Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 00:01, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение самой сущности творческих способностей, их диагностики, путей их развития, а также рассмотрение некоторых систем развивающего обучения с направленностью на развитие творческих способностей личности учащегося.
Объектом исследования являются творческие способности и особенности процесса их развития в процессе педагогической деятельности.
Предметом исследования являются методы и приёмы, влияющие на развитие творческих способностей учащихся.
Цель работы определила следующие задачи:
Проанализировав психологическую литературу выявить сущность понятий «способности», «творческие способности». Рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей.
Введение…………………………………………………………………….
3-4
Раздел I. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии…………………………………...
5-13
Понятие творчества и творческих способностей………………….
5-8
1.2 Компоненты и задатки творческих способностей………………….
8-13
Раздел II.Развитие творческих способностей в школьной среде………
14-32
2.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие на процесс развития творческих способностей подростков...
14-20
2.2. Условия и пути развития творческих способностей школьников подросткового возраста…………………………………………………..
20-27
2.3. Элементы педагогических технологий, направленных на развитие творческих способностей школьников……………………………………
27-32
Выводы
33-34
Список использованных источников
Итак, для того, чтобы обучиться
творческой деятельности, а в
процессе такого обучения
Понятие «педагогическая ситуация» неоднозначно оно употребляется по отношению к двум несколько разным явлениям. Во-первых, это «кратковременное взаимодействие учителя с учеником (группой или классом) на основе противоположных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений». И второе значение «совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе». Именно в этом значении мы подразумеваем их в нашей работе. Целью создания педагогических ситуаций вообще является развитие учащегося как субъекта общественной и трудовой деятельности. А значит развитие его предметно - деятельностных и межличностных способностей.
Для передачи опыта творческой деятельности, приобретения критериев оценки деятельности, приобретения знаний, включающихся в процесс анализа новых ситуаций, для развития личности как полноценного общественного субъекта недостаточно определения только структуры и характера учебного процесса, необходимо и её наполнение нравственным, идейным и художественно-эстетическим содержанием. При изучении литературы в школе это содержание обеспечивают произведения художественной литературы. Именно опора на художественно-литературное искусство обеспечивает развитие собственно творческих способностей художественного характера. Художественно-эстетическое содержание произведения обеспечивает приобретение детьми художественных критериев при развитии способности самостоятельной критической оценки. Пример решения писателем-художником той или иной проблемы помогает организовать учителем модель художественного решения творческой задачи при приобретении опыта творческой деятельности детьми. Те или иные способы реализации решения творческих проблем развивают в детях стремление к нахождению новых художественных путей и типов решения. Что обеспечивает развитие способности зоркости в поисках проблем и т.д. Способность предвидения результатов собственного творчества, которая реализуется на первом этапе творческого решения, когда ребенок, а для детей 6-7 класса это уже доступно, предвосхищает результаты своей творческой деятельности, определяет замысел [4, с. 189].
Идейное содержание произведения значимо при этом не само по себе, а лишь как толчок, направленность развития собственных идей по решению увиденной проблемы. Доступность для ученика идеи произведения развивает осознанную способность к генерированию собственных идей, например при литературном творчестве учащихся. В более старших классах чёткая определенность идей произведения помогает развить способность к чувству новизны и значимости собственных идей старшеклассников.
Нравственное содержание произведения обеспечивает, зачастую служит для педагога опорой в постановке тех или иных проблем перед учениками. Такие проблемы обычно определяются осуществлением нравственного выбора героя, его нравственной борьбы.
Необходимо вынести одно очень важное предупреждение: ни в коем случае нельзя сравнивать и противопоставлять ровесников по качеству результатов их индивидуально – творческой работы. Это может привести как к замкнутости и прекращению общения с одной стороны, так и к деятельности, к выражению ради первенства, ради успеха.
Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, что творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность способствует развитию способностей вообще, а тем более творческих. Развитие способностей происходит только в том случае, если деятельность связана с положительными эмоциями.
Tрудно переоценить
При "субъект - субъектных" отношениях учителя и учеников начинать урок надо с постановки цели урока, но не цели обучающей деятельности учителя, а цели познавательной деятельности ученика! Только в этом случае цель воспринимается как проблема, которая будучи реально субъективной, для ученика выступает как объективная.
На основании поставленной цели совместно прорабатывается, конструируется алгоритм коллективных действий, затем индивидуальной познавательной деятельности для достижения каждым учеником поставленной цели, проводится рефлексия - оценивание собственных действий и приобретенных знаний.
