Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и анализ развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач: - изучить теоретические аспекты понятия и становления социального интеллекта; - рассмотреть особенности проявления, средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - исследовать на примере уровень развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; - разработать средства и метода по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение 3
1 глава. Теоретическое обоснование проблем развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие социального интеллекта и его исследование в отечественных и зарубежных исследованиях 6
1.2. Особенности проявления социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Средства и методы развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 17
2 глава. Экспериментальная работа по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.1. Изучение уровня развития социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 23
2.2. Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста 30
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 43
Список использованной литературы 45

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa.docx

— 116.42 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Сравнительный анализ результатов исследования

 

На третьем, завершающем, этапе экспериментальной деятельности по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста также была проведена диагностика. С этой целью были использованы первоначальные методики. Так, анкетирование родителей показало, что психологический климат в семьях доброжелательный. Родители любят своих детей, дети желанные, что положительно влияет на здоровье ребенка. Были опрошены те же родители, результаты опроса выведены в процентном соотношении и представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Результаты анкетирования родителей по выявления эмоционального благополучия детей.

Вопросы

Варианты ответов

Результат в %

Как ваш ребенок засыпает?

Быстро 

Медленно 

66

34

Как он спит?

Крепко, спокойно

Неспокойно 

75

25

Как просыпается?

Сразу

Не сразу

75

25

В каком настроении просыпается  ребенок?

Веселый, спокойный

Грустный

66

34

С каким настроением ваш  ребенок идет в детский сад?

Радостное

Иногда не хочет

75

25

Как проявляется страх  у ребенка?

Плачет

Зовет взрослых

50

50

Продолжение таблицы 2.3.

В чем вы видите причину  нежелания ребенка идти в детский  сад?

Трудности в отношениях с  воспитателем

Трудности в отношениях со сверстниками

 Привязанность к матери

9

 

41

 

50

Замечаете ли вы проявление страха у вашего ребенка?

В темной комнате 

При наказаниях, окриках 

При недовольстве взрослых его поведением

Когда слушает страшную сказку

17

57

9

 

17

Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?

Часто

Иногда

Редко

58

17

25

Чему радуется ваш ребенок?

Новой игрушке, подаркам

Встрече с близкими людьми, друзьями

Совместным походам в  театр, цирк

41

17

42

Какие эмоции наблюдаются  в игре по отношению к предметам  и игрушкам?

Доброжелательный интерес  Агрессивность

83

17

Рассказывает ли дома о  своих взаимоотношениях с детьми?

Да

Иногда

75

25

Жалуется ли на сверстников?

Да 

Ингода

Нет

58

25

17

Какой ваш ребенок в  общении с другими детьми?

Уравновешенный 

Приветливый

Склонен чаще командовать, чем подчиняться

42

33

25

Как на ваш взгляд, влияют детско - родительские отношения в  семье на общение ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду?

Прямого влияния не оказывают  Благополучие семейных отношений - это  эмоциональный тыл ребенка облегчающий его жизнь в детском саду

25

75


2. По результатам следующей методики составлена следующая таблица:

Таблица 2.2 - Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций

№ ребенка

Радость

Грусть

Страх

Гнев

Удивление

1

+

+

-

+

-

2

+

+

+

+

+

3

+

+

+

+

+

4

+

+

+

+

+

5

+

+

+

+

+

6

+

+

-

-

-

7

+

+

+

-

-

8

+

+

+

+

+

9

+

+

-

+

-

10

+

+

+

-

-

11

+

+

+

+

+

12

+

+

+

+

+

13

+

+

+

-

-

14

+

+

+

+

+

15

+

+

+

+

+


 

По данным таблицы видно, что дети воспринимают графические изображения эмоциональных состояний без затруднений. С заданием справились 80% детей, а 20% испытывают затруднения при определении и назывании основных эмоций, таких как «страх», «гнев», «удивление».

3. По результатам тестирования детей старшей группы ДОУ «Солнышко» имеют следующие уровни развития способности к прогнозированию представленных ситуаций.

Высокий (1 уровень) развития данной характеристики социального  интеллекта имеют трое детей

Восемь детей имеют средний (2 уровень) развития социального интеллекта, они в большей половине случаев верно определяли саму ситуацию и дальнейшее развитие этой ситуации.

Четверо из обследованных детей продемонстрировали сниженный (3 уровень) развития способности к прогнозированию ситуации (в 2-3 случаях дети неверно оценивали ситуацию и неадекватно ее прогнозировали).

4. Анализ результатов наблюдений показывает, что большее количество детей интересуются театрализованной деятельностью, проявлением своих эмоций как в игре, так и в повседневной жизни. В беседах дети с большим удовольствием высказывали свои ситуации и переживания.

На основании анализа повторных результатов диагностики можно сказать, что дети стали более эмоциональными, раскованными в разговорах со сверстниками и взрослыми. На основе полученного опыта у детей формируются связи между эталонами разных модальностей и стимулируется возникновение собственного эмоционального отношения. Наблюдение показывает, что в поведении детей можно отметить положительные моменты:

- они стали творчески подходить практически ко всем видам деятельности (рисунке, движении, исполнении песен, театрализации);

- дети стали более доброжелательными.

 

Заключение

 

В заключении данной курсовой работы необходимо сказать, что развитие социального интеллекта имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольного возраста и успешной его социализации.

Развитие социального  интеллекта у детей - важный и необходимый  этап в развитии личности ребенка, поскольку  в значительной мере определяет эффективность  его социально-психологической адаптации  к изменяющимся условиям жизни.

На основании проделанной  работы, можно сделать следующие  выводы:

Социальный  интеллект обеспечивает понимание  действий и поступков людей, мимики, поз, жестов, речи. Социальный интеллект  выступает в роли важной составляющей структуры и является важным профессиональным качеством таких профессий, как  юрист, психолог, врач, преподаватель, журналист и других, относящихся  к типу «человек - человек».

