Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 06:54, доклад

Краткое описание

На сегодняшний день в дошкольных образовательных учреждениях ДОУ г.Твери реализуются различные образовательные программы. В ходе проведенного сравнительного анализа комплексных программ: «Детство», «Из детства в отрочество», «Истоки», «Радуга», «Детский сад – дом радости», «Развитие», а также парциальных программ: «Цветик-семицветик», «Русский музей» было выявлено, что наиболее полно раскрыто содержание работы по обучению детей расскзыванию по картине в программах «Детство» и «Радуга», по художественной картине в программе «Русский музей», а система использования схем и моделей при обучении дошкольников лучшим образом представлена в программе «Развитие».

Вложенные файлы: 1 файл

razvitie-svyaznoj-rechi-starshih-doshkolnikov-posredstvom-oznakomleniya-s-hudozhestvennoj-kartinoj.docx

— 40.03 Кб (Скачать файл)

Взрослый интересен  как партнер по сугубо индивидуальному  общению. Появляются устойчивые чувства  и отношение ко взрослым. Сверстник  интересен как партнер по сюжетной игре (сюжетосложение). Высокая потребность  в общении со сверстниками, в принятии и признании с их стороны.

В этом возрасте происходит осознание половой идентичности – чувства принадлежности к группе мужчин или женщин.

Интерес к внутреннему  миру людей, особенностям их взаимоотношений  определяет новый преобладающий  тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение  к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Ребенок может связно изложить мысли, пересказать сюжет, описать явление, объект, сформулировать предложение  ли вопрос, активно экспериментирует со словом, видоизменяя его и придумывая слова с удовольствием включается в творческую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов.

Новым приобретением  ребенка становится интерес к  речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание  и согласование слов в речи.

Стремление детей  старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок  не только может пользоваться интонационными средствами, но и способен освоить  типичные для языка средств выразительности, такие, как эпитет, сравнение, метафора.

К старшему дошкольному  возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может  существенно отличаться по богатству  словарного запаса, по уровню связности  и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

В работах ученых определены психологические особенности  восприятия художественной картины  детьми старшего дошкольного возраста.

Психологические особенности восприятия художественной картины детьми старшей  группы.

В 5-6 лет у ребенка  появляется систематическое рассматривание предмета, движение взора характеризуется  последовательностью, возрастает устойчивость внимания, которое тесно связано  с развитием речи, ребенок все  правильнее передает в речи то, что  воспринимает. Возникновение произвольной памяти также связано с возрастанием регулирующей роли речи. Память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется цели – запомнить. Ребенок успешно контролирует себя, запоминая или воспроизводя материалы, память больше становится подконтрольной самому ребенку (устанавливает элементарные связи в изображении). Рассматривая картину, ребенок может оценить  цвет, цветовое сочетание изображенных предметов и явлений, видит перспективу, знает холодные и теплые цвета, основные и составные. В собственно художественной деятельности умеет составлять цвета, видит и передает оттенки, создает  относительно сложные графические  произведения (рисует карандашом, углем, сангиной).

Психологические особенности восприятия художественной картины детьми подготовительной к школе группы.

Возраст детей подготовительной к школе группы характеризует  значительно возрастающая концентрация внимания, объем и устойчивость. Внимание становится опосредованным (т.е. регулируется с помощью специальных  средств, например, жестов, слов и т.д.) Появляются элементы интеллектуального  внимания (связано с сосредоточенностью и направленностью мысли). Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.

Появляются элементы третьего вида внимания – послепроизвольного, т.к. в процессе обучения могут возникнуть интерес и вдохновение, которые  обычно снимают волевое напряжение, идет высокий уровень устойчивого  внимания.

Память ребенка  – его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение способствуют возникновению и поддержанию  интереса к субъекту познания и самой  деятельности, обеспечивая запоминание.

Идет развитие словесно-логической памяти. Ребенок способен воспринимать больше, чем заложено во внешних  признаках изображаемого явления, улавливать внутреннюю характеристику художественного образа. Движение взора  характеризуется последовательностью. Воспринимая картину, ребенок усваивает  элементарные связи между частями  картины, от 6 лет уже описывает  увиденное и может дать объяснение.

 

Система работы

Результаты обследования уровня связной речи детей  (рассказывание  по художественной картине) побудили к  поиску и дальнейшему применению в системе наиболее продуктивных форм, методов и приемов обучения детей рассказыванию.

Анализ требований программы «Детство», а также  результаты диагностического обследования детей позволил определить следующие  задачи в работе с детьми:

    • пополнить, уточнить и активизировать словарный запас детей;
    • формировать объяснительную и доказательную речь;
    • развивать эмоциональность детей;
    • развивать память и внимание;
    • развивать понимание смысла и содержания картин;
    • конкретизировать знания о явлениях природы и об окружающих предметах.

Материально-технические  условия в ДОУ позволяют проводить  работу с детьми с использованием всех типов картин, рекомендованных  методикой: предметные, сюжетные, серии  сюжетных картин, репродукции картин различных видов, а также схемы, модели, фотоиллюстрации.

При отборе и использовании  картин для занятий с дошкольниками  учитывались требования:

    1. картина должна быть графически грамотной, изображения реалистичными;
    2. содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
    3. при отборе картин необходимо учитывать психологические особенности детей определенного возраста;
    4. число картин должно быть педагогически обосновано;
    5. картина выставляется на доске или мольберте против света. При посадке детей необходимо учитывать оптимальные условия восприятия картин;
    6. педагог своим примером, показом стимулирует детей  к желательным речевым реакциям;
    7. рассматривание картины может продолжаться до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

В обучении детей  рассказыванию по художественной картине  используются  следующие методы и приемы:

    1. совместное рассказывание (на самом раннем этапе обучения);
    2. образец рассказа;
    3. беседа по картине;
    4. частичный образец;
    5. анализ образца рассказа;
    6. план рассказа (картинно-схематический план);
    7. самостоятельное обдумывание и выбор плана;
    8. коллективное составление рассказа (составление рассказа подгруппами или «командами»);
    9. составление рассказа по частям;
    10. использование схем и моделей;
    11. игры на развитие пластики (игры-символы);
    12. прослушивание детьми своих рассказов, записанных на магнитофоне;
    13. игры с цветом (кляксография, монотипия);
    14. игры с пиктограммами;
    15. игры с сигнальными карточками;
    16. приемы ТРИЗ;
    17. использование музыкальных произведений и художественного слова.

В разработке и  апробации системы методических приемов обучения старших дошкольников рассказыванию по художественной картине  учитывался основополагающий принцип  программы «Детство»: индивидуально-личностный подход к каждому ребенку. Поэтому  все выше перечисленные методы и  приемы использовались в большинстве  своем не на специально организованных занятиях, а в совместной деятельности с детьми. Занятия же носят не обучающий, а контрольно-обобщающий характер. В систему работы были включены и интегрированные занятия.

Подготовительная  работа к занятиям по обучению рассказыванию  по художественной картине проводилась  во всех режимных моментах.

Для развития и  закрепления навыка по составлению  рассказа описания были использованы такие словесно-дидактические игры, как  «Опиши предмет», «Угадай по описанию», «Трик-так, это не так» и  др.

Активно использовался  метод моделирования, в котором  работа строилась с применением  методов схем и моделей, разработанных  Л. Венгером, Т. Ткаченко и Соломенниковой. В работе по обучению творческому  рассказыванию использовались собственно разработанные схемы.

Наиболее доступными и интересными приемами, позволяющими увидеть и описать предмет  или явление со всех сторон, были выделены приемы ТРИЗ. На основе освоения методических рекомендаций Л.Е. Белоусовой, изложенных в пособии «Удивительные  истории», были разработаны конспекты  занятий в совместной деятельности с детьми по обучению рассказыванию. На таких занятиях каждый ребенок  ощущал себя активным создателем.

Беседы по художественной картине проводились с использованием методики Н.А. Курочкиной. При составлении  рассказа-описания по художественной картине активно использовался  картинно-схематический план.

Постоянно проводилась  работа по обогащению словаря детей  искусствоведческими терминами.

Методика работы над речевым материалом определена последовательными рубриками. В  материале рубрики «Посмотри  и назови» представлены предложения, части которых должны быть дополнены  названиями предметов, изображенных на рисунках. После того, как ребенок  прослушает текст, ему дается задание  пересказать его в связной  форме. Такой же прием обучения пересказу  использовался и после чтения текста и решения задачи (межпредметная  связь) в рубрике «Прочти и  сосчитай».

Наибольшей творческой самостоятельности и активности требует рубрика «Прочти, расскажи, придумай сам». В ней даны загадки, стихотворения, прозаические тексты, диалоги, рассказы в картинках, серии сюжетных картинок и речевые ситуации, рассчитанные на доступное самостоятельное творчество дошкольников. В случае каких-либо затруднений  с придумыванием самостоятельных  высказываний воспитатель помогает ребенку проявить творчество наводящими вопросами.

Последняя рубрика  раздела «Прочти, расскажи, придумай сам» завершается творческими заданиями, сущность которых отражена в приеме : «Если ты подумаешь, то рассказ  придумаешь». Чтобы дошкольник мог  сочинить рассказ, ему часто бывают необходимы подсказки. Одной из таких  эффективных подсказок является описание речевой ситуации, а также  в дополнение к этому опорные  слова, предложения, дополнительные вопросы  и задания.

В конспекты специально организованных занятий и занятий  в самостоятельной деятельности включаются задания, направленные на формирование родовых и видовых понятий, обогащение и активизацию словаря, обучение вести диалог, развитие выразительности  речи, подготовку к обучению грамоте. При этом используются приемы использования  художественного слова (сказки, загадки), словесных дидактических игр, моделирования, элементы театрализованной деятельности. Вариативные подходы к построению заданий позволяют каждому ребенку  занимать позицию активного творца, созидателя. Например, в игре «Чудесные  вещи» дети самостоятельно придумывают  удивительные вещи. Это развивает  не только речевое творчество и креативность ребенка, но и способствует его психологическому раскрепощению, устраняет боязнь неправильного  высказывания, развивает смелость и  фантазию. В этой игре используются модели, отражающие способы передвижения, материалы, запахи, звуки. На основе моделирования дети придумывают необыкновенные предметы, сочиняют сказки, рисуют.

На занятиях с  детьми 5-6 лет по обучению рассказыванию  по художественной картине решаются следующие задачи:

    • воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по художественным картинам;
    • учить правильно понимать их содержание;
    • формировать умение связно, последовательно описывать изображенное;
    • активизировать и расширять словарный запас;
    • учить грамматически правильно строить речь и т.д.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами.

Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев  художественные картины рассматривали  на предыдущих этапах обучения и в  предварительной подготовке к занятию). Для того, чтобы занятие по рассказыванию  проходило успешно, за 2-3 дня до него организуется предварительная работа по рассматриванию картины. Такое сочетание  занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают  первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по художественным картинам.

Занятие по рассказыванию  начинается с повторного просмотра  картины. Педагог проводит краткую  беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, воспитатель обращается к ним  с вопросами, которые помогают в логической  и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.

Информация о работе Развитие связной речи старших дошкольников посредством ознакомления с художественной картиной