Развитие связной письменной речи на уроках в старших классах специальной шолы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках у умственно отсталых школьников, разработка системы заданий и упражнений на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей …………………...……………………5
Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста …...….5
Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников ……………………………………..…………………….9
Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы………………………..14
Особенности обучения чтению в старших классах специальной (коррекционной) школы …………………………………14
Методы и приемы развития связной письменной речи в старших классах …………………………………….…………………………….16
Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи …………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая спец педагогика.docx

— 127.36 Кб (Скачать файл)

Костанайский Государственный Педагогический Институт

Факультет заочного обучения

Кафедра дошкольного, начального и специального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кузнецова Екатерина Анатольевна

 

 

 

 

 

РАЗВИТИЕ  СВЯЗНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ В СТАРШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ

курсовая  работа

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Лиходедова Л.Н.,

к.п.н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Костанай

2012

Содержание

 

 

Введение  ………………………………………………………………

3

I

Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей …………………...………………………...

 

5

1.1.

Характеристика  психофизиологического состояния  учащихся с нарушением интеллектуального  развития старшего возраста …...….

 

5

1.2.

Сущностные  особенности развития речи умственно  отсталых школьников ……………………………………..……………………....

 

9

II

Методика  развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы………………………..

 

14

2.1.

Особенности обучения чтению в старших классах  специальной (коррекционной) школы ……………………………………………….

 

14

2.2.

Методы  и приемы развития связной письменной речи в старших классах …………………………………….…………………………….

 

16

2.3

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи ……………………………………………………………………...

 

17

 

Заключение  ……………………………………………………………...

21

 

Список  использованных источников…………………………………..

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В  настоящее  время  в  нашей  стране  происходит  реформа  системы  школьного  образования, она  необходима  в  настоящее  время, потому  что  происходит  смена  эпохи, и  важно  обновить  содержание  школьного  образования. В  обновлённой  системе  образования  важно  уделить  достаточное  место  развитию  речи  молодого  поколения, особенно  письменной  речи. В современном цивилизованном обществе письменная речь играет настолько  важную роль, что без нее оно  существовать не может: письменная речь используется и в государственной деятельности, и в средствах массовой информации, и в познавательной деятельности, и  в  культуре, наконец, личной жизни  человека. [1]

Письменная  речь - общепринятая, универсальная  форма общения грамотных людей. Она дает возможность выражать мысли  и чувства средствами той или  иной письменности, а также понимать то, что написано другими. Потребность в общении с помощью письменной речи в современном обществе возникает повседневно, в самых разнообразных жизненных ситуациях. Владение письменной речью очень важно для социальной адаптации человека  вообще, а  для  выпускника  специальной (коррекционной) школы особенно.

Процесс становления и развития связной  письменной речи у  умственно  отсталых  детей  изучали И.Е. Синица, С.П. Тищенко, Ж. Симон, РЛ. Креймер, М.Р. Львов и другие. В их работах признается важность создания у учащихся мотивации усвоения письменной речи.

Н.И. Жинкин говорил о том, что «письмо - это процесс, действие, перекодирование содержания мысли с мыслительного кода через посредство звуковой ступени (эта ступень может выступать либо в устном произнесении высказывания перед записью, либо в виде внутреннего проговаривания) на графический буквенный код». По сравнению с устной речью письменная речь более абстрактна, поскольку видимого контакта с собеседником, интонационных признаков и экстралингвистического сопровождения (мимики, жестов и т.д.), то есть тех факторов, которые облегчают и дополняют устное контактное общение, она  не  имеет. Именно  поэтому  развитие  связной  письменной  речи  жизненно  необходимо  у  детей  с  нарушением  интеллектуального  развития. [10]

В ходе изучения специальной литературы было установлено, что выраженные дефекты  речи имеют 40-60% детей с нарушением интеллекта. Нарушения речи у таких детей носят системный характер. У них оказываются несформированными в той или иной степени все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижении потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. Нарушения речи у детей с нарушением интеллекта являются стойкими.[12]

Целью  работы  является  анализ  способов  и методов развития  связной  письменной  речи  на  уроках  у умственно отсталых  школьников, разработка  системы заданий  и  упражнений  на  уроках  в старших классах специальной (коррекционной) школе.

Предметом исследования является развитие связной письменной речи у  учащихся  старших  классов.

Для  осуществления  поставленной  цели  необходимо  выполнить  следующие  задачи:

  • Проанализировать  особенности  развития  речи  у  умственно  отсталых  детей;
  • Выявить  специфику  и  необходимость  развития  связной  письменной  речи;
  • Изучить  формирование  связной  письменной  речи у учащихся  старших классов.

Основными  методами  работы  были:

  • изучение  и  анализ  психолого-педагогической, методической  литературы  по  избранной теме;
  • наблюдение  за  процессом  обучения  школьников  на  уроках  в специальной  коррекционной  школе;

 

 

 

 

I Теоретические  основы  развития  связной письменной  речи  у умственно отсталых  детей

 

1.1. Характеристика  психофизиологического   состояния  учащихся  с  нарушением  интеллектуального  развития  старшего  возраста.

 

Под умственной отсталостью следует  понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга [1].

В данном определении четко выделяются два  взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический (стойкое нарушение познавательной деятельности) и клинический (органическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному пониманию сущности умственной отсталости.

Умственная  отсталость не является обозначением какого-то конкретного заболевания. Это нарушение интеллектуальной деятельности, а возникает оно на фоне пораженной нервной системы.

Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной жизни. Структура дефекта характеризуется тотальностью и относительной равномерностью недоразвития разных сторон психики.

Современные исследования в области этиологии  умственной отсталости свидетельствуют  о том, что ведущая роль в происхождении  умственной отсталости принадлежит  генетическим факторам. Многочисленными  и разнообразными изменениями в  генетическом аппарате (мутациями) обусловлено  примерно ѕ всех случаев недоразвития познавательной сферы у детей [27].

Мутации могут быть хромосомными и генными. Наиболее распространенной и хорошо известной хромосомной формой олигофрении является болезнь Дауна, встречающаяся у 9-10% всех умственно отсталых детей. При хромосомных формах олигофрении чаще всего наблюдается выраженное и глубокое недоразвитие познавательной сферы.

В современной  психиатрической и психолого-педагогической литературе к умственной отсталости относят два состояния нарушения интеллекта: олигофрению и деменцию. Вычленение их в картине слабоумия дает возможность ответить на такие вопросы: когда возникает умственная отсталость, какие особенности психического развития выявляются при олигофрении и деменции, какие признаки являются отличительными и общими.

Олигофрения — стойкое недоразвитие сложных  форм психической деятельности, возникающее  вследствие поражения центральной  нервной системы на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5—2 года).

Психологическая характеристика олигофрении сводится к необратимому общему психическому недоразвитию с преобладанием ведущего интеллектуального дефекта—слабости аналитико-синтетической деятельности, несформированности абстрактно-логического мышления. Клиническая характеристика исключает наличие текущего болезненного процесса в нервной системе [2].

Дебильность—относительно легкая степень недоразвития интеллекта. Умственно отсталые дети в степени дебильности являются основным контингентом специальной (коррекционной) школы. Они усваивают на доступной им уровне определенный круг знаний по общеобразовательным предметам, овладевают несложной профессией, могут приспособиться к общественно полезной деятельности.  В  специальной (коррекционной) школе для учащихся в степени дебильности организуются простейшие, но разнообразные по содержанию виды игры, учебы, труда. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности: речи, памяти, абстрактно-логическом мышлении. У детей, страдающих дебильностью, фразовая речь развивается, однако словарный запас ограничен, чтение и письмо затруднено, имеются специфические ошибки (замены звуков и букв, пропуски и перестановки слогов). При обучении счету такие дети с трудом усваивают понятие количественного содержания чисел, смысл условных знаков; они не понимают содержания задач, последовательность действий при решении примеров. Память умственно отсталых школьников характеризуется небольшим объемом запоминаемого материала, некачественным воспроизведением. В связи с тем что у дебилов мышление носит конкретный, наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции; формирование сложных понятий им недоступно. С интеллектуальным недоразвитием у таких детей тесно сочетается незрелость эмоциональной сферы и личности в целом: некритичность суждений, отсутствие инициативы и любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий [4].

Коррекционная система обучения и воспитания детей  в степени дебильности значительно продвигает их развитие. Можно сказать, что социальный прогноз этой формы слабоумия благоприятен. Обучение в специальной школе способствует усвоению определенного круга знаний, получению трудовых навыков и практической ориентировки, что дает возможность выпускникам в целом успешно адаптироваться к социальной среде.

Клиническая картина дефектов развития познавательной сферы складывается из особенностей имеющихся у детей психопатологических, неврологических и соматических симптомов. Те формы, при которых отмечаются четко очерченные специфические соматические проявления, позволяющие установить нозологический диагноз на основании клинических данных, и те, при которых нозологическую форму болезни можно установить при помощи современных методов специальных лабораторных исследований, называют дифференцированными формами умственной отсталости.

Неосложнённые формы умственной отсталости характеризуются  отсутствием дополнительных психопатологических  расстройств. Интеллектуальный дефект у этих детей, так же как  и у  всех умственно отсталых, проявляется  в первую очередь нарушениями  мышления: тугоподвижностью, установлением главным образом частных конкретных связей, неспособностью к отвлечению. Неизбежно страдают также предпосылки к интеллектуальной деятельности. Внимание характеризуется недостаточной произвольностью и целенаправленостью, сужением объема, трудностью сосредоточения, а также переключения. Нередко при неплохой способности к механическому запоминанию наблюдается слабость смысловой и особенно ассоциативной памяти. Новые сведения усваиваются с большим трудом. Для запоминания нового материала требуются многократные повторения и подкрепления его конкретными примерами. Тем не менее дети с неосложненной умственой отсталостью характеризуются обычно довольно устойчивой работоспособностью и более или менее удовлетворительной продуктивностью [25].

Уровень недоразвития речи у большинства  детей с неосложненной умственной отсталостью соответствует степени  их интеллектуального дефекта. У  них отсутствуют локальные речевые  расстройства, но всегда имеется общее  недоразвитие речи, проявляющееся скудностью активного словаря, упрощенным построением  фраз, аграмматизмами, нередко косноязычием. Наряду с этим у некоторых детей можно наблюдать внешне хороший уровень развития речи с кажущимся богатством  словарного запаса, правильным построением фраз, выразительными интонациями. Однако, уже при первом обследовании становится ясно, что внешне правильные фразы представляют собой заученные речевые штампы [5].

Недоразвитие  моторики проявляется главным образом  недостаточностью точных и тонких движений, особенно мелких, медленностью выработки  двигательной формулы действия. Кроме  того, у большинства умственно  отсталых детей отмечается недостаточность мышечной силы. Поэтому велика важность занятий физкультуры для таких детей.

Информация о работе Развитие связной письменной речи на уроках в старших классах специальной шолы