Особое значение развитие социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. В тоже время отмечается особая значимость для ребенка детско-родительских отношений в данный период. Важным условием становления социального интеллекта является первичная структура социализации - семья. Непосредственное влияние оказывают, стили семейного воспитания.

Также, особая роль в становлении социального интеллекта принадлежит индивидуально-психологическим особенностям личности, таким как темперамент, любознательность.

Поскольку социальный интеллект  обеспечивает познание в субъект - субъектных отношениях, то любознательность в свою очередь способствует продуктивности данного познания. Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей. Социальный интеллект является фактором социальной адаптации личности, а успешная адаптация ведет к снижению невротизации личности и к росту личностных достижений.

Социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственные достоинства и недостатки, а так же является необходимым условием эффективного межличностного взаимодействия.

В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, выявлены особенности  становления социального интеллекта у детей старшего дошкольного  возраста. Результаты экспериментального исследования подтвердили необходимость проведения систематической работы по развитию социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим была составлена и реализована в рамках проводимого  эксперимента методика развития социального  интеллекта детей старшего дошкольного  возраста. Была разработана такая  система развития социального интеллекта, которая путем использования  различных игровых обучающих  методов (театрализация и сказкотерапия) способствовала решению таких задач как обучение ребенка ориентированию в межличностной ситуации, развитие способностей понимать свои и чужие психические состояния, оценка взаимосвязанности своих действий и действий других людей, аргументирование и предвосхищение своего поведения.

Таким образом, можно говорить о важности организации работы в детском саду по формированию социального интеллекта детей.

В ходе реализации разработанной  методике и  проведении контрольного исследования уровня развития социального  интеллекта у детей старшего дошкольного  возраста можно сказать, что дети стали более эмоциональными, раскованными в разговорах со сверстниками и взрослыми.

На основе полученного  опыта у детей формируются  связи между эталонами разных модальностей и стимулируется возникновение собственного эмоционального отношения. Наблюдение показывает, что в поведении детей можно отметить положительные моменты: они стали творчески подходить практически ко всем видам деятельности (рисунке, движении, исполнении песен, театрализации), стали более доброжелательными.

 

Список использованной литературы

 

  1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта – битва за разум: Как формируются умственные способности. – М.: Эксмо-Пресс, 2007.
  2. Альберхт К. Социальный интеллект. Наука о навыках успешного взаимодействия с окружающими. – М.: Бизнес Психологи, 2011.
  3. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007.
  4. Батурин Н. А., Пичугова А.В. Компендиум психодиагностических методик России: описание и первый анализ // Вестник ЮУрГУ. – 2008, №5.
  5. Блинова Л. Ф. Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста. – Казань: Татарское книжное издательство, 2007.
  6. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: АСТ-Пресс, 2006.
  7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка.- М.: Эксмо, 2005.
  8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Лань, 2007.
  9. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Профессия, 2006.
  10. Дмитриева С. В. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста. - М.:Росмэн, 2007.
  11. Карпович Т.В. Психологическая диагностика социального интеллекта личности. – М.: Образование, 2007.
  12. Князева О. Л. Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: АСТ-Пресс, 2009.
  13. Кравцова Е.Е. Психологическое содержание понятия «Социализация» в рамках культурно-исторического подхода Л.С. Выготского // Практический психолог. - 2005. – № 6.
  14. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. – М.: Институт психологии РАН, 2009.
  15. Масягина О. Ю. Развитие социального интеллекта дошкольников: методологический подход, психологические механизмы, модель развития - М.: Буки-Веди, 2012.
  16. Михайлова Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6-7 лет. // Практический психолог. - 2007, № 2.
  17. Пантолик Т. С. Использование теста Гилфорда в исследовании развития социального интеллекта детей дошкольного возраста. – М.: РУДН, 2009.
  18. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. – М.: Академический проект, 2006.
  19. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – СПб.: Питер Пресс, 2004.
  20. Ростовых Д. А. Социальный интеллект: актуальные проблемы исследования - М.: МОИУ, 2004.
  21. Рублева Н. В. Проблема развития социального интеллекта в процессе социального воспитания детей старшего дошкольного возраста. - М.: Буки-Веди, 2012.
  22. Рылеева Е. В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников. - М.: Прогресс, 2004.
  23. Савенков А. И. Социальный интеллект как проблема психологи одаренности и творчества // Высшая школа экономики. – 2005, №4.
  24. Ульянова Н. П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста // Молодой ученый. – 2012, №3.
  25. Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта. – М.: Институт психологии РАН, 2009.
  26. Ушаков Д. В. Социальный интеллект: теория, измерение, исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2009.
  27. Флейвелл Джон Х. Генетическая психология Жана Пиаже. – М.: Просвещение, 2007.
  28. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. – М.: АСТ, 2006.
  29. Харитонова И. В. Особенности оценки социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. – М.: МОУИ, 2005.
  30. Хлебодарова О. Б. Научные подходы к изучению социального интеллекта в психологии // Молодой ученый. – 2011, №11.
  31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 2007.
  32. Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте // Вопросы психологии. – 2006, №6.
  33. Шалаева Т. И. Использование методики социального интеллекта в практике профконсультирования. Методическое пособие. – Саратов: ПМУЦ, 2002.
  34. Шаповаленко И. В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2005.
  35. Шилова О.В. К проблеме развития социального интеллекта у старших дошкольников и младших школьников - Н.Новгород: НГПУ, 2008.
  36. Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и младших школьников в процессе общения со взрослым - М.: РУДН, 2008.
  37. Юркевич В.С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. – 2005, № 3 (4).

Информация о работе Развитие социального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста