспитания уверенности в себе, в хорошем отношении к нему; задается положительный образец поведения. Это способствует созданию в группе атмосферы взаимного уважения, что благоприятно сказывается на речевом развитии детей.

Информация о работе Развитие речевого общения детей раннего возраста