Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 14:32, курсовая работа
Цель представленной работы: изучение процесса развития художественно-творческих способностей в процессе рисования живописными материалами у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению художественных способностей детей в технике живописи;
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве
4. Этапы развития художественно-творческих способностей
5. Факторы развития художественно-творческих способностей
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой деятельности
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию творческих способностей
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство развития творческих способностей
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами
Заключение
Литература
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста.
Существует
множество определений
Способности
– это психологические
К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые крайне важно, считал Л.А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо формировать.
При определении содержания способностей на первый план выступает вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
В этом вопросе нет единого мнения:
- способности
не сводятся к навыкам,
- знания,
умения и навыки
- одним
из компонентов способностей
является особая умелость руки
как результат
В.И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое противопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.
Л.А. Венгер,
понимая под способностями
В психологии установлено, что способности формируются на основе врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:
1. Типологические
свойства нервной системы,
2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и специализация полушарий головного мозга.
3. Индивидуальные
особенности строения
По определению В.А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех прочих условиях состоит в следующем:
- значительно
облегчают формирование
- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
- определяют высоту достижения;
- обуславливают
ранние проявления
Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти положения применимы и к специальным способностям [25, С. 18].
Для понимания
способностей к изобразительной
деятельности важно привести ряд
положений теории способностей В.И.
Шадрикова. Он рассматривает познавательные
способности в структуре
Психические функции отражения реализуются в виде познавательных психических процессов. Поэтому классификация способностей, полагает ученый, соответствует основным психическим процессам: способности ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, внимания и психомоторные способности. Эти способности относятся к общим.
У конкретного человека каждая из способностей может быть выражена в разной степени («мера выраженности» способности). Автор определяет параметры, по которым можно определить развитие каждой из способностей. Например, способность восприятия оценивается по параметрам: объем, точность, полнота, новизна, быстрота, эмоциональная насыщенность, способность воображения, оригинальность, осмысленность и др.; психомоторная способность по параметрам: скорость, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость.
Для практического решения проблемы способностей ( в плане анализа и формирования) важно замечание В.И. Шадрикова и о том, что в реальном проявлении каждая психическая функция (процесс) не отделима от других, включает их в себя.
Различна
только иерархия, она определяется
тем, какая психическая функция
выбрана в качестве исходной. Например,
способность эстетического
В.И. Шадриков
все эти рассуждения относит
к познавательным способностям как
отдельным свойствам общей
Духовные способности – это способности к самопознанию, самосознанию, самопереживанию, к соотнесению себя с миром, с другими людьми. Эти способности обеспечивают создание духовных творений. Духовные способности связываются не только с понятием «деятельность», но и с понятием «поведение», органично включающим в себя отношение к моральным нормам.
Очевидно, в духовных способностях проявляется личность. Они являются и результатом и условием её развития. Процесс их развития – это, по существу, процесс развития личности.
Можно отметить соотношение духовных способностей с познавательными: в духовных способностях проявляются все умственные способности в их единстве, но направленные духовными ценностями. Духовные способности проявляются в стремлении к духовному прогрессу, умственному, нравственному. Другими словами, автор формирует идею о целостном развитии всех сфер личности [25, С. 32].
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их
проявления в изобразительном творчестве.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их структуру, условия развития. Только в этом случае возможна целенаправленная разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержание, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе. Однако, они не являются бесспорными уже потому, что различны или по своей сущности, или по объему, или по структуре.
Имеющиеся данные по этой проблеме можно проанализировать, опираясь на общепринятый в теории способностей подход к определению их содержания – исходя из специфики деятельности.
Изобразительная
деятельность – это отражение
окружающего в форме
Сочетание двух функций в художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности художественно-творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно, определяет и специфики способностей к данному виду деятельности.
Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина).
Первую часть деятельности называют ориентировочной, а вторую – исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П. Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств (свойств) личности, т.е. способностей.
Рассмотрим,
как исследователи учитывают
особенности изобразительной
В.И. Киреенко рассматривает способности к изобразительной деятельности как определенные свойства зрительного восприятия, а именно:
- способность
воспринимать объект в
- способность
оценивать в рисунке
- способность оценивать пропорции;
- способность
оценивать степень приближения
- способность
оценивать перспективные
Целая серия
экспериментов, проведенных В.И. Киреенко,
направлена на выявление качественных
различий этих сторон зрительного восприятия
у школьников и учащихся средних
художественных школ, преподавателей,
имеющих специальное
Однако выделенные способности позволяют сформировать только более или менее точное представление об изображаемом предмете и не дают возможности изобразить его. И тем более способности такого рода не позволяют создать выразительный творческий образ.
Таким образом, автором выделена хотя и важная, но далеко не исчерпывающая специфики деятельности группа способностей.
Своеобразный подход к выделению содержания способностей в изобразительной деятельности предполагает А.Г. Ковалев. Он говорит не о способностях, а о способности к изодеятельности, которая имеет свою структуру. В ней есть первый компонент – ведущее свойство и два опорных. Структуру способности он выделяет исходя из преимущественного проявления в деятельности тех или иных свойств психики: ведущее свойство – художественное воображение, без которого невозможны развитие и воплощение замысла; опорное свойство – острая зрительная чувственность (чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии).
Второй
компонент – специальная
Кроме этого
выделяется фон способности –
эмоциональная настроенность, легко
возникающая благодаря наличию
у художника высокой
Исходя
их отмеченных выше особенностей изобразительной
деятельности, можно сказать, что
выделенные А.Г. Ковалевым способности
в большей степени отражают существо
деятельности, ее сенсорный и одновременно
творческий характер. Эти способности
проявляются и в
Очень важно
выделение специальной умелости
руки как одного из компонентов способности.
Это согласуется и с
Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Саккулиной в силу их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом.
В 1959 году
вышла одна из интереснейших работ
Н.П. Саккулиной по проблеме способностей
к изобразительной деятельности
«Развитие художественно-
Анализируя разные общественные функции рисунка и определяя среди всех две главные – изобразительную и выразительную, Н.П. Саккулина соответственно выделяет две группы способностей к изобразительной деятельности: способность к изображению и способность к художественному выражению.