Развитие связной письменной речи на уроках в старших классах специальной шолы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ способов и методов развития связной письменной речи на уроках у умственно отсталых школьников, разработка системы заданий и упражнений на уроках в старших классах специальной (коррекционной) школе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………3
Теоретические основы развития связной письменной речи у умственно отсталых детей …………………...……………………5
Характеристика психофизиологического состояния учащихся с нарушением интеллектуального развития старшего возраста …...….5
Сущностные особенности развития речи умственно отсталых школьников ……………………………………..…………………….9
Методика развития связной письменной речи у детей старших классов специальной (коррекционной) школы………………………..14
Особенности обучения чтению в старших классах специальной (коррекционной) школы …………………………………14
Методы и приемы развития связной письменной речи в старших классах …………………………………….…………………………….16
Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи …………………………………………………………………….17
Заключение ……………………………………………………………...21
Список использованных источников…………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая спец педагогика.docx

— 127.36 Кб (Скачать файл)

2. Мать                    детей обедать.


упражнений


3. На дом учитель  задал  несколько                .


книгу


читает


4. Девочка                  интересную


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человека проходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных и незаменимых компонентов общения людей.

Развитие  речи у ребенка есть процесс овладения  родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей.[3]

Огромное  влияние в данном процессе оказывает  учебная деятельность детей и  воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависит формирование и успешное развития речи детей. На практике учитель постоянно решает двуединую задачу:

Как преподнести знания, чтобы они  были наилучшим образом поняты учащимися.

Поднимать уровень развития речи учащихся.[23]

Развитие  речи у учащихся процесс управляемый, который идет по пути расширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщая новый материал, включает в него и те новые слова, которые являются понятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на уже сложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, а вновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти.

Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами при решении  конкретных учебных задач, так как  пассивный запас является всего  лишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас  слов помогает излагать мысль. Для этого  следует давать возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы, дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутых учащихся, на тех кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое. Таким образом развитие речи учащихся – одна из важнейших задач деятельности учителя.[24]

Л. С. Выготский указывал на то, что изучаемые  дефектологами процессы развития аномальных детей весьма разнообразны [26].

Причина этого многообразия не только в особенностях центральной нервной системы. Она обусловлена также и разными механизмами компенсации отклонений в развитии. Олигофрено-педагог должен уметь способствовать успешной компенсации отклонений в развитии и предупреждать случаи декомпенсации.

А. Н. Леонтьев и А. Р. Лурия давно отмечали, что Л. С. Выготский настойчиво стремился к тому, чтобы психология начала активно вмешиваться в человеческую жизнь. Он считал, что психология не должна обходить ни великих этических проблем жизни личности, ни малых проблем повседневности [25].

Помогая больным умственно отсталым детям  стать в ряды трудящихся, олигофренопедагог и психолог выполняют благородную общественную и очень конкретную, житейскую задачу — помогают людям жить. Это очень ответственный и благородный труд. Сознание того, что своей деятельностью они приобщают к общественно полезному труду многих больных детей, должно давать им глубокое удовлетворение. Такое же глубокое удовлетворение они должны испытывать также и в связи с тем, что своим трудом они облегчают горе родителей аномальных детей.

Работа  в области воспитания и обучения умственно отсталых детей принесет радость и тем специалистам, которые  мечтают приносить практическую помощь людям, и тем, кто хочет  способствовать дальнейшему познанию закономерностей формирования психики человека, т. е. развитию теории специальной психологии и педагогики.[30]

Можно  обозначить  следующие  выводы:

  • под умственной отсталостью следует понимать стойкое необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. От  случая  отсталости  школьника  в  первую  очередь  будет  зависеть  и  выбор  соответствующей  методики  работы  над  письменной  речью.
  • специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.
  • развитие  речи  как  устной, так  и  письменной  важно  для  школьников. Методы  и  упражнения  несколько  различаются  при  развитии  связной  письменной  и  устной  речи. формирование умения создавать текст-описание требуют длительной целенаправленной работы. Полученные навыки необходимо закреплять, совершенствовать. При специальном систематическом обучении ученики специальной (коррекционной) школы в определённой мере могут овладеть не только устной, но и письменной речью. Это чрезвычайно расширяет сферу их общения, возможности приобретения новых знаний. Обучение детей письменной речи основывается на уже относительно развитой устной речи.

 

 

 

Список  литературы

 

 

  1. Аксенова  А.К. Методика  обучения  русскому  языку  в  специальной (коррекционной) школе: Учеб. для  студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  2. Аксенова А.К. Книга для чтения 8,9 класс.- М: Просвещение 1990.
  3. Ананиев Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960.
  4. Бгажнокова  И.М. Психология  умственно отсталого школьника. Учебно-методическое  пособие. М.: «Просвещение», 1987.
  5. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника.- М:
  6. Бугрименко Е.А, Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М: Просвещение, 1993.
  7. Былевская Т.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках чтения // Начальная школа, № 5, 1990.
  8. Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2000.
  9. Волкова Л.С. Логопедия.- М: Просвещение, РЛАДОС 2002
  10. Вопросы психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951
  11. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии, 1972 №2
  12. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1999.
  13. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. - М: Просвещение, 1962.
  14. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997.
  15. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика» 1999.
  16. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1999
  17. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М: Педагогика, 1990.
  18. Земский А.М. и др. Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с.
  19. Изучение  и  образование  детей  с  нарушениями  развития. Екатеринбург, 2004.
  20. Ипполитова  Н.А. Развитие  речи  школьников  в процессе  обучения  чтению // Русский язык  в школе. 1997, № 1.
  21. Кудасов А.Л. Проблема обучения и воспитания учащихся старших классов коррекционной школы.- М: Наука, 1992.
  22. Кустарова В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа.- №5,1993.
  23. Лалаева Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М:
  24. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы.- М: Наука, 1990.
  25. Материалы  научно-практической  конференции  студентов  и  аспирантов  г. Екатеринбург «Уральский  государственный  педагогический  университет», 29 апреля  2004.
  26. Межпредметные связи при изучении литературы в школе Под ред. Колокольцева.- М: Просвещение, 1990.
  27. Методы  обследования  речи  детей: Пособие  по  диагностике  речевых  нарушений / Под  общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  28. Светловская Н.Н. Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению // Начальная школа.- №10, 1983.
  29. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
  30. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие связной письменной речи на уроках в старших классах специальной шолы