Существенным элементом для любой обучающей модели обучения является рефлексия. Ученики должны знать себя, свои способности, интересы и стиль познания с тем, чтобы "найти себя", свое место в жизни. Сократовское изречение: "Неотрефлексированная жизнь недостойна того, чтобы быть прожитой" можно изменить таким образом: "Неотрефлексированный урок недостоин того, чтобы быть выученным".
Другой способ развития творчества основан на дифференциации по широте и глубине изучаемого материала. Это так называемая обогащенная программа обучения. Однако, лишь повышение уровня сложности и увеличение количества материала не способствует созданию оптимальных условий развития одаренности. Нужно иное, качественно новое содержание образования, специальные программы обучения одаренных детей творчеству, формирование лидерства, умения общаться и других качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности [10, с. 87].
Еще, одним важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя, в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися, для чего педагог должен иметь немалые знания и обладать приёмами общения.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.
На мой взгляд, педагогическое творчество должно рассматриваться как процесс решения педагогом бесчисленного ряда учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах.
Как же на практике
Если говорить о применительно к содержанию обучения, то учитель должен прежде всего хорошо знать содержание учебника. Его творчество проявляется здесь в умении увязать предлагаемую ему тематику с ситуациями общения, то есть максимально приблизить учебный материал к жизни.
Широкое поле деятельности для творчества учителя, на мой взгляд, открывается при выборе методов и приёмов обучения школьников. Творчески работающий учитель берёт на вооружение такие формы, приёмы и методы работы, которые наиболее эффективны применительно к данной теме, к данному классу и соответствуют его индивидуальным особенностям.
К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся относятся ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработку и защиту проектов по теме. уроки-спектакли, а так же уроки-конференции, пресс-конференции, урок-диспут, урок-экскурсия или заочное путешествие, урок-телемост, урок - смотр знаний и другие. Но, конечно же, учителю необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения.
В основе базовой модели урока лежит представление о творчестве. Индивидуальность понимается как уникальность, неповторимость каждого человеческого существа.
Человеческая уникальность самым тесным образом связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новый подход, новое решение, т.е. готовность к отказу от привычных стереотипов восприятия, мышления и поведения.
Человеческая индивидуальность всегда неповторима, а следовательно, само ее появление есть уже появление чего-то нового, и реализация уникальности каждой человеческой индивидуальности - это и есть творческий акт.
Таким образом, творческие проявления ребенка - это те его проявления, в которых ему удалось реализовать свою уникальную индивидуальность.
Чтобы любой урок (факультатив, занятие) был направлен на развитие творческих способностей учащихся и реализовал их, учителю необходимо при его проведении ориентироваться на следующие принципы [10, с. 112]:
1. Принцип «пользователя».
Учитель должен пользоваться современными педагогическими развивающими технологиями, ориентированными на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса своего развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного.
2. Принцип «принятия другого».
Согласно данному принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими, уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение ученик - учитель уже не может строиться по логике объект-субъектного взаимодействия.
3. Принцип «проектирования и
реализации» образовательной
4. Принцип «самосознающей
5. Принцип «сотрудничества».
Обязательные условия проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся, можно сформулировать следующим образом.
1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей (устные и письменные ответы; ответы, имеющие литературную и нелитературную форму; ответы в графической и пластической форме, в форме поведения и реакции на другого человека).
2. Необходимо обеспечить независимость выбора и принятия решений учащимися для того, чтобы они могли самостоятельно контролировать собственное продвижение.
3. Каждой идеей ученика учитель должен восхищаться.
4. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.
5. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребенка.
6. Во время урока (занятия) исключается всякая критика личности и деятельности детей.
7. Следует шире использовать
в учебной деятельности
Основная задача такого урока - помочь раскрыть собственные возможности ученика [5, с. 118].
Вместо традиционной задачи усвоения при развитии творческого потенциала ребенка ставится задача целостного проживания им ситуации, при котором обязательно должны быть задействованы эмоциональные механизмы. Поэтому то, что в ходе обычного урока чаще всего является помехой (эмоциональные реакции ученика по отношению к происходящему), при развитии творческого потенциала является тем центральным стержнем, с которым должен работать учитель.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в школьном возрасте являются:
Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.
Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Информация о работе Развитие творческих способностей в школьной